Основы философских знаний
Раздел первый ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ
ГЛАВА ПЕРВАЯ ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЙ
3. Философия Западной Европы
Учение Платона.
Платон - сын афинского гражданина. Настоящее имя Платона - Арістокл. В юности Платон - очень красивый, физически развитый, одерживал победы на олимпийских играх. Отсюда прозвище Платон, то есть широкоплечий. И Платон известен не только физической силой, но и знаниями, литературными способностями. После смерти Сократа, в саду, посвященном напівбогу Академу, Платон основывает философскую школу - Академию, которая становится центром античного идеализма. Платон оставил большое философское наследие.
В чем же суть философской концепции Платона? По убеждениям Платон - объективный идеалист. Окружающий материальный мир, по мнению Платона, является лишь тенью и образован от мира идей, т. е. материальный мир вторичен. Все явления и вещи материального мира возникают и гибнут (и поэтому не могут стать настоящими или сущими), а идеи являются неизменными, неподвижными и вечными. Много внимания Платон
уделяет и вопросу классификации идей. Выше чем все идеи, по мнению Платона, стоят идеи красоты и добра.
Творчество выдающегося философа Древней Греции Платона большая и разнообразная. Социально-политические проблемы наиболее полно решаются в трудах «Политика», «Государство», «Законы». Государство обеспечивает удовлетворение естественных потребностей людей, и поэтому в современном государстве люди делятся на слои, общности, группы согласно особенностям их души. Существуют и различные несовершенные, правильные и неправильные формы государственного строя. Правильными формами государственного строя Платон считает монархию и аристократию том, что законные, и их деятельность направлена на достижение в обществе благ и согласия. Неправильные формы политического устройства государства: тімократія (господство честолюбцев и стяжателей, стремящихся к наживе и обогащению), олигархия (господство кучки богачей - расточителей, воров, мастеров темных дел, способных на преступления ради пользы людей, которые не занимаются своими делами), демократия - власть большинства, что может быть законной и незаконной, если демос - народ - силой захватит власть, а тирания - власть одного лица над всеми. Тиран приходит к власти на волне лицемерного популизма: всем улыбается, всех обнимает, освобождает от долгов, раздает землю, а чуть позже уничтожает некоторых из тех, кто выступает против тирана или осуждает действия.
Платон правильным и неправильным формам государственного устройства противопоставляет идеальное государство, что способна реализовать основной принцип жизни: справедливость и благо (в его понимании) для каждого члена общества. Государство Платона - это идеализация афинского кастового строя. Суть заключается в разделении граждан на три сословия: философов-правителей, стражей и непосредственных производителей - земледельцев и ремесленников. Каждое состояние должно заниматься тем, на что способен, и не вмешиваться в дела других сословий. Гармоничное иерархическое сочетание, дополняя друг друга, деятельность состояний на основе внутренних качеств каждого из них, создает идеальный государственный строй. Конечно же, привлечение философов к управлению основывается прежде всего на том основании, что философы по духовному составу и роду деятельности наиболее далеки от мирских соблазнов. Суть политического искусства заключается в умении разумно организовать и вести общегосударственное общественную жизнь.