Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Вступление к философии - учебник

РАЗДЕЛ VI

ФИЛОСОФСКО-ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В УКРАИНЕ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIII - ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XVII СТ.)

 

 

Становление раннего гуманизма в Украине (XV - первая половина XVI вв.)

 

Становлению идей гуманизма в этот период способствовали социально-экономические условия в первую очередь формирование буржуазных отношений, подъема культуры и образования на Украине, пробуждение национального сознания народа и прочее - Основоположниками гуманистической культуры в Украине, виднейшими гуманистами XV - первой половины XVI в. были Юрий Дрогобыч, Павел Русин из Кросна, Лукаш из Нового Города, Станислав Ори - ховський-Роксолан и др.

Юрий Дрогобыч (Юрий Котермак) (ок. 1450 - 1494) - родоначальник украинского гуманизма, родился в г. Дрогобыче. Учился у крупнейших на то время гуманистических центрах Европы, доктор философии и медицины, профессор, знал астрономию, географию, математику, занимал должность ректора в Болонском университете. Самые известные его труды: "Прогностическая оценка текущего 1483 года", в которой изложены проблемы философии, астрологии, географии, "Трактат о солнечном затмении 20 июля 1478 года", "Трактат из шести разделов о затмение" (1490). В этих трудах содержатся мысли о мире, о человеке, истории человечества. Юрий Дрогобыч внес определенный вклад в развитие географии, медицины и т.д. Но больше всего его интересовала и волновала судьба народа, судьба человека. Превознося силу науки, знания, человеческого разума, Ю. Дрогобыч утверждает, что человек способен без Божьего откровения познавать мир, его законы, а познавая природу, использовать ее в своих целях.

Вопреки Библии Ю. Дрогобыч утверждает, что история человечества не является велением Божьим, а встает человеческой драмой действий в лоне природных сил, которые решают судьбу человека. "Все в підмісячнім мире живет по законам неба; нами управляют также (кто возразит!) звезды..." [8, ч. 1, с.15]. Даже положение папы римского, его место на престоле является не волей Всевышнего, а следствием случая - счастливого расположения космических тел в день его рождения. "Наверное, любовью Венеры и Юпитера сжатый, Солнце править миром тебя настановило некогда" [ Там же]. Этим самым Ю. Дрогобыч подходит к решению проблем истории, государства, власти и т.д. из светских, а не теологических позиций.

Павел Русин (ок. 1470 - 1517) - первый украинский поэт - гуманист, культурно-образовательный деятель, родился в западноукраинском м. Кросно (теперь Польша). Учился в университетах Польши, Германии, преподавал в Венгрии, был бакалавром свободных искусств в Германии, преподавал римскую литературу в Краковском университете, руководил кружком краковских гуманистов. Писал стихи на латинском языке, занимался издательской деятельностью, хорошо знал произведения античных мыслителей, историков, государственных деятелей. Умер в Кракове.

В творчестве П. Русина на передний план выступают реальная жизнь, человеческая личность. Человек, по его мнению, должна иметь право на полноценную жизнь, на свободу совести, слова, веры. Самыми высокими качествами человека должны быть не богатство, должности, титулы, а ее ум, доблесть, мужество, добродетели. По мнению Русина, именно добродетель "стремится деяний великих", "трудов незмірних", которые указывают людям путь к истинному счастью.

С большим уважением П. Русин относится к знанию, он славит книгу как сокровищницу знаний, мудрости. Для него она "светлый образ правды святой", "от золота яснее ясного, от драгоценностей всех дороже". Проявляя большой интерес к духовному наследию античности, П. Русин считал античные образы, персонажи идеалом, образцом, на которые стоит равняться. Античная поэзия ним относилась выше истории и философии. "Похвала поэзии" - это величальная, в которой П. Русин называет поэтическое слово даром богов, а поэзию считает хранительницей всех важнейших дел, деяний. Проблемы государства, государственного правления решались П. Русином сквозь призму заботы и уважения к человеку, поскольку именно человек является подлинным творцом истории, в которой процессы обусловлены не божьим промыслом, а деятельностью людей.

Лукаш из Нового Города (недалеко от м. Самбора) (г. нар. невод. - ок. 1542) - украинский и польский гуманист. Его философское наследие почти совсем не исследована. По окончании Краковского университета работал бакалавром, доцентом философии, магистром свободных искусств. Позже, оставив преподавательскую работу, занимал различные общественные должности в родном Новом Городе. В центре его философских взглядов - человек с его земными потребностями, ее правом на собственную жизнь, с потребностью в постоянном совершенствовании. Как и П. Русин, Лукаш с уважением относился к античной философии, пропагандировал произведения античных мыслителей, в частности Аристотеля.

Станислав Ореховский-Роксолан (1513 - 1566) -украинский гуманист XVI в., украинский и польский публицист, историк, оратор и философ. Родился в с. Оріховці Перемышлянской округа Русского воеводства. Учился в университетах Кракова, Вены, Вігтенберга, Падуе, Болонье, совершенствовал свои знания в Венеции, Риме, Лейпциге. 1543 г. вернулся на родину, где занимался общественно-политической деятельностью, принимал активное участие в гуманистическом движении. Умер в Перемышле.

Наиболее значительные его произведения: "О турецкой угрозе слово 1-е и 2-е" (1543 и 1544), "О целибат" (1547), "Наставление польскому королю Сигизмунду Августу" (две редакции - 1543, 1548), "Летопись", "Речь на похоронах Сигизмунда И", "Отступничество Рима", "О естественное право" и др. Труда С. Ореховского были очень популярными в западноевропейских странах и неоднократно перевидавались.

В области философии прежде всего интересовался проблемами этики и политики, выступая с позиций ренессансного гуманизма и Реформации. Гуманистический подход обнаруживает Ореховский и в вопросах истории, отмечая, что она - не результат божьего промысла, а действия реальных людей, которые являются настоящими ее создателями. Связывая исторический процесс с деятельностью человека, он подчеркивает важность в этом процессе науки, образования, знаний, подчеркивает потребность в творческом совершенствовании, развитии умственных способностей человека. Без науки, образования даже талантливый от природы человек не способен сделать что-то выдающееся, гениальное.

В трудах С. Ореховского содержатся мнения относительно происхождения государства, государственного правления и т.д. Отрицая божественное происхождение государства и власти, он подходил к этим проблемам с светских, а не теологических позиций. Государство, по мнению Ореховского, возникла в результате общественного договора, и королевская власть тоже является следствием соглашения между людьми, и через ца церковь не должна вмешиваться в государственные дела. Люди должны считать себя подчиненными не папе римскому, а прежде всего королеве. Король, в свою очередь, должен быть мудрым, заботиться о государстве, об уважении граждан, о мире и согласии между ними. В "Напученні..." он называет короля "сторожом" государства, защитником граждан. "Если хочешь этой республике мудро, справедливо и благочестиво служить, заботься о ее безопасности от внешних напастей. И трудись так, чтобы мы, нищие духом, имели в твоем лице защиту. Если враги окружат нас отовсюду и надо будет защищаться, ты, как сторож и вождь, станешь нашим защитой. И пока будешь за всеми следить, мы будем спокойны за здоровье детей, дру жин и за собственную судьбу" [8, ч. 1, с. 51].

Кроме вопросов о государстве, государственной власти, Ореховский рассматривает проблемы естественного права, которое тоже, как и государство, и власть, существует независимо от божьей воли. Эти идеи содержатся в том самом "Напученні...", "О турецкой угрозе" и т.д. Он написал труд по этому вопросу - "О естественное право", однако она до нас не дошла. Естественное право, по его мнению, выше человеческих законов. Человеческие законы можно и нужно менять, если они противоречат естественному праву (закону). При этом основной принцип - жить в согласии с законами природы, которые являются залогом настоящей свободы.

С проблемами естественного права Ореховский связывал такие этические категории, как доблесть, достоинство, честность, мужество, рекомендовал всем людям, и прежде всего королю и его окружению, придерживаться этих качеств, выступал против социальной несправедливости, угнетения, жестокости.

Рассматривая вопрос государства, государственной власти, естественного права, Ореховский обращается к теоретическому наследию античных мыслителей - Платона, Аристотеля, Цицерона, средневековых христианских ученых Августина, Аквинского, но пользуется их идеями творчески, критически, с позиций нового мышления, которое характерно для эпохи ранних буржуазных революций.

Особое место в своих трудах отводит С. Ореховский-Роксолан возвеличенню одного из принципов гражданского гуманизма, патриотизма, любви к Родине. Это, по его мнению, высшая добродетель. Проучившись и прожив много лет за границей, он постоянно подчеркивал своей преданности Родине, подчеркивал, что он является представителем "русского народа польского государства", что он имеет "русское" происхождение и является украинцем. В то же время он с уважением относился к другим народам, осуждал, называл дикарями тех, кто натравливал один народ на другой.

С. Ореховский высказывает некоторые мысли о воспитании граждан, которое он связывает с образованием: "Ибо никто ничего не сделает полезного даже в найнезначнішому искусстве, если не будет учиться". В образовании надо бороться с нечестностью, ничтожеством, с устаревшими методами обучения молодежи. Моральным долгом человека, считает Ореховский, является труд на благо общества, военная служба юношей. Эти и другие гуманистические установки мыслителя направлены на совершенствование человека, общества, в будущее. Как высокообразованный человек, Ореховский, как и другие отечественные мыслители этого периода, из всех добродетелей более всего ценил мудрость, знание, ум, образование. По его мнению, это главная движущая сила исторического развития, общественного прогресса.

В украинской философской казны XVI в. можно добавить гуманистические идеи, с которыми выступили деятели польской культуры, выходцы из Украины: Туробінський-Рутенец Иван, Григорий Чуй Русин, Тычинский-Рутенец Юрий. Проблемы человека, прославление силы ума, мудрости, утверждение высоких моральных качеств - эти и другие гуманистические принципы являются основными в их творчестве. В целом деятельность украинских гуманистов во второй половине XV - первой половине XVI в. оставило заметный след в истории философской мысли Украины и стала определенным этапом в ее развитии.