Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Основы философских знаний
Раздел первый
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ

ГЛАВА ПЕРВАЯ
ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЙ
3. Философия Западной Европы

Учение Сократа.

Определенная демократическая ориентация основных представителей софистики вызвала весьма резкий протест против тех мыслителей, стоящих на стороне аристократии, защищали ее интересы. Такую позицию занял и один из самых известных философов античности - Сократ, учение которого знаменует поворот от материалистического натурализма к идеализму. Происходил из бедной афинской семьи. Жил и учился в Афинах, а потом и сам учил в Афинах, где его слушали многочисленные ученики: Платон, Антісфен, Аристін, Евклид из Мегары. Активно критиковал софистов за то, что «учат мудрости за плату», утверждал, что есть такие человеческие качества, которые у человека от бога и священные. Это красота, мудрость и др. И неприлично, аморально торговать ими. Подлинные воззрения Сократа реконструировать очень трудно, сложно. Сократ никогда не считал себя мудрым (софос). По мысли Сократа, он только философ, который любит мудрость. Один из известных высказываний: «знаю, что ничего не знаю» - является, действительно, объяснение необходимости более глубокого познания самого себя. Своим более важным устремлением Сократ считал «воспитание людей», смысл которого видел в дискуссиях и беседах, а не в систематическом усвоении каких-то знаний. Строение мира, физическая природа вещей непізнанні, знать можем только себя самих. Это понимание предмета познания Сократ выразил формулой: «Познай самого себя». Центром философии Сократа становится человек, его отношение к семье, обществу, законам и не в последнее - отношение к богам. В беседах и дискуссиях Сократ обращает внимание на познание сути добродетели. А основными доброчесностями считал сдержанность (как подчинять страсти), мужество (как преодолеть опасность) и справедливость (как соблюдать божьих и человеческих законов). Эти добродетели человек получает путем познания и самопознания. У Сократа встречается также первая попытка классифицировать форму правления государством. Среди основных форм государственного строя Сократ выделяет: монархию, тиранию, аристократию, плутократию и демократию, которую характеризует как власть небольшого количества образованных и нравственных людей. В беседах, спорах и дискуссиях Сократа формировался философский метод, названный диалектикой (от греч. - вести беседу, разговаривать). Цель метода - достичь истины обнаружением противоречий в утверждениях противника путем постановки правильно подобранных вопросов. Жизнь Сократа закончилось трагически.