РАЗДЕЛ VI
ФИЛОСОФСКО-ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В УКРАИНЕ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIII - ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XVII СТ.)
Реформаторские и ренессансно-гуманистические идеи в Украине (вторая половина XVI - начало XVII вв.)
Именно этот период, как отмечают современные отечественные исследователи, можно считать украинским Возрождением, результатом которого начало XVII вв.) было утверждение светского начала в духовной культуре, становления и формирования национального самосознания украинского народа.
Относительно исторических условий данной эпохи, то стоит отметить, что с обострением социального и национального угнетения усиливается духовно-религиозный гнет, вызванный наступлением польской контрреформации и деятельностью иезуитов. Однако следует признать и то, что уния и католицизм в противовес православной церкви вводили более совершенные организационные структуры и гибкую политику Открывались новые школы, гимназии, вводились новые программы, в частности по философии, обучение велось на родном языке, бесплатно. Но все направлялось на возвеличивание католицизма и воспитания преданных католиков.
Ополячивания и насаждения унии приводили к потере государственной самостоятельности, упадка своей культуры, религии и т.д. Это вызвало массовый протест и становление национально-освободительного движения в Украине. В свою очередь, последнее требовало идеологического обоснования этого процесса, проявлением чего стали реформаторские и ренессансно-гуманистические учения.
Почву для распространения реформационных идей в Украине в определенной степени был подготовлен еще во второй половине XV в. уже упомянутой рационалистической сектой "ожидовілих", а на последующих этапах истории, разворачиваясь, реформационное движение достигло успехов в подготовке украинского культурно-национального возрождения, способствовал пробуждению национального общественного мнения.
Теоретическое осмысление реформационных и ренессансно-гуманистических процессов осуществлялось украинскими книжниками, объединялись вокруг крупных культурно образовательных центров, задачей которых было сохранение и развитие отечественной духовной культуры, распространение образования, защита национальных, религиозных и политических интересов.
Одним из таких культурно-образовательных центров стал Острожский центр, который был создан Константином Острожским.
Константин Острожский (1526 - 1608) - волынский магнат - князь, горячий сторонник просвещения, он считал, что
именно она даст возможность украинскому народу успешно бороться за свои национальные интересы, против национального угнетения, против полонизации, католицизма и униатства. К. Острожский открыл школы и в других городах - в Турове, Владимире-Волынском, Луцке, организовал типографии, в которых печатались учебные пособия, переводная литература и т.д.
Вокруг Острожского центра сплотился ряд образованных и талантливых деятелей украинской культуры: Герасим Смотрицкий, Христофор Филалет, Василий Суражский, Христофор Бронський, Демьян (Даміян) Наливайко, Клирик Острожский, Иов Княгиницкий, Иван Вышенский, Гавриил и Даниил Дорофієвичі. Из этой школы вышел и знаменитый Мелетий Смотрицкий (сын Г. Смотрицкого). К изучению языков (а это считалось главным) и других наук приглашались ученые из других стран. Здесь преподавали Кирилл Лукаріс, Никифор Парасхес, Иоанн Лятош, Киприан и др.
В Острожском центре ставились и решались самые разные проблемы как ренессансно-гуманистического, так и реформационного направлений, то есть осуществлялась ориентация на запросы различных общественных сословий и слоев той эпохи. Однако основное внимание уделялось развитию реформационных идей, обновлению православной религии, подготовке произведений с антикатолической направленностью.
Герасим Данилович Смотрицкий (г. нар. невод. - 1594) - первый ректор Острожской школы, украинский писатель-полемист, культурно-образовательный деятель. В 1576 г. князь Острожский пригласил его для работы с целью издания Библии, а в 1578 г. Смотрицкий становится ректором Острожской школы, а впоследствии возглавляет научно-литературный кружок Острожского культурно-образовательного кружка.
Герасим Смотрицкий является автором нескольких стихотворных и прозаических произведений. Самые известные его произведения: полемический трактат "Ключ царства небесного", "Календарь римский новый". В 1578 г. им был подготовлен "Букварь", а в 1581 г. при его участии впервые издана на славянском языке, Библия, к которой он написал предисловие.
Г. Смотрицкий резко выступал против стремления римского папы и иезуитов католизувати украинский народ, осуждал политику колонизации, направленной на социальное и национальное угнетение украинского народа. В духе реформационных идей критиковал католическую церковь, тогдашние порядки и устройство. Реформационные идеи Г. Смотрицкого были пронизаны идеями гуманизма, такими, как чувство патриотизма, забота о развитии образования, культуры своего народа, воспитание таких добродетелей, как мужество, талант, слава, активная деятельность и др. Именно активная деятельность, по мнению Г. Смотрицкого, более всего ведет к совершенствованию человека. Человек должен активно бороться за сохранение православной веры, развитие родного языка и культуры.
Христофор Филалет (годы его жизни точно не установлены) - один из самых талантливых книжников Острожского культурно-образовательного центра, автор "Апокрисису" - одного из самых выдающихся произведений украинской литературы конца XVI в. Это полемический трактат, написанный в ответ на книгу польского иезуита Петра Скарги "Брестский собор". В русле реформаторских идей X. Филалет идеологически обосновывает права украинского народа, разоблачает антинародную, захватническую суть католицизма и униатства, показывает земное происхождение института римских пап.
Филалет решительно выступал за равные права всех людей в решении вопросов церковно-общественной жизни, за ограничение власти монарха законом. Свободу совести он рассматривал как высшую духовную ценность, указывая, что каждый человек имеет право на свою веру и благодаря своему уму способна разобраться в Священном Писании и высказывать по этому свои соображения. X. Филалет осуждал гонения, которые чинились унией людям православного населения Украины, требовал от государства гарантий свободы совести, свободного исповедания. В его творчестве на православном почве синтезувались реформационные идеи самого православия с заведомо переосмысленным, внешне заимствованными отдельными положениями протестантизма.
Клирик Острожский - ученый - книжник Острожского научно-литературного кружка, полемист, который сыграл важную роль в развитии реформационных идей и их распространении в Украине. Клирик Острожский - это псевдоним еще не раскрытого автора произведений "Отписъ на листь отца Ипатіа..." и "Исторія о листрикійськомъ, т.е. раз - бойническомъ Ферарскомъ или Флоренскомъ синоде..." Предполагается, что под этим псевдонимом скрывается острожский протопоп Игнатий Наливайко, другие считают, что это молодой Мелетий Смотрицкий или Гавриил Дорофієвич, Иов Борецкий.
Главный смысл произведений Клирика Острожского - борьба с католицизмом и унией. Он решительно осуждает издевательства и насилия, которые совершаются поляками над украинским народом на его родине. Надругательство над верой и культурой украинского народа со стороны Речи Посполитой, насильственная политика полонизации, внедрение унии ("согласия") вели к подчинению православной церкви папе римскому. К. Острожский выступал против унии, называя ее ядом, поскольку она угрожает независимому существованию украинского народа, и призвал к борьбе против этой коварной согласия.
Демьян (Даміав) Наливайко (г, нар невод.-1627) - брат народного героя Северина Наливайко, воспалительный проповедник - полемист, преподавал в Острожской коллегии, выступал в духе реформационной идеологии, но в направлении гуманистических идей. Он резко высказывался против насильственной полонизации и окатоличивания украинского народа, решал проблему смысла человеческого бытия и предназначения человека, которое заключается не в уходе от действительности, а в активной деятельности, направленной на защиту своего народа, возрождение и развитие его языка и культуры. С уважением относился Д. Наливайко к философии, защищая философско-филологическую концепцию, направленную на возрождение, переосмысление и развитие духовной культуры украинского народа.
В Острожском культурно-образовательном центре формировались реформационные учения на основе византийско-восточнославянского православия, которые отстаивали максимальную замкнутость украинской культуры в византийско-древнерусских пределах, неприятие никаких иностранных влияний Именно так они обосновывали право борьбы украинского народа за свою независимость, сохранение национальной культуры.
Наиболее ярким представителем такого учения был Иван Вышенский. Этого направления придерживались Василий Суражский и Иов Княгиницкий. Близкие к этому учению взгляды имеет украинский поэт Виталий с Дубна, автор поэтического произведения "Діоптра".
Иван Вышенский (между 1545 и 1550 - 1620) - самый выдающийся украинский писатель - полемист данной эпохи. В городке Судовая Вишня на Львовщине он получает начальное образование, живет в Луцке, Остроге, а в 70 - 80-х годах XVI в. переселяется на Афон (Греция), что был тогда крупнейшим духовным центром православия. В 1604 г. возвращается в Украину, но 1606 снова переезжает на Афон, где пробыл до конца своей жизни. В монастырях Афона Вышенский был послушником, монахом, а под конец жизни аскетом - отшельником.
До нас дошло 16 произведений И. Вышенского, среди которых "Книжка", в которую вошли: часть произведений, подготовленных к печати в Острожской типографии, а также "Обліченіе діавола-миродержца...", "Посланіе до всех обще в Лядской земли живущих", "Посланіе к утекшим вот православное веры епископом", "О еретиках", "Краткословный ответ Феодула... Петру Скарге", "Зачапка мудрого латынника с глупым русином", "Позорище мысленное" и др.
Несмотря на некоторые крайности, которых допускался І.Вишенський в оценке различных событий, стоит отметить его последовательность и однозначность в борьбе с католицизмом и униатством, его стремление защитить от них учение православной церкви. Заслуживает внимание его концепция социальной справедливости, равенства и свободы народа и личности. Он подвергает острой критике всех эксплуататоров - то польских, литовских, или своих, украинских.
В "Краткословному отвіті Феодула..." И. Вышенский рисует картину угнетения украинского и белорусского народов, осуждает феодальную эксплуатацию и пренебрежение к простому люду. Выдающийся украинский поэт и мыслитель И. Я. Франко подчеркивал, что И. Вышенский первый в нашем крае выступил на защиту бедного люда, показывая, что этот народ хочет жить и имеет на это право, как и каждый человек.
Философское мировосприятие И. Вышенского основывается на текстах Священного Писания, произведениях И. Дамаскина, Гр. Нисского, Василия Великого, Ефрема Сірина, И. Златоуста, Псєвдо-Дионисия Ареопагита и других представителей восточной патристики. Он придерживается традиции "отцов" церкви разделять философию на "внутреннюю" (нашу, христианскую, священную) и "внешнюю" (светскую, преимущественно языческую). й. Вышенский признает "внутреннюю" философию, именно она учит о Боге, его правду, вечное блаженство и дает добро, справедливость. Относительно светской, "внешней" философии, то он считал, что она может быть полезной, но может привести и к злу. Духовной основой бытия человека на Земле должна быть мудрость Божья - София.
Идея противопоставления Бога и мира является одной из основных в творчестве И. Вышенского. Бога он понимает как сверхъестественное и нематериальное начало, единую, вечную и объективную, существующую саму в себе, независимую, непізнанну истину. Бог - это высшая воля, творческая сила, основа бытия, которой подчинено все существующее в мире. Этому божественному миру истины и добра противостоит создан Богом из ничего временный, "греховный", земной мир зла с жестокостью, несправедливостью, предательством, насилием. Говоря о мире зла, И. Вышенский заключает, что больше всего его (зла) именно среди нашего народа, на нашей земле, за это и судьба народа такая, и больше всего гнева Божьего достается ему. Как отмечают В. Ничик, В. Литвинов и Я. Стратий, такая "характеристика И. Вышенским родной земле, как воплощение земного зла, была своеобразной реакцией писателя - полемиста на общественно-политическую и идеологическую ситуацию в Украине в конце XVI - начале XVII в., когда под давлением светской и духовной власти уничтожались права украинского народа, его вера и культура, ставилось под угрозу само его существование" [4, с. 204). Если проанализировать сегодняшнюю нашу ситуацию, то напрашивается мысль: может, действительно прав Вышенский в том, что у нас много зла, греха, что мы неспособны "вытравить из себя дьявола", поэтому и имеем такую "божью кару"?
Осмысливая проблему соотношения Бога и мира, И. Вышенский стремится раскрыть другие философские проблемы: онтологические, гносеологические, этические, социально-политические. Все эти проблемы он рассматривает в контексте осмысления человека, его счастья, свободы, надежд и свершений.
Интерпретация человека И. Вишенским в значительной степени совпадает с пониманием ее Августином как двосубстанціальної единства, как единства двух антагонистических противоположностей - тела и души, духа. Настоящая жизнь человека зависит от того, почему она предпочитает - телесном или духовном. Если человек на земле живет по призванию духа, то такой она остается по смерти, за что ее ждет вечное блаженство. Когда же человек отдает себя только земном, телесном, неизбежными жизни, то она обрекает себя на временность, на смерть вместе со своим телом.
Настоящая сущность человека в его духовности, достичь которую можно, с одной стороны, тщательным изучением священных текстов и произведений восточной патристики, а с другой - в процессе самопознания, углублением субъекта познания в свою "внутреннюю" природу. Именно с сочетанием этих двух процессов наступает мистическое озарение духовного разума истиной. Однако, по мнению И. Вышенского, человек сам выбирает свой путь, свой образ жизни, и даже Бог никого не заставляет идти по пути достижения высшей духовности и познания истины. "Волно эст и самовластие человеку кой хощет спастись или погибнути, умрети или живъ быти, сыном божиим или сыном дияволским быти - сие на произволении человеком лежит".
Идеальным путем усовершенствования человека, ее самоочищение и восхождения к Богу, на взгляд И. Вишенского, "монашество, отречение и бегство от мира и отлучение от людей: гора, пещера, подвиг с пістництвом, чтобы избавиться от старого мужа и воплотиться в нового (после исцеления страстей) мужчины, которым есть Христос". Здесь, как видим, заметное влияние на Вышенского произвела ісихастсь - ка* идеология. Абсолютное совершенство, высшую истину и высшее благо И. Вышенский отождествлял с Богом.
Идейно-философские основы Вышенского определили и его отношение к некоторым морально-этических проблем, таких, как труд, выбор позиции относительно общественно-политической жизни и т.д. Аскетизм, монашество, самовідлучення от людей не стоит рассматривать как форму примирения с существующим порядком. Именно на Афонской горе он пишет произведения, в которых подвергает критике феодалов - крепостников. Вот как он обращается к польской шляхте: "Не думайте, что я так смело к вам говорю и правдой в глаза вас колю, потому что сижу вот здесь на Афоне в далеком углу. Надеюсь, что приду к вам и сам и с радостью приму даже смерть за правду, когда на то будет Божья воля".
Заслуживает внимания борьба И. Вышенского за славянский язык. Дело в том, что католики стремились доказать превосходство латинского языка над славянским, считая последнюю языком второстепенных народов. Иезуит Петр Скарга считал, что есть только два языка - греческий и латинский, которые распространили веру во всем мире, а славянский язык даже непригодна для изучения наук. И. Вышенский подвергает резкой критике такую позицию и указывает на ее полную несостоятельность.
Реформационной направленностью отмечается его концепция церкви. Относительно католической церкви, то Вышенский к ней относился непримиримо. В то же время он отрицал авторитет высших иерархов, как православных, так и католических, но не отрицал авторитета самой церкви. Церковь, церковная верхушка не должны становиться собственниками и феодалами, а тех епископов, которые рвались к власти, к богатству через унию, он резко осуждал, называл их предателями своего народа, самыми большими грешниками.
Завершая краткий анализ творчества талантливого украинского полемиста конца XVI - начала XVII вв„ стоит добавить, что И. Вышенский был сыном своего времени, и его творчество с различными противоречивыми идеями, взглядами отражает разительные контрасты духовной жизни, которые были характерны для того периода. Творчество мыслителя, благодаря выраженным в ней общечеловеческим идеалам, не потеряла актуальности и в наши дни. Однако его реформационные идеи и идеи мыслителей Острожского культурно-образовательного центра были неоднородными. Реальная жизнь требовала более высокого уровня реформационных и гуманистических учений с ориентацией на широкий круг участников национально-освободительного движения, что и классически выразилось в деятельности братств в Украине.