Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Вступление к философии
Великие философы учебное пособие

Раздел С

ЛИЦОМ К ЧЕЛОВЕКУ

Томмазо Кампанелла

(1568-1639)

«Родился я, чтоб поразит порок: Софизмы, лицемерие, тиранство»



Знаменитый итальянский мыслитель, представитель раннего утопического коммунизма родился у м.Стіло в Калабрии. С ранних лет любознательный юноша интересовался философией, особенно той ее частью, где обстоювались идеи добра и справедливости, истины и порядка, действительного гуманизма и человеколюбия. Словом и делом он старался утвердить их в социальной практике, за что подвергался постоянным гонениям со стороны церковников, так и со стороны официальных властей, с которыми мыслитель и гражданин вступил в ожесточенную драку за освобождение Южной Италии от гнета испанской монархии. В 1598 г. Кампанелла был схвачен, приговорен к пожизненному заключению, где и написал большую часть своих произведений, в том числе и переведенный на многие языки мира знаменитый диалог «Город Солнца». 27 лет заключения подорвали здоровье философа, но не сломили его свободолюбивый дух и гуманистическую натуру: идеи достижения справедливого государственного устройства получили в произведениях Кампанеллы не только теоретическое и глубоко гражданское освещения, но и высоконравственное обоснования.

Т. Кампанелла создал десятки сочинений по философии, которые частично были опубликованы, частично распространялись в рукописях в Германии и в других странах Европы. Он является автором трудов в таких областях знаний, как богословие, философия, этика, политика, военное искусство, астрономия, физиология и медицина. Перу Т. Камианелли принадлежат такие труды, как «Философия, доказанная чутьем», «О смысле вещей», книга на защиту Г. Галилея, «Город Солнца, или Идеальная Республика. Поэтический диалог».

Т. Кампанелла призывает к опытному познанию природы, выступает против средневековой схоластизованої философии, пропагандирует культурные достижения античных мыслителей. Природа, по мысли Кампанеллы, является скульптурным аналогом Бога»; все вещи - одухотворенные; все они стремятся сохранить свое существование и вернуться к первоисточнику, то есть к Богу. В этом стремлении, считал философ, находится основа религии. Источником познания является непосредственное изучение «живого кодекса природы»; познание базируется па чувственном опыте.

Главное произведение Т. Кампанеллы - «Город Солнца» - полностью посвящен моделированию будущего общества. В этом произведении философ отстаивает идеи политического и экономического равенства, подвергает критике эксплуатацию человека человеком, разрабатывает проект организации общества без насилия и социального неравенства. «Крайние нищета, - писал Т. Кампанелла, - делают людей негодяями, хитрыми, лукавыми, ворами, коварными, лжецами, лжесвидетелями и т.д., а богатство - тщеславными, гордыми, предателями, невеждами, что рассуждают о том, чего они не знают, обманщиками, хвастунами, черствыми, обидчиками и т.д.» (Кампанелла Т. Город Солнца //Утопический роман XVI-XVII вв. - М.,1971.-С.88).

В «Городе Солнца», о котором рассказывает настоятелю отеля мореплаватель, вернувшийся из дальнего похода, нет частной собственности; нет «негодяев и бездельников»; все работают; все всесторонне развитые - как физически, так и духовно; в городе царит распределительная равенство; каждый получает по потребностям. В этом городе нет семьи; женщины и мужчины в равной степени осуществляют военную службу; народ выбирает государственников. Решающая роль в организации жизни «солярійців» принадлежит науке и ученым, тесно связанным с религией и священнослужителями. В результате этого связи создается магический культ знаний, задача которого - проникновение в таинство Вселенной, совершенствования человека и общества.

Как и Т. Мор, Т. Кампанелла рисует утопическую картину идеального города, где нет частной собственности и индивидуальной семьи. Новое общество основано на труде, что является наиболее уважаемым делом. Работа длится не более чем четыре года. Цель этого общества - земное счастье «солярійців» (так назывались жители города) на принципах равенства, благосостояния, вгараздіння и расцвета культуры.

Чрезвычайно большое значение философ придавал развитию науки и техники. Он рассматривал их как главный источник развития общества, принцип изменения общественных отношений. Важная роль отводилась образованию и воспитанию. По мнению Т. Кампанеллы, руководство обществом, которое он называет «коммунистическим», находится в руках учено-жреческой касты.

В философской утопии англичанина Т. Мора и итальянца Т. Кампанеллы много общего. Первой среди этого общего есть идея обобществления собственности, точнее, идея построения общества на принципах отсутствия частной собственности. Эта идея, рожденная народными низами, встретила яростное сопротивление со стороны как религиозной, так и буржуазной идеологии. Именно поэтому каждый мыслитель, что брался за ее более-менее солидное теоретическое обоснование, подвергался гонениям и неприятностям как от «светской» и «духовной» власти.

Что касается народных масс, которые могли бы разделить и поддержать предложения относительно достижения «общественного счастья в равенстве», то, во-первых, сами «идеологи» народа были далеки от него и боялись (а может, и не совсем понимали) свободолюбивой социального творчества; во-вторых, они выражали свои мысли в форме, непонятной массам в связи с общим низким культурным уровнем и достаточно узким мировосприятием народа. Народное сознание, что дремала, должна была пройти путь Просвещения, чтобы понять свои собственные интересы. Именно поэтому ранний утопизм как будто «завис в воздухе».

Позже, уже на новых социальных началах, обобщив идеи утопистов более позднего периода - Г. Мабли, Морелли, А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна, до этих идей обратится марксистская социологическая мысль. А пока что эти идеи просто отодвигались от главных путей теоретического поиска материальных и духовных основ построения нового (оптимального для различных социальных слоев) общества. Этот поиск связывается прежде всего с именами Т. Гоббса и Б. Спинозы, позже - мыслителей французского Просвещения и материализма XVIII столетия. Среди разрозненных облачков общественной мысли, пронизанной реформированной религиозностью и буржуазным волелюбством, уже парили идеи «общественного договора», которые определяли магистрали теоретического поиска путей решения социальной проблематики этого периода.