Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Вступление к философии
Великие философы учебное пособие

Раздел С

ЛИЦОМ К ЧЕЛОВЕКУ

Эразм Роттердамский

(1469-1536)

«Христианская вера, очевидно, сродни определенному виду глупости и с мудростью никак не совместима»



Нидерландский философ, ученый - гуманист, богослов и писатель, представитель так называемого Северного Возрождения, Эразм Роттердамский вошел в историю как автор оригинальной концепции «христианского гуманизма» - нравственного учения, витлумаченого через призму основных догматов христианства. Знаменитая работа Роттердамского «Оружие христианского воина» разоблачала эгоизм, корыстолюбие и невежество священников и монахов, высмеивала темное схоластическое богословие и, вместе с тем, пропагандировала истинную нравственность, основы которой заложены в Библии.

Будущий ученый - богослов, учился в школе при соборной церкви св. Лебуіна в Девентери, впоследствии - на богословском факультете Парижского университета. Он отличался остроумием и любознательностью, увлекался античной философией, штудировал произведения Св. Августина и Фомы Аквинского, симпатизировал скептикам, критиковал схоластов. С уважением философ относился к своих предшественников - философов - гуманистов раннего Возрождения. В совершенстве он знал и богословие.

Перу Роттердамеького принадлежат многочисленные богословские трак таты, перевод на латынь исправленного греческого текста Нового Завета с собственными комментариями, которые объясняли ряд непонятных сюжетов Священного Писания, затуманенных предшественниками.

Роттердамский был широко известен в гуманистических и церковных кругах Европы как наиболее образованный и глубокий философ и писатель своего времени. Его авторитет пытались использовать различные политические группировки - как церковные, так и светские. И протестанты, и католики искали его поддержки. Однако философ остался равнодушным и невозмутимым. Он просто писал. Переводческие, художественные, публицистические, философские, богословские труды, написанные Роттердамским исключительно на латыни, играли в общественной жизни эпохи не менее весомую реформаторскую роль, чем многочисленные воззвания и программы, с которыми обращались к народу политики.

Реформационной программы Лютера Роттердамский не принял, хотя считалось, что именно он «теоретически подковал» Лютера и словно подтолкнул к религиозным нововведениям. Роттердамского обеспокоила ортодоксальность Лютера. Главное же расхождение между мыслителями оказалась в вопросе о свободе человеческой воли. Роттердамский выступил против Люгера с діотребою «О свободе воли». Лютер ответил ему произведением «О рабстве воли». При этом, теолог Лютер не допускал какого-либо сомнения в святости Писания, подчеркивал полную подчиненность человека Богу. Перед лицом Бога человек не имеет свободы, считал он, свобода человеческой воли возможна лишь в отношениях с существами, стоящими ниже него на ступенях иерархической организации. Свобода воли, делает вывод М. Лютер, это «иллюзия человеческой гордыни» и не более. Роттердамский отстаивает противоположную точку зрения.

Не отрицая влияния Бога на волю, он подчеркивает роль «закона природы», что «глубоко запечатленной в сердцах людей»: не делать людям того, чего не желаешь, чтобы они делали тебе. По мнению Роттердамского, этот закон является основой основ человеческого образа жизни, свободы человеческой воли. За ним идут деятельность. ошибки и наказания, которые, в свою очередь, регулируются и контролируются «законом веры», божественными заповедями.

Философ отнюдь не сомневался в существовании Бога. Не отрицал он и конструктивно-нравственного содержания Священного Писания. Роттердамский не принимал «деятелей от Бога» - церковников, которые, по его мнению, корыстно подчиняют слово Божье собственным интересам. Мыслитель постоянно подчеркивал: если в Бога верить не только нужно, но и полезно, то церковникам (даже когда они являются добрыми и достойными людьми) верить совсем не обязательно, поскольку через свою человеческую природу они склонны к низким поступкам, пустословия и бесчестия. Философ рекомендовал остерегаться священнослужителей и схоластов «вонючего болота». «Ничего в действительности не зная, они, - писал Роттердамский о церковниках, - между тем, создают иллюзию о своем всезнайству. Однако, они даже самих себя не в силах познать и часто не замечают из-за своей близорукости или через рассеянность ям и камней у себя под ногами. Это, между тем, не мешает им проповедовать, будто они созерцают идеи, всеобщность, формы, отделенные от вещей, первичную материю, сущности и им подобные предметы...» (Роттердамский, Эразм. Похвальное слово глупости. - М., 1938. - С. 128-129).

Широкоизвестное произведение Роттердамского «Похвальба дурисвітству» остроумно и язвительно развенчивает ореол святости церковников, показывает их как вертеп марионеток, которые спекулируют на глубоко нравственной и благородной религиозной идеи. Философ высмеивает монахов, которые «читают в церквях голосами ослов непонятные им текс ты»; стяжателей - вымогателей, до всего пренебрежительных и равнодушных священников, что выискивают в старинных грамотах все, чем можно запугать простой народ и заставить его вносить более чем десятую часть урожая; доктринерів - теологов, что пустословием пытаются поддержать Священное Писание.

Роттердамский осуждал языческое поклонение святым мощам и иконам и одновременно обосновал насущную необходимость обращения к истинному Богу - морального, что дает очищение духовной атмосферы общества, способствует его совершенствованию. Итак, Роттердамский фиксирует главное противоречие общественной жизни - противоречие между моральным содержанием религиозных установок и характером его реализации в деятельности церковных институтов и учреждений. Если первая составляющая указанного противоречия играет в обществе позитивную роль, то вторая - отрицательную. Роттердамский предлагает реформировать религию, усилив ее нравственное содержание, стремится построить «олюднене христианство», обогатить его возрожденной античной мудростью, новой светской гуманистической культурой.

«Человеческое значит для него больше, чем божественное», скажет о Роттердамского Лютер. Так оно и было на самом деле. Великий гуманист одним из первых в истории социальной мысли понял истинный смысл реформационных замыслов и новшеств своего времени, распознал их насильницько-разрушительный характер, нашел путь избежания последнего при сохранении главной тенденции общественного обновления, продиктованной эпохой Возрождения. По его мнению, и традиционная религия (католицизм), и протестантизм в одинаковой степени подчиняют себе человека, зато истинная религия - «олюднене христианство», к которому должно стремиться общество - возвышает ее. Роттердамский призывал к возрождению этического «духа веры», к созданию истинной «религии сердца», до построения ненасильственного способа общественной жизни людей, сохранение единого «всемирного христианского мира» и единой церкви - главного гаранта единой национальной все европейской цивилизации.

Роттердамский не только не принимал, но и осуждал революционно-насильственные средства социальных преобразований. Он хорошо понимал руйнаційну угрозу, что происходит с «революционного пыла» разгневанного и социально возбужденного народа - толпы. Любые революционные преобразования общества философ считал не только невозможными, но и вредными. Он, как в свое время Конфуций и Аристотель отстаивал реформаторский путь развития, подчеркивал роль пропаганды гуманистических идей, внедрение моральных ценностей и культуры.

Кое-кто считает, что Роттердамский стоял в стороне от больших социальных потрясений своей эпохи. Это не достаточно точно. Своим живым умом, далеко опережал время, великий гуманист сам потрясал сутки, обогащая ее идеями, которые воплощались в практику или отвергались ней и над которыми на протяжении следующих столетий размышляли такие исполины духа, как Же.-Ж. Руссо и Л. M. Толстой, М. Ганди и А. Швейцер, П. Тейяр де Шарден и Бы. Рассел.

В. Дильтхей назвал Роттердамского «Вольтером XVI века», наиболее выдающимся поборником провозглашенного итальянскими гуманистами «универсального теизма», продолжателем заложенной Лоренцо Валла идеологии «гуманистического просвещения».

На наш взгляд, эту мысль можно усилить: в истории философии Роттердамский предстает как теоретик, обобщает и объединяет, давая импульс новым поискам, гуманистической и реформаторской линиям, основанным эпохой Возрождения. От Роттердамского, как и от Н. Макиавелли, отходят новые импульсы социального философствования и теологізування.

Значение Роттердамского в истории культуры также не может быть определено иначе, чем выдающееся. Фактически он возглавлял литературно-публицистические поиски суток, стоял первым среди первых деятелей культуры, литературы, искусства своего времени. Авторитет Роттердамского признавали филолог И. Рейхлін и поэт

В. Гуттен, драматург Ганс Сакс и писатель И. Фішарт, художник А. Дюрер и многие другие деятели культуры и науки не только Германии, но и Англии, Франции, Италии и других стран Европы.

В Англии, кстати, крупнейшим сторонником Е. Роттердамского был его личный друг, канцлер короля 1\ пріха VIII, основатель оригинальной социальной доктрины, получившей название «утопизма», выдающийся ученый - гуманист Томас Мор. Разделяя гуманистические взгляды Роттердамского, развивая собственное видение истории и современных ему социальных реалий периода первичного накопления капитала, Т. Мор пришел к несколько иным, чем Роттердамский, выводов: строительство гуманистического общества, считал основатель утопического социализма, следует начинать с реформы социального устройства, а не религиозных институтов. Похожие мысли несколько позднее высказывал итальянский мыслитель Томмазо Кампанелла, а еще позже - знаменитые социалисты - утописты и марксисты.