Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Вступление к философии - учебник

РАЗДЕЛ VI

ФИЛОСОФСКО-ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В УКРАИНЕ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIII - ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XVII СТ.)

 

 

Идеи гуманизма и Реформации в произведениях деятелей братского движения и ученого кружка типографии Кисво-Печерской лавры

 

В конце XVI в. под давлением католиков и униатов в украинской православной церкви усиливаются беспорядки, дезорганизация, особенно среди высшей иерархии. Бороться против этого давления старыми методами (простым отрицанием фактов, "разоблачением" латинства) стало трудно. Нужно было повысить уровень собственного образования на православной почве, реорганизовать церковную жизнь, обновить и оздоровить его. В этот критический период на общественную арену выходит мало заметна ранее слой населения - мещанство, которое берет на себя формирование и ускорение развития гуманистических и реформационных идей, обновление церковного и в целом духовной жизни украинского народа. Мещанство организует населения городов в православные общины - братства. Эти церковные учреждения становятся очагами нового общественной жизни, ведут широкую культурную деятельность, строят школы, типографии, покровительствующая образовании и т.д. Братства возникают во Львове, Остроге, Галиче, Луцке, Каменец-Подольском, Немирове, Виннице, Киеве и других украинских городах.

 

Главным центром братского движения на украинских землях стал Львов. Первые документальные упоминания о львовское братство датируются 1463 г. Но наиболее активная его деятельность начинается с 1586 г., когда при Успенском соборе был утвержден новый устав братства. В этом же году при братстве была открыта школа, приняты ее устав и программа. В школе могли учиться все слои населения; в ней преподавались начатки поэтики, риторики, диалектики, астрономии, музыки. Философия как отдельный предмет не преподавалась, но философские проблемы были включены при изучении логики (диалектики) и других наук. Ведущими преподавателями школы были такие выдающиеся деятели украинской культуры, как Стефан Зизаний, Кирилл Транквилион-Ставровецкий, Иов Борецкий, М. Смотрицкий и др.

В 1615 г. при Богоявленском монастыре сформировалось Киевское братство, которое положило начало новый этап в развитии братского движения, отыграв значительную роль в развитии гуманистических и реформационных идей в Украине. На это время значительно расширилась и окрепла социальная база братства, в него влились представители высших слоев, которые не перешли в католицизм и унию, а стремились бороться против них. Авторитет братского движения значительно вырос, когда до Киевского братства вступил гетман Войска Запорожского Петр Конашевич-Сагайдачный со всем войском. Это дало новые импульсы в борьбе против польских властей, против произвола польской шляхты.

Приход новых, образованных сил к братству сказался и на самой православной церкви, на ее укреплении, підвишенні образованности и авторитета среди украинского народа. Одновременно с организацией Киевского братства была открыта Киевская братская школа, в которой преподавали известные деятели украинской культуры И. Копинский, М. Смотрицкий, К. Сакович, X. Євлевич и др. Украинские православные братства поддерживали между собой тесные связи, обменивались выданным в своих типографиях произведениями, учебниками. Ведущие преподаватели, ученые в течение своей жизни работали в разных братских школах. Несмотря на жесточайшее давление со стороны католицизма, унии, братчики шаг за шагом отвоевывали у иезуитов украинскую молодежь. Братства внесли светский ручей в духовную культуру восточных славян, постепенно высвобождая образование, образование от опеки церкви и ее иерархии.

Антицерковная деятельность братчиков не сводилась к отрицанию веры вообще, их выступления были направлены на укрепления "истинной" веры, которой присущи простота и чистота первіснохристиянського периода. Особенно это характерно для творчества деятелей братств раннего периода. Ориентация на далекое прошлое (первіснохристиянський период) привела к тому, что эти братчики рассматривали новое как таковое, не имеет положительной оценки и является источником всякого зла. Абсолютное добро - это Бог и его откровение, данное человеку. Виталий с .Дубна в "Діоптрі", И. Копинский в "Алфавите духовном", Л. Зизаний в "Катехизисе" делали попытки доказать, что добро содержится именно в том написанному, которое идет от Священного Писания и сочинений отцов и учителей восточной церкви. А новое - это выдумки католиков, еретиков, человеческого телесного ума. Настоящая, священная истина полностью изложена в Библии и истолкована апостолами и отцами церкви.

Особым уважением в ранних братчиков пользовались идеи неоплатонизма, произведения Дионисия Ареопагита, его учение о сущности единого Бога, его множественности в тройке. По вопросам этики авторитетом считался Иоанн Златоуст, по проблемам человека, его самопознания и самосовершенствования, души и свободы братчики ссылались на отцов - каппадокийцев Василия Великого, Гр. Назіанзіна, Гр. Нисского, а также М. Исповедника, Есть. Сірина и др.

Особенно уважали братчики выдающегося византийского философа Иоанна Дамаскина за произведение "Источник знаний", в частности его две части - "Диалектика" и "Слово об истинной вере". Широко использовали братчики и культурное наследие южных славян, особенно болгар.

Стефан Зизаний (ок. 1570 - 1600) выделялся среди деятелей братств, которые выступили против церкви, своим радикализмом и демократичностью. Один из основателей Львовской братской школы, ее ректор, писатель, мыслитель, гуманист, просветитель. Выходец из мещанской семьи Фомы переработке сои, Ст. Зизаний родился в с. Потелич (теперь Львовской обл.). За выступления против католицизма и унии он преследовался как светской, так и духовной властью, за что был отлучен от церкви и даже объявлен государственным преступником. С позиций признания всеобщего священства он направил свою критику и против православной церкви, ее иерархии и клира. Основным обвинением против Ст. Зизания было то, что он "противно пастырей неистовствует" и этим "так Русь поблазнил, же его книгам баламутным лепей евангелий верят". В другом обвинении говорится, что Зизаний, выступая против церкви и королевской власти в Украине, "с небом и землей воюет, а ни богу, ни людям не прощает... Короля, пана нашего, некрасиво в казаниях своих вспоминает... Русь к бунтам и неповиновению під'южує..." Скрываясь от преследования, 1599 г. он вынужден был постричься в монахи, а 1600 г. бежал в Валахию, где вскоре и умер.

Ст. Зизаний посвятил свое творчество борьбе за независимость Родины, за духовно-религиозную самостоятельность украинского народа. В своих трудах "Катехизис", "Ізложеніе о вере", "Казанье святого Кирилла..." он разоблачает злоупотребления церковной верхушки, призывает к борьбе с наступлением католицизма.

По его философских взглядов, то он с рационалистических позиций отвергал учение о страшном суде, который должен состояться после смерти человека, не соглашался с выводом церкви о бессмертии души, существование загробного царства, ада и рая. Мнение Зизания о том, что душа не может существовать отдельно от тела, привела его к отрицанию догмата о посмертное блаженство и особую близость к Богу разных святых. С реформаторских позиций он рассматривает место священнослужителей, функции которых может выполнять каждый человек, если он верит науке Христа.

Кирилл Транквіліов-Ставровецкий (г. нар. невод.- 1646) - один из наиболее выдающихся украинских книжников конца XVI-начала XVII вв., прокладывал путь к формированию ренессансно-гуманистических идей в Украине. Украинский писатель, философ, церковно-образовательный деятель, печатник - издатель. Преподавал в Львовской, Виленской братских школах, а также в Киевском и Рогатинском братствах. Организовал собственную передвижную типографию, где напечатал книгу "Зерцало богословіи", содержавшая изложение христианских догматов, элементов космогонии и сборник проповедей "Евангеліе учителное".

В результате конфликта с некоторыми православными иерархами и под влиянием резкой критики. Княгиницким "Зерцала богословії" К. Ставровецкий в 1626 г. перешел к унии, получил архимандрию Черниговского Елецкого монастыря, в котором пробыл до конца своей жизни.

Популярной среди простого народа был сборник прозаических произведений К. Ставровецкого "Перло многоценное", напечатанная в 1646 г. Однако сборник, как и "Евангеліе учителное", была осуждена духовенством за еретические высказывания. "Евангеліе..." по царскому приказу был сожжен, а другие произведения мыслителя запрещены.

Философские взгляды К. Ставровецкого формировались на почве неоплатонизма. Бога он рассматривал как творца, мудрого художника, имманентное, всюдисутнє мировое начало. "И напервій производит (ъ) бог из небития въ бытии всю видимую тварь, небо и землю". Бог неопределенный, недоступен для человеческих чувств и разума, тайный, неуловимый, безграничный, вечный. Такое понимание Бога близкое к идеям пантеизма с его отождествлением Бога и природы.

В "Зерцалі богословіи" К. Ставровецкий изложил свое учение о четырех мирах: невидимый мир духовных сущностей; видимый мир, в котором живет человек; малый мир - мир самого человека; мир сочетание злых и грешных людей с дьяволом - злосливий мир. Этой идеей множественности миров он подчеркивал, что не весь мир есть зло, а выступает как добро и красота. В разделе "О сотворен [н]ю неба и земли, видимого сего мира и еже в нем" К. Ставровецкий утверждает, что созданный Богом видимый мир состоит из четырех элементов, стихий, от которых пошли все вещи видимого мира. Такими элементами являются огонь, воздух, вода и земля. Анализируя стихии, К. Ставровецкий говорит о их единство и различие, взаимосвязь и взаимопереход, последовательность и предоставленную им Богом закономерность. В разделе "О сотворен[н]ю мужчину, который малым миром нарицається" он излагает свое представление о человека как микрокосм. В духе философских традиций средневековья К. Ставровецкий рассматривает человека как единство двух противоположных сущностей - тела, которое, как и весь видимый мир состоит из четырех элементов, и невидимой, разумной и бессмертной души: "Тело видимое с четырех элементов съставлено: плоть от земли, кръв вот воды, диханіє вот воздуха, теплота от огня. Душа же, невидимая, разумная и несмергел[ь]ная, дуновением божіим в тело вложена..." [1, с. 96].

Здесь К. Ставровецкий анализирует пять органов чувств, которые он отождествляет со стихиями в мире, что свидетельствует об идее единства макро - и микрокосмоса. Душа с телом находятся в единстве, она разлита во всем теле, без тела душа не может чувствовать, понимать, желать, приобретать добродетелей, тело для души "ест милостивый приятель". В свою очередь, "тело же да пребиваєт подъ властію души разумной и да научаєтеся и познаваєт, яко прах ест и ісказительности начиная". Человек, отмечает К. Ставровецкий, одновременно светлое и темное, ангел и зверь, дух и плоть, смерть и жизнь.

Миропонимание К. Ставровецкого, трактовка им сущности человека, утверждение ее активного земной жизни обусловили его социально-политические и морально-этические взгляды. Главное для человека - знать Бога и видеть его правду, жить и действовать по его законам. Он осуждал "злосливий мир", мир зависти, гордыни, пьянства, разврата, стяжательства, мир богачей и церковных владык. Люди равны перед Богом и по своей природе, поэтому надо делать все, чтобы они не враждовали между собой, а были братьями, друзьями.

Каждый человек имеет право наслаждаться красотой мира, всем сущим, всеми радостями телесных чувств.

К. Ставровецкий любит родной язык, уважает ее, защищает и постоянно употребляет его в своей публицистической и научной творчества.

Исайя Копинский (г. нар. невод. - 1640) - сыграл заметную роль в истории отечественной культуры. Писатель - полемист, церковно-образовательный деятель, мыслитель. Получил образование в Львовской братской школе, был игуменом, занимал должность епископа, а в 1631 г. избран митрополитом Киевским, однако 1632 г. был свергнут П. Могилой и заключенный. До и после заключения вел антикатолическую и антиуниатскую деятельность. Наиболее известным произведением И. Копинського есть "Алфавит духовный".

В центре внимания мыслителя стояла проблема человека, возвышения в ней нравственного, разумного и духовного начал. Рисуя природу, которая создана Богом для человека, Копинский отмечает, что познание ее человеком без познания самого себя, своей сути не нужное. Только в единстве познания человек сможет понять, что она является одновременно и телесное, и духовное существо, внешняя и внутренняя. В решении вопроса, что важнее - телесное, внешнее, духовное, разумное, внутреннее, Копинский советует отдать предпочтение духовному, внутреннему, поскольку оно ведет к познанию самого себя и Бога. Но познание Бога достигается не только в процессе самопознания, но и в познании природы, "Никто не сможет познать Бога, пока не познает в первую очередь себя; не познает же в совершенстве себя, пока не придет сначала к познанию всех вещей в мире..." [1, с. 72]. С концепцией самопознания связана его теория "умного делания", которая основывается на разуме и предполагает нравственное совершенствование.

Относительно моральных проблем - добра и зла, греха и доброчестя, смысла человеческой земной жизни - мыслитель считал, что человек может достичь счастья, блаженства, если она придерживается наставлений божьих, является честным, борется со злом и грехом, всегда "меры правильной и умной во всем придерживается". Говоря о земные, временные наслаждения, которые нередко ведут к злу, к греху, Копинский провозглашает наибольшим наслаждением Царство небесное, божественное, которое есть во всем, в том числе и в самом человеке. Он осуждал богачей, противопоставляя им идею равенства всех людей. Был сторонником национальной независимости своей Родины и религиозной самостоятельности украинского народа.

Мелетий (Максим Герасимович) Смотрицкий (ок. 1572 - 1633) занимает видное место среди украинских мыслителей второй половины XVI-первой половины XVII ст. Родился он в с. Смотрич на Подолье, образование получил в Острожской академии, ректором которой был его отец. Впоследствии учился в западноевропейских университетах, получил степень доктора медицины. Вернувшись на Родину, работал преподавателем в школе Венского братства. 1617 г. постригся в монахи, тогда же и принял имя Мелетия; в 1618 - 1620 гг. был ректором Киевской братской школы, позже занимал должности епископа, архимандрита. Вернувшись в Киев после путешествия по святым местам Ближнего Востока и потеряв надежду занять высокую должность в церковной иерархии, сначала тайно (1627), а затем открыто принимает унию.

В произведениях, написанных до перехода в унию, - "Антиграф или отповідь на чувствительный произведение...", "Тренос или плач восточной церкви", "Оправдание невинности" и др. - М. Смотрицкий раскрывает связь религиозной борьбы с политическими интересами и планами папства и польских феодалов, показывает истинное лицо католической церкви как "алчного зверя". Критически относился он к православному духовенству, которое через свою жажду, моральную деградацию, вымогательства не может возглавить борьбу за веру и фактически предает свой народ.

Особое значение для развития культуры славянских народов имела "Грамматика словенская" М. Смотрицкого, которая стала пособием для братских школ и которой пользовались не только украинские, но и белорусские, российские, болгарские, сербские и другие ученые.

После перехода в унию М. Смотрицкий пишет ряд трактатов, в которых оправдывает свой переход и призывает всех принять унию, поскольку она способна привести к спокойствию и согласию. Произведения М. Смотрицкого, кроме религиозной направленности, были наполнены философскими и социально-политическими идеями. В проблеме отношения веры и разума он отдавал предпочтение вере, не отрицая в то же время и роль разума, а также чувств в познании природы. С уважением относился к античных мыслителей, гуманистов эпохи Возрождения, до средневековых ученых, использовал их философское достояние на почве отечественной философии.

Относительно взглядов М. Смотрицкого привлекает внимание его склонность к теории, согласно которой социальный строй сравнивался с человеческими органами: голова - это духовная и светская власть, туловище - высшие сословия, а руки и ноги - простой народ.

Культурно-образовательная деятельность Львовского, Киевского и других братств не исчерпывается названными именами. В разное время здесь работали Иов Борецкий, Касиян Сакович, Хома Євлевич, Гавриил Дорофієвич, Лаврентий Зизаний, Петр Могила и тп.

Огромную роль в развитии и распространении гуманистических и реформационных идей в Украине сыграло книгопечатание. В середине XVII в. в Украине уже насчитывалось 25 типографий, среди которых крупнейшей и наиболее мощной была типография Киево-Печерской лавры, которая стала одним из важных культурно-образовательных центров в Украине. Открыта типография в 1616 г., через год после создания Киевского братства. Особую роль в ее организации и работе сыграл Елисей Плетенецкий, собрав вокруг типографии най - прогрессивных культурных и церковных деятелей тогдашней Украины, которые имели большой опыт полемической борьбы, знали типографское дело. В этот кружок входили С. Копыстенский, А. Зизаний, П. Беринда, Т. Земка, Г. Дорофієвич, О. Митура, И. Борецкий и др. Первыми произведениями, которые вышли из Лаврской типографии, были "Часослов" (1616) 3. Копистенского, книга предназначалась для школьного обучения, "ВЬзерунок цнот" (1618). Митури, "Анфологион" (1619) - сборник праздничных служб на весь год.

Более секуляризированными становятся философские, научные построения в 20 - 30-х годах XVII ст., заметным становится отход от неоплатонизма и сближение с арістотелізмом и естествознанием, все отчетливее проявляется потребность в рациональном раскрытии причин каждой вещи. Наиболее ярко эти гуманистические и реформационные тенденции сказывались в творчестве Лаврентия Зизания, младшего брата Стефана Зизания, наиболее Выдающимся его произведением является "Большой катехизис", направленный против католицизма и протестантизма. Он же выполнял и другую функцию - был пособием для братских школ при изучении основ православного вероучения. Но во время обсуждения этого произведения православными и светскими лицами Л. Зизанию были вынесены обвинения в ереси - неортодоксальное понимание троицы, попытки очеловечить Бога, неправильное понимание души и свободы воли, слишком большое внимание к явлениям земной природы и т.д. После этого Л. Зизаний отказывается от авторства, а его "Большой катехизис" выходит Лишь в 1783 г.

В 1627 г. в Лаврской типографии выдается "Лексиконъ славеноросский и именъ тлъкованіє" Памші Берипди. В "Лексіконі" с гуманистических позиций осмысливаются и обобщаются данные тогдашней науки, светские знания. В нем много философских понятий, категорий, разных имен библейских персонажей, греческих и римских богов, которым дается толкование. В гуманистическом ключе написаны и его поэтические произведения, в частности "На рождество Христово стихи".

В направлении гуманистических тенденций развивалась творчество Петра Могилы, который тоже возглавлял Лаврскую типографию, и других украинских деятелей этого кружка.

Благодаря деятельности представителей ученого кружка типографии Киево-Печерской лавры в философской мысли Украины крепнут гуманистические идеи, торується более широкий путь к изучению светских наук, рационального осмысления общественного бытия и народной культуры. Возникает потребность в овладении достижениями западноевропейской науки и философии, а отсюда и потребность в организации школы высшего типа, которая бы синтезировала достижения духовной культуры и разрабатывала философские проблемы на основе теоретического освоения действительности. Такой школой стала Киево-Могилянская академия.