Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Основы философских знаний
Раздел первый
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ

ГЛАВА ПЕРВАЯ
ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЙ
3. Философия Западной Европы

Учение Аристотеля.

Научно-теоретический синтез предыдущего развития античной философии осуществлено одним из наиболее выдающихся учеников знаменитого Платона - Аристотелем, который стал основоположником логики, психологии, политики и ряда других отраслей знаний. Семнадцати лет Аристотель под влиянием слухов об Академии Платона оставляет родной город и уходит в Афины, где становится учеником Платона. В Академии Аристотель около двадцати лет развивает свои творческие способности. На начальном этапе философия Платона заметно повлияла на мировоззрение, но дальше Аристотель занимает в отношении к философии учителя Платона критическую позицию и оставляет Академию. После смерти Платона Аристотель основывает свою школу - Ликей (отсюда лицей). С 343 года до н. э. Аристотель - учитель Александра Македонского - великого полководца. Когда Александр пришел к власти, Аристотель не одобрил завоевательную политику, что стало причиной постепенного охлаждения отношений между ними. В 322 году до н. э. Аристотель умирает, оставив большую научную систему.

Научная деятельность Аристотеля - это не только вершина античного философского мышления, но и большой вклад практически во все известные тогда области науки: сформированы новые направления, систематизированы, определены предмет и методы отдельных наук. Философской позиции Аристотеля свойственно колебания между материализмом и идеализмом, с одной стороны, резко критикует Платона за признание идей первоосновой вещей, а с другой - считал, что материя - это пассивное начало, источник, имеющий аморфный содержание и не может самостоятельно развиваться. Аристотель сделал большой вклад в формирование вопросам философии, ее законов, категорий и принципов диалектики.

Большая заслуга Аристотеля и в обосновании вопросов общественного развития. Анализ происхождения и развития государства дает Аристотелю возможность определить, что историческими формами общения людей стали семья, поселения, состоящие из нескольких семей, колонии, т.е. родовые земля хозяйственные общины, из которых потом формируется, складывается государство - полис. Государство доминирует над индивидом, семьей и родом, потому что призвана обеспечить высокую нравственность всех жителей, жителей полиса - государства. Всем гражданам государства обеспечивается справедливость в том, что «право, которое служит мерилом справедливости, является регулирующая норма политического общения». Критически рассматривая все известные тогда попытки полисной перестройки общества, принципиально отвергает державоцентричний способ решения проблемы Платоном. Не видит выхода Аристотель и в том, чтобы «сделать государство слишком единственной». Тотальной программе абсолютного единства, подчинения интересов части интересам целого, то есть подчинение интересов личности интересам государства, Аристотель противопоставляет и идею относительного единства, основанной на достижении сбалансированного сочетания частных интересов.

По мнению Аристотеля, государство является сформированная и определенная совокупность граждан. Здесь речь идет уже не о первичные элементы государства: индивид, семья и др., а о гражданах. Гражданин тот, кто может участвовать в законодательной и судебной власти государства. Государство-продукт естественного развития и подобная перелитых объединений, естественно возникли как семья и поселение. Но государство - это высшая форма отношений. В политическом общении все другие типы отношений достигают цели: учитывая то, что природа и разнообразные формы их общения достигают своего завершения только в государстве, Аристотель считал, что природа государства стоит перед природой семьи, индивида, что государство предшествует индивиду. Но Аристотель выступает защитником права человека, индивида, прежде всего, индивидуального права частной собственности, обосновывает необходимость индивидуальной семьи и ее индивидуальной специфики по сравнению с государством, выделяет в обществе классы и слои свободных людей: земледельцы, ремесленники, торговцы, наемные рабочие, зажиточные люди (знать), воины, стражи, судьи, управленцы. Управлять государством должны люди, которые обладают в достатке и способностью, и знанием и умением. Это люди среднего класса.

Собрав и обобщив огромный опыт городов - государств (полисов), Аристотель сформулировал шесть форм управления государством, три из которых считал правильными. Классификацию государственных форм, их распределение в зависимости от нескольких властителей (один, немногие, большинство) считает непринципиальным, а выдвигает внутренние качества управления. В правильных формах правящие субъекты через систему норм и ограничений различного характера действуют в интересах общего блага. В неправильных формах правящие субъекты сдерживаются такой системой норм и ограничений и поэтому действуют в своих собственных интересах, устанавливая абсолютные режимы правления. Правильными формами государственного правления, обеспечивающих общее благо и пользу, Аристотель считал монархию - царскую власть, аристократию - власть немногих, знатных, которые имеют и способности, и знания и умение управлять людьми, политию - правление большинства, сбалансированное правлением, отобранными на основе ценза, образованности, умения большинства ради общего блага и блага. Неправильными, ненормальными формами считались тирания - неограниченное правление одного лица, которая использовала власть полностью в своих интересах и пользы; олигархия - правление немногих знатных и богатых лиц, которые власти использовали лишь в собственных интересах и пользы; демократия - неограниченное правление малоимущей большинства людей, что осуществляется в интересах исключительно большинства людей. Для Аристотеля в первую очередь важны внутренние принципы организации власти, то, ради чего власть действует. Субъектом власти может быть и одно лицо, и немногочисленные группы, большинство народа, но главное, чтобы их власть не абсолютизувалась, а становилась относительной, не небезграничной, а регулирующей. Беспредел демоса отнюдь не лучше произвола тирана. И Аристотель считал, что среди неправильных худшей формой управления государством является тирания, а лучшей - демократия, и основной путь превращения неправильных форм в правильные есть регулировка давления интересов, и фундаментальной основой устойчивой правильной формы управления - демократии должны стать слои населения государства, которые, нейтрализуя крайние претензии противоположных социальных полюсов, способные интегрировать их хоть и в относительной, но стабильной целостности. Только там, где в составе населения средние слои имеют преимущества или над обеими крайностями, либо над одной из них, государственный строй может рассчитывать на устойчивость. Система Аристотеля очень богата элементами социологических знаний.