Вступление к философии Великие философы учебное пособие
Раздел С
ЛИЦОМ К ЧЕЛОВЕКУ
Джордано Бруно
(1548-1600)
«Кто хочет познать наибольшие тайны природы, пусть рассматривает и наблюдает минимумы и максимы противоречий и противоположностей»
Ярким, самобытным и одновременно трагическим мыслителем в когорту выдающихся личностей эпохи Возрождения, а со временем - в мировую интеллектуальную культуру вошел итальянский мистик, философ и поэт Джордано Филиппо Бруно, за еретический религиозный місіонізм приговорен инквизицией к смертной казни и сожжен в Риме в 1600 году.
«С детских лет, - вспоминает Бруно, - вступил я в мученическую борьбу с судьбой». И это действительно так. Обедневший дворянский род, где родился Филиппо, не мог дать парню то, чего он заслуживал за своими интеллектуальными способностями и призванием. После обучения латыни в местной частной школе юноша поселился в Неаполе, где начинает более-менее систематическое частное занятия философией, вслушивается в дискуссии кружковцев-гуманистов, с трепетом наблюдает за их конфликтами с инквизицией, становится послушником монастыря Сан-Доменико Маджоре, принимает монашеское имя Джордано.
Как вспоминают современники Бруно, способного юношу, который отличался феноменальной памятью, возили в Рим к Папе: настоятели гордились будущей славой доменіканського ордена! Жизнь и судьба Бруно распорядились иначе. Его проницательный ум пытался вырваться из тесных объятий официально витлумаченого святого писания, противопоставить ему свое собственное мировоззрение, утвердиться в свободном поиске истины.
Рассказывают, что на одном из монастырских диспутов Джордано выступил в защиту еретиков. Это вызвало волну возмущения со стороны церковников. Бруно бежит в Рим. В его келье делается обыск, который обнаруживает невероятное - указанные в папском индексе как запрещенные произведения Иеронима и Иоанна с комментариями Эразма Роттердамского!
Против Джордано была нарушена інквізиційна дело, насчитала около десятка обвинений. Убедившись, что надежд на оправдание нет, Бруно покидает папскую столицу. Начинаются долгие годы скитаний. Генуя, Савоя, Турин, Венеция, Брешия, Милан - далеко не полный перечень городов, где пытался найти и выразить себя талантливый и самобытный мыслитель. В конце концов, поддержанный земляками, он остановился в Женеве, где записался в «Книгу ректора» Женевского университета и погрузился в дело подготовки проповедников новой веры - кальвинизма. Однако и здесь Бруно не удержался от іншомислення. Его памфлет против одного из интеллектуальных лидеров кальвинистской общины потянул за собой отторжение от церкви, заключения, унизительную процедуру покаяния и поспешный отъезд в Лион, а затем в Тулузу, где по конкурсу Бруно был допущен к чтению лекций по философии в местном университете.
Казалось бы, жизнь мыслителя постепенно входило в более-менее уравновешенное русло. Да где там! В своих лекциях Бруно пытается опровергнуть схоластическую арістотелівську традицию. А это, опять же, не могло быть воспринятым иначе, как ересь. Против философа выступили его университетские коллеги. Бруно уезжает в Париж, читает лекции в Сорбонне, наконец приносят ему не только признание, но и славу. Внимание на философа обратил король Франции Генрих III, симпатии, покровительство и поддержка которого обеспечивали относительную независимость мыслителя от университетской администрации и церковной власти. В Париже Бруно издал свои первые книги.
И опять же, счастье продолжалось недолго. В связи с усилением реакции католических структур, философ переезжает в Лондон, где начал чтение лекций в знаменитом Оксфордском университете. Публичные оксфордские чтения Бруно собирали большую студенческую аудиторию, однако, официально признанные ученые университетские круги и администрация приняли его холодно, а потом просто запретили ему чтение лекций. И снова Париж, Рим, Венеция... свободомыслие, новые, более весомые обвинения в ереси, в конце концов, арест, суд и... Как свидетельствуют очевидцы, 17 февраля 1600 года, уже стоя на костровищі с кляпом во рту, Великий философ отторг протянутый для раскаяния крест.
За что же его так ненавидела церковь? Ответ очевиден: за вольнодумство! Бруно был мыслителем вселенского масштаба. Его мнение превосходила любые официально установленные каноны. Он высказывал ее открыто, а потому и служил угрозой доминирующей в те времена идеологии папства, церковного мира, догматизма и схоластики.
Учение Бруно является своеобразным поэтическим пантеїзмом, основанным на новейших естественно-научных исследованиях того времени (особенно гелиоцентрической системе Коперника), фрагментах эпикурейства, стоицизма и неоплатонизма.
Научные взгляды тогдашней эпохи связаны с именами четырех талантливых естествоиспытателей - Николая Коперника, Иоганна Кеплера, Галилео Галилея и Исаака Ньютона. Первый из них - польский священник и астроном Николай Коперник (1473 1543) - вошел в историю как создатель новой, гелиоцентрической системы мира; второй - немецкий астроном Иоганн Кеплер (1571-1630) известен как первооткрыватель законов движения планет и основатель теории солнечных затмений; третий - итальянец Галилео Галилей (1564-1642) стал основателем теории точного естествознания и теоретических основ современной механики; четвертый - английский физик, математик и механик Исаак Ньютон (1643-1727) - как первооткрыватель законов классической механики, закона всемирного тяготения, основатель теории движения небесных планет.
В когорту этих ученых и философов, которые определили параметры новейшего научного мировоззрения, развития философии и культуры, по праву входит великий итальянский астроном, естествоиспытатель и философ Джордано Бруно.
Наиболее известными среди работ Джордано Бруно является его труды: «О причине, начало и единое», «О бесконечности, Вселенной и мирах», «Изгнание торжествующего зверя», «О героическом энтузиазме», «О монаду, числе и фигуре», «О составлении образов» и др.
Как известно, гелиоцентрическая теория, созданная и обоснованная М. Коперником, полностью отрицала средневековые теологические представления о Вселенной и месте человека в нем. Она открывала принципиально новые пути для развития естествознания, в частности физики и астрономии. Развивая эту теорию, Д. Бруно выдвинул идею бесконечности Вселенной и множественности в ней миров, стоял на позициях пантеизма, «розсередивши» Бога во всей природе.
Истинная философия, считал Бруно, должна опираться на научный опыт; необходимо отказаться от схоластики, повести решительную борьбу с религиозными догматами. Знание не должно подчиняться вере, философ отрицал учение о «двойной истине»; истина одна, и она підвласна только естественно-научному познанию. Познать истину, учил философ, означает не что иное, как увидеть то удивительный источник света, из которого берет начало все то, что благодатная природа рисует в красках и о чем она сообщает в звуках.
Он считал, что природа и с Бог в вещах. Вселенная является бесконечным, считал философ. Это - Бог, который находится везде и всюду. Мир движется благодаря внутренним силам, что является вечной и неизменной субстанцией, единой сущностью и жизнью. Конкретные вещи вовлекаются в движение вечного духа и жизни в соответствии со своей организацией. Бог тождественен Природе, а Природа - Богу. Мир одухотворенный вместе с его предметами; им движет мировая душа - своеобразный вселенский интеллект, тождественный Богу; земной и небесный миры однородные; другие миры также заселены; планеты движутся по своим орбітам; центр Вселенной везде и повсюду! Этим самым философ сформировал основной принцип естествознания, что переживало период становления: Вселенная единый, бесконечный; он не порождается и не уничтожается, не может уменьшаться или увеличиваться. В целом, Вселенная неподвижен, но в его пространстве движутся лишь тела, которые являются составными частицами Вселенной. Волю Бога, считал Бруно, нужно искать В нерушимых законах Природы, в сиянии Солнца, в красоте вещей, в бесконечно разнообразных живых существах, которые своим разнообразием утверждают его (Бога) великое единство. «Таким образом, - писал Бруно, - имеется первое начало Вселенной, которое равным образом должно быть понято как такое, в котором уже не различаются материальное и формальное и о котором из уподобления ранее сказанному можно заключит, что оно есть абсолютная возможность и действительность... Хотя и спускаясь по этой лестнице природы, мы обнаруживаем двойную субстанцию - одну духовную, другую телесную, но в последнем счете и та и другая сводятся к одному бытию и одному корню» (Бруно Джордано. Диалоги. - С. 247).
Такими были основные принципы философского учения Великого философа. Именно они не воспринимались церковниками. И не могли быть воспринятыми. Инквизиция безжалостно и цинично уничтожала все, что противоречило устоявшимся канонам, что могло вызвать сомнение, что побудило свободомыслие, подрывало веру.
И все же, истина непобедима! Идеи Бруно не только остались в истории, но и дали толчок новым оригинальным вченням. их сила и значение для истории развития вільнолюбного Духа не уступают интеллектуальным достижениям гениальнейших мыслителей всех времен и народов.
9 июня 1889 года на Площади Цветов в Риме - на месте сожжения Великого философа - в присутствии 6 000 делегатов от народов и стран мира был открыт памятник Джордано Бруно - исполину Духа, борцу за Истину, Добро и Справедливость.