ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СОВРЕМЕННОЙ УКРАИНЫ. ТЕНДЕНЦИИ СТАНОВЛЕНИЯ
2. Главные направления реформирования политической системы
Когда мы говорим о модели государственно-политического строя в современной Украине, то речь идет, наконец, о строе, где парламент принимает законы, президент является главой государства, премьер-министр и его Кабинет осуществляют исполнительную власть. Властные структуры, прежде всего законодательные органы формируются с участием политических партий. В таком государстве четко распределены функции и полномочия законодательной, исполнительной и судебной власти. Главным в ней является верховенство закона во всех сферах общественной жизни. Речь идет о правовое демократическое государство и гражданское общество. Однако это в идеале. Существующая модель политической системы Украины действует неэффективно.
Современный этап переходного периода характеризуется перманентной кризисной ситуацией, которая охватывает политическую, экономическую, социальную и духовную сферы.
В политической сфере растет недоверие людей к деятельности властных структур: надежды на оптимизацию и стабилизацию общественно-политической и экономической жизни после президентских (1999 г.) выборов, Всеукраинского референдума (2000 p.), последних парламентских (2002 г.) выборов не оправдались. Высшие органы законодательной и исполнительной власти вместо того, чтобы сосредоточить внимание на решении назревших политических, экономических и социальных проблем, втянулись в новое противостояние. Законодательная власть действует в условиях формирующегося правового пространства, исполнительная - все еще не имеет четкой программы экономических и социальных реформ, судебная власть не избавилась от зависимости от властных структур, «четверга власть» - СМИ, как правило, выполняет государственные заказы. Верховная Рада Украины, Президент Украины, Кабинет министров Украины обнаруживают несостоятельность в решении стратегических задач, стоящих перед государством.
Негативные процессы наблюдались до последнего времени и в развитии экономики Украины: по сути разрушено государственное управление экономическими процессами. За годы независимости Украина потеряла почти две трети своего промышленного и сельскохозяйственного потенциала, систематически уменьшаются производство товаров, национальный доход, растут внешние долги. Существующая финансово-кредитная система не способствует стимулированию развития производства. Крайне высокий уровень энерго - и ресурсозатратности украинской промышленности (на закупку газа ежегодно тратится 5 млрд. долларов) подрывает возможности украинского бюджета по модернизации экономики и проведения необходимых структурных преобразований.
Стоит, однако, отметить, что положительные изменения в развитии экономики наметились в 2000-2003 гг. В течение 2000 - 2003 годов среднегодовые темпы роста ВНП составили почти 7,4 процента, а в промышленности 12,5 процента. Экономический рост обеспечивался за счет преимущественно интенсивных факторов. Сегодня есть основания, хотя пока что осторожно, утверждать, что Украина успешно преодолела посткризисный восстановительный период и отечественная экономика постепенно входит в этап инвестиционного роста. Эта тенденция сохраняется и в 2004 году.
Трудности нынешней экономической ситуации в основном объясняются необходимостью перерабатывать не только то, что досталось нам в наследство от административной системы, но и устранять последствия серьезных управленческих ошибок, допущенных за последние годы. Через беспорядочную имитационная, несогласованную деятельность законодательных и исполнительных властных структур, длительное отсутствие стратегии рыночных реформ, безоглядный разрыв экономических связей с республиками бывшего Советского Союза, прежде всего с Россией, государствами Центральной и Восточной Европы (эти связи начали восстанавливаться лишь в последнее время) богатой на природные ресурсы, с высокотехнологичной промышленностью, мощным сельским хозяйством и квалифицированными кадрами государстве все больше грозит опасность разориться, оказаться на пути зависимого развития.
Обесценен факторы, которые гарантируют социальную стабильность. Так, уровень образования, профессиональная компетентность, что в цивилизованном обществе обеспечивают их владельцам необходимый жизненный уровень, сейчас таковыми не являются. Значительная часть интеллигенции, прежде всего научно-технической, квалифицированные рабочие покидают производство, переходят к сфере торгово-предпринимательской деятельности. Наблюдается рост имущественного неравенства, обнищание подавляющей части населения. Для социально незащищенных слоев населения все острее становится проблема физического выживания. Среднедушевой ВНП (внутренний национальный продукт) Украины составляет 750-800 долларов против 2340 долларов в 1991 году.
Справочная: самыми Богатыми странами в мире есть крошечный Люксембург - 44,6 тысячи долларов на душу населения, Швейцария - почти 40 тысяч долларов. За ними следуют Норвегия, Япония, Дания, США - у них более 30 тысяч долларов, 20 - ЗО тысяч долларов производят на человека Швеция, Германия, Нидерланды, Австралия, Канада, Великобритания. В 2-3 раза увеличился среднедушевой ВНП в Словакии - 9 890 долларов, Чехии - 5 160 долларов, Венгрии - 4 659 долларов, Хорватии - 4 589 долларов, Польши - 3 960 долларов. Среди бывших советских республик лидируют страны Балтии. Эстония имеет 3 480 долларов на человека, Литва - 2 620, Латвия - 2 470. Россия имеет второй в СНГ результат - 2 270 долларов, па первом месте Беларусь - 2 630. Ни одна из бывших советских республик не достигла уровня 1991 года.
Растущая бедность (к категории бедных в Украине принадлежит 27,8 процента), снижение реальных возможностей здравоохранения, распространение так называемых социальных болезней (туберкулеза, СПИДА и др.) и критическое состояние экологии не могут не оказывать негативного влияния на общество в целом и на его демографические показатели, в частности. Государство, призвана обществом выполнять функции защиты и управления, с ними справиться не может. Подтверждением этого является катастрофическое, который можно сравнить только с голодомором 30-х годов или сталинскими репрессиями, демографический провал. За последние четырнадцать лет Украина потеряла более 4 млн. человек. Сокращение численности населения происходит в условиях существенного уменьшения продолжительности жизни и повышению уровня смертности за несчастные случаи и самоубийства. Если в ближайшей перспективе не будет решен демографический узел, то через три - четыре десятилетия окажется, что нынешнее поколение развивает страну для иностранцев.
Самой глубокой и опасной для общества является кризис в духовной сфере. Именно здесь наблюдаем неуверенность подавляющего большинства населения, особенно молодежи, в завтрашнем дне, потеря политических и социальных ориентиров, идеалов. Негативно влияют на чувства людей и такие факторы, как тотальное обновление советского периода в истории Украины, противопоставление старшего поколения, которое вроде бы ничего полезного не сделало, младшему; межконфессиональные конфликты; распространение правового нигилизма, безответственности; рост преступности, коррупции. Наблюдается кризис мировоззрения, сути и смысла повседневного бытия, формируется идеология, отравлена не восприятием действительности. К этому следует добавить деструктивное влияние на духовную сферу, который производит нарастание идеологического авторитаризма, монополизация властными структурами прессы, радио, телевидения, появление запрещенных зон для критики, а также ограниченность, обедненность информационной сферы.
В условиях социальной нестабильности общества массовое сознание ищет виновников такого состояния. Среди них, прежде всего, называют дельцов теневой экономики, на втором месте - работников бывшей и нынешней властной номенклатуры, которых небезосновательно подозревают в коррупции.
Страна переживает своеобразный синдром политической переутомления. Еще не дошло до социального взрыва, но нет и сотрудничества, доверия. Народ научился выживать, но еще и до сих пор не научился защищать свои права. Оппозиционные настроения в отношении власти не угасают.
В чем причина такого положения?
Во-первых. Не срабатывает определенный Конституцией Украины механизм сдержек и противовесов функционирования властных структур, которые действуют неэффективно и потеряли доверие большинства граждан. Не удается ввести верховенство закона во все сферы общественной жизни.
Разделение функций власти можно считать индикатором демократизма государства, условием режима законности в ней. Законодательная власть призвана принимать законы, которые фиксируют степень свободы, что обусловлено уровнем развития общества. Исполнительная власть должна обеспечивать соблюдение границ и гарантий свободы деятельности граждан и организаций. Распределение функций власти на законодательную и исполнительную - необходимое, но недостаточное условие демократизма в обществе без независимой судебной власти. Социальная роль судебной власти заключается в обеспечении права, закрепленного в Конституции, других законах, международных договорах.
Из главных функций трех ветвей власти вытекает такая их специфичность, как діахронізм, то есть особое направление во времени. Законодательная власть имеет дело с определением того, какими должны быть общественные отношения в будущем. Исполнительной власти относятся вопросы настоящего времени. Судебная власть рассматривает только факты и события, произошедшие в прошлом, те, которые уже исполнились.
Принцип разделения функций власти неотделим от признания единства государственной власти, источником которой является народ. Единство власти определяется необходимостью взаимодействия всех относительно независимых влад. Должен эффективно действовать механизм сдержек и противовесов, согласно которой каждая из трех властей является относительно ровной: «разделение властей + принцип ограничений и противовесов = свобода». Только согласование действий всех трех ветвей власти, а также авторитет политиков, занимающих высшие государственные должности, способно обеспечить функционирование и развитие страны. Несогласованность действий ветвей власти приводит к политическому кризису в государстве, что и наблюдается сейчас в Украине.
Во-вторых. Политическая элита Украины, которая выросла в условиях союзного государства, не сформировалась как настоящая элита, а потому оказалась неспособной решать общегосударственные задачи. В современной Украине политическую элиту представляют бывшие партийные, профсоюзные и комсомольские функционеры, а также представители национально-демократически настроенных слоев. Первые, придя к власти при отсутствии совершенных законов, в основном начали удовлетворять собственные интересы. Вторые, не имея профессиональных умений и навыков, проявляют беспомощность при решении сложных социальных и экономических проблем, что не мешает им самим обогащаться.
В результате к власти пришла на всех уровнях преимущественно олигархизированная, коррумпированная управленческая элита. На современном этапе правящая элита объединилась в олигархические кланы, нередко их называют клієнтели (лат. clientela - в Древнем Риме группа лиц, зависимых от патрона). В зависимости от того, кто именно в клієнтелі контролирует финансы и кто хозяин, она есть или «государственно-административной», или «государственно-чиновничьей», или клиентелой «свободного предпринимательства». Все их виды представлены в экономико - политической реальности Украины. Интересы клиентур не совпадают ни с национально-государственными интересами, ни с ценностями гражданского общества. Главной их целью является личное обогащение. Эти реальные и активные актеры современного социально-экономической жизни глубоко законспирированы. За исключением случаев, когда они попали в американскую, немецкую или украинскую тюрьму, представители кланов сохраняют инкогнито. Наблюдаем феномен приватизации власти, суть которого заключается в стремлении властных элит увеличить власть ради самой власти, с тем, чтобы использовать ее для распределения государственных ресурсов, а не для реализации программ, направленных на подъем уровня жизни граждан, что в конечном итоге и приводит к тотальной коррумпированности власти.
Опыт постсоветских государств (Украина не исключение) убедительно доказывает, что политика в них поражена многочисленными «детскими болезнями», среди которых, прежде всего, проблема неадекватности существующей элиты и ее политики к возросших требований времени и потребностей общества.
В-третьих, вне политическим процессом оказался средний класс, который мог бы выступить противовесом олигархизации общества. По некоторым исследованиям, в Украине лишь 12 процентов населения соответствует критериям среднего класса, еще 40-50 процентов может стать им (в развитых странах Запада средний класс составляет 60-70 процентов).
Отсутствие в государстве соответствующей экономической и социальной политики в отношении формирования среднего класса вызывает прогрессирующей маргинализации общества - «вытеснение» потенциальных представителей среднего класса к категории нищего и бедного населения и в итоге к «протестного» электората. Причем до этого электората апеллируют как левые силы, что естественно, так и представители олигархических структур, которые приложили и дальше прилагают немало усилий, чтобы сделать этот электорат «протестным». Сломать эту тенденцию, создать условия для утверждения среднего класса - одна из неотложных и чрезвычайно актуальных задач, которая стоит перед украинским обществом. Средний класс (техническая, научная, художественная интеллигенция, представители малого и среднего бизнеса, менеджеры, высококвалифицированные рабочие) - это часть общества, ориентированная на стабильность и больше всего заинтересована в сильной государственной власти, способной защитить их интересы.
Стоит отметить, что в политической системе Украины наиболее четко выстроена вертикаль исполнительной власти республики. Конституция Украины предоставила значительное преимущество исполнительной власти, точнее Президенту и его Администрации. Президенту подчинена и деятельность Правительства, что свидетельствует о том, что на нынешнем этапе (вопреки декларациям о приверженности демократии) преимущество предоставляется авторитарным методам управления.
Такая тенденция проявляется в той или иной степени во всех государствах па постсоветском пространстве (исключение составляют государства Балтии). На это есть определенные объективные обстоятельства. В условиях, когда перед властными структурами со всей остротой встает проблема модернизации экономики, наращивания темпов развития страны, возникает соблазн опереться на авторитарные методы управления. Абсолютизация авторитарных методов, как показывает опыт, - прямой путь к диктатуре Однако при соответствующих условиях авторитарный режим может вывести общество из экономического кризиса, создать условия для развития демократии, формирования правового государства и институтов гражданского общества. В конце концов, властные структуры должны действовать профессионально, целенаправленно и эффективно.
Переход от авторитаризма к демократии дает возможность выделить общие закономерности и ориентировочные этапы этого процесса, связанные с проблемами, которые надо решать политическому руководству при таких условиях и в соответствующей последовательности, чтобы переход прошел плавно и завершился установлением эффективного, подлинно демократического политического режима.
Украина начала формировать свою политическую систему, как уже говорилось, после провозглашения независимости в августе 1991 года. За это время созданы такие новые органы государственной власти, как институт Президента, Конституционный Суд, Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека, Высший совет юстиции, государственные администрации. Традиционные органы государственной власти, в частности Верховная Рада Украины и правительство Украины претерпели существенных изменений. Имеющиеся достижения в формировании всех ветвей властных структур исполнительной и законодательной власти. Сформировалась парламентская система, которая с каждыми выборами в Верховную Раду приобретает все более демократичных рис, хотя до образцового парламентаризма еще очень далеко. В этом контексте важно взвешенно подойти к всего комплекса вопросов, касающихся трансформации политической системы Украины.
В соответствии с Законом Украины «О внесении изменений в Конституцию Украины» от 8 декабря 2004 года реформа политической системы должна стать важным средством укрепления конституционного строя, подъема эффективности деятельности всех властных структур, ускорение экономических и социальных преобразований.
Приоритетными задачами здесь выступают национальная безопасность государства и обеспечения благосостояния ее граждан.
Первоочередной предпосылкой эффективной деятельности властных органов является определение стратегии демократического обустройства. Суть проблемы заключается в практическом воплощении в жизнь известного демократического принципа, согласно которому, по определению Авраама Линкольна, речь идет о власти народа, власть, осуществляемую народом, и власть в интересах народа. Властные органы должны быть под реальным, а не мнимым контролем народа и опираться в своей деятельности на его доверие и поддержку. Властные структуры следует избирать не для того, чтобы им подчинялись (необходимо подчиняться праву и закону), а для того, чтобы они служили гражданам.
Следовательно, речь идет о построении действительно демократического, правового, социального государства с авторитетным Президентом, парламентом, что эффективно действует, профессиональным высококвалифицированным правительством, независимыми судебными органами, Украина становится парламентско-президентской республикой. Для этого следует:
- расширить полномочия и преподнести ответственность Верховной Рады Украины по формированию профессионального дееспособного Правительства и осуществление им Программы деятельности. Кандидатуру для назначения на должность премьер-министра Украины вносит Президент Украины по предложению коалиции депутатских фракций в Верховной Раде Украины. Министр обороны Украины, министр иностранных дел Украины, Глава СБ Украины назначаются Верховной Радой Украины по представлению Президента Украины, другие члены Кабинета Министров назначаются Верховной Радой по представлению премьер-министра Украины;
- сосредоточить усилия Президента Украины на определении и осуществлении стратегических задач развития государства, укреплении ее экономической и национальной безопасности. Президент Украины имеет право досрочно прекратить полномочия Верховной Рады Украины, если: 1) в течение одного месяца в Верховной Раде Украины не сформирована коалиция депутатских фракций; 2) в течение шестидесяти дней после отставки Кабинета Министров не сформирован персональный состав правительства; 3) в течение тридцати дней одной очередной сессии пленарные заседания не могут начаться;
- наделить Правительство соответствующими полномочиями и преподнести его ответственность за состояние дел в экономической, социальной, гуманитарной и внешнеполитической сферах. Кабинет Министров Украины ответственный перед Президентом Украины и Верховной Радой Украины, подконтролен и подотчетен Верховной Раде Украины в пределах, предусмотренных Конституцией.
В предложенной конституционной реформе, ряд положений которой начинает осуществляться с 1 января 2006 года, основное внимание сосредоточено вокруг институциональных вопросов: как достичь в парламентско-президентской республике оптимального распределения полномочий парламента, Президента, правительства, какой должна быть избирательная система формирования органов законодательной власти, реформа правоохранительных органов, административная реформа и реформа органов местного самоуправления. Нет сомнения, что эти вопросы являются важными и их необходимо решать, прежде всего на конституционном уровне.
Однако остаются проблемы, от решения которых зависит стабильность в обществе и, в конечном итоге, результативность политической реформы.
Первая касается политической элиты. Эффективность деятельности властных органов в решающей степени зависит от уровня компетентности тех, кто управляет. Во властные структуры после их реформирования должны прийти отобранные по конкурсу профессионалы, которые желают и способны самосовершенствоваться. Следует провести аттестацию всего корпуса государственных служащих на соответствие занимаемым должностям. Управленцы призваны обладать политической культурой, то есть профессионально знать законы общественно-политического государственного устройства, профессионально уметь применять эти знания в своей сфере, профессионально налаживать отношения с коллегами, нести правовую и моральную ответственность за состояние дел в отрасли, которой они руководят. Одна из проблем здесь - искоренение тотальных проявлений коррупции в государственном аппарате. Надо осуществить на общегосударственном уровне проверку соответствия декларируемых должностными лицами доходов их реальным доходам. В ряде европейских стран, в частности в Польше, Финляндии, Франции, действует специальный судебный орган - Государственный трибунал, полномочием которого является привлечение к ответственности высших должностных лиц за нарушение Конституции или законов в сфере исполнения своих служебных обязанностей. Концептуальной основой нормативно-правовых актов по борьбе с коррупцией должна быть не документирования последствий этого негативного явления, а создание условий, которые бы исключали возможность коррупционных проявлений.
Если эту тенденцию не преодолеть - коррупция сегодня проникла не только в политическую, но и практически во все сферы общественной жизни, - то следствием может стать становление такого общественного строя, в котором даже при четко определенных полномочиях различных ветвей власти честность, порядочность, обязательность, профессионализм перестанут восприниматься как моральные ориентиры социального поведения, а Украина будет выведена из числа цивилизованных стран.
Предстоит активно привлечь к процессу государственного управления молодую генерацию политиков и управленцев.
Вторая - это становление правового государства и гражданского общества. Именно в этом контексте стратегическим направлением реформирования политической системы должно стать формирование гражданского общества, которое является основой правового государства, его становление происходит одновременно с ее утверждением. Напомним, что правовое государство - это тип государства, основными признаками которого является верховенство права и закона, разграничение функций различных ветвей власти, правовая защита лица, юридическое равенство гражданина и государства. Цель правового государства - служение соответствующем закона и обусловленном им социальном и политическом строе. Критерий для отнесения государства к правовым - стабильность общества, оперативность государственного управления, удовлетворенности граждан деятельностью властных органов. Главная задача правового государства заключается в юридическом обеспечении интересов, жизненного пространства каждого человека. Речь идет о такое общество, в котором государство подчиняется и которому служит, выполняя его волю, - о гражданское общество.
Для дальнейшего развития институтов гражданского общества необходимо:
- принять закон об общественных объединениях; законодательно обеспечить эффективное функционирование органов местного самоуправления, создать необходимую финансовую и материально-техническую базу для их деятельности;
- посредством образования, средств массовой информации способствовать усвоению каждым гражданином положений Конституции Украины, других законодательных актов, повысить уровень и расширить сферу преподавания политической науки в высших и средних учебных заведениях;
- обеспечить законодательное привлечения представителей оппозиции, средств массовой информации к участию в деятельности властей ним институтов, а также для разработки, принятия и ответственности за реализацию важных государственных законов, принять законы об оппозиции, о государственной поддержке деятельности средств массовой информации, создать общественное телевидение в Украине. Власть должна овладеть цивилизованными правилами взаимоотношений с оппозицией, действовать цивилизованно, только нечего она может рассчитывать на адекватные действия оппозиционных сил;
- ввести постоянные встречи (Национальная ассамблея, Гражданский форум, круглый стол) высших должностных лиц государства, лидеров политических партий, оппозиционных движений с целью обсуждения и решения конфликтных вопросов общественного развития, определения стратегии развития страны в политической, экономической и международной сфере. Эту стратегию должны разделять все ветви власти, поддерживать все общество.