Политология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Политология

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СОВРЕМЕННОЙ УКРАИНЫ. ТЕНДЕНЦИИ СТАНОВЛЕНИЯ

3. Магистральные векторы внутренней и внешней политики Украины на современном этапе

Какой должна быть политико - идеологическая доктрина государства? Это вопрос якнайактуальніше, вопрос, вокруг которого, собственно, не утихает и до сих пор широкая дискуссия. Существуют два подхода при определении политико - идеологической доктрины государства.

Сторонники одного из них считают, что оптимальной формой организации бытия нации на современном этапе может быть только национальное государство, в пользу чего приводятся различные аргументы. Первый. Сама молодая украинская государственность является не просто следствием распада советской империи, а закономерным историческим итогом многовековой борьбы украинского народа за сохранение своей этнокультурной самобытности и построение собственной национальной независимого государства. Второй. Именно утверждение украинского национального государства является самым действенным фактором сплочения именно этой нации. Бесспорно, национальную идею - национально-этнический взгляд на прошлое, настоящее и будущее Украины - должен быть в полной мере учтено в политико - идеологической доктрине государства. И все же абсолютизация ее вряд ли приведет в многонациональном государстве, которым является Украина, к социально-политической стабильности. Такое общество, как подсказывает опыт, будут сотрясать национальные конфликты, в нем будут обостряться такие взрывоопасные проблемы, как межэтнические отношения этнонациональных меньшинств. Гражданская война в Югославии, следствием которой стало разделение этого государства, отношение к людям не титульной нации в государствах Балтии убедительно об этом свидетельствуют.

Приоритет в создании государства должна принадлежать гражданско-правовой идеи - считают сторонники другого подхода. В Украине субъектом права на самоопределение провозглашается не нация, которая дала название стране, а ее народ в целом, то есть не этническая общность, а этническое поле-гражданское общество. При таких условиях субъектом государства выступает политическая нация, которая в Украине состоит из украинцев, россиян, белорусов, румын, венгров, евреев, крымских татар, других этнических групп. Украинцы, как титульная нация дают название стране. Русский язык признается государственным. И только политической нации по силам вывести из кризиса национальную экономику, науку, образование, культуру, поднять на должный уровень государственной украинский язык, способствовать развитию языков других этнических групп, объективно осветить историю украинского народа, избавиться от чувства неполноценности, которое все еще продолжает нас преследовать. Такая нация должна и может формироваться на обще-цивилизационных принципах социально-правового государства и гражданского общества.

Результативность социально-политических преобразований в Украине в решающей степени зависит от состояния политического образования и культуры ее граждан, утверждение в их сознании идеалов демократического правового государства, ценностей и норм, присущих гражданскому обществу. С этой целью, как уже отмечалось, следует наладить механизм постоянного политического образования, которая на основании новейших идей социальной науки и педагогики, изучение Конституции Украины будет формировать устои демократической ментальности и зрелой политической культуры.

Повышение уровня преподавания политологии и, соответственно, углубленное овладение учащимися и студентами политологических знаний обусловливают необходимость существования государственной программы развития политической науки и образования.

В Украине есть все возможности для создания собственной модели развития экономики. Практически ни у кого уже не возникает сомнения, что в Украине должна произойти смена экономических отношений. Также очевидно, что новая экономическая система не может быть «чистым» капитализмом, который преобладал в середине прошлого столетия во времена Маркса. Современные промышленно развитые страны являются смешанными обществами. В них взаимодействуют оба фактора - рынок как средство повышения эффективности экономики и система корректировки рынка как средство достижения оптимально справедливого распределения доходов через структуру социального законодательства.

В экономической сфере большинство специалистов и ученых склонны выбрать модель формирования рыночной экономики, в основе которой научно-технологическая доктрина, которая основывается на интеллектуальном факторе, на развитии науки и применении новейших технологий и соответствует мировым модернизационным процессам, которые прокладывают путь в XXI век и способны обеспечить достойный уровень жизни граждан.

Согласно заданной стратегии в следующем десятилетии будет осуществлено коренную структурную перестройку экономики и ее интенсивную капитализацию. Это обеспечит модернизацию производства и предоставит возможность преодолеть технологическое старение на основе активизации процессов инновационного характера, что в свою очередь позволит в течение этого периода завершить индустриальный этап развития и перейти к формированию в Украине постиндустриального общества.

Следует подчеркнуть, что ключевым фактором в создании экономической сферы, благоприятной для предпринимательской деятельности, является государство. Но ее роль должна быть отличной от той, которую властные структуры выполняли в условиях командно-административной системы. Государство, не вмешиваясь непосредственно в деятельность частных предприятий (государственных предприятий применяется четкая и жесткая система управления), должно управлять рынком и поддерживать его или сдерживать негативные тенденции через соответствующие юридические рычаги - программы налогообложения, монетарную политику. Государство призвано выполнять функции сочетания частных и общественных интересов отдельных лиц и социальных групп.

Осуществляя стратегию выхода из экономического кризиса, важно учитывать ряд факторов.

Прежде всего, надо иметь в виду, что переход от тоталитарного к демократическому укладу в обществе не происходит за несколько лет. Этот период будет более длительным. Экономика Украины нуждается в существенных структурных изменений, адаптации в своем развитии. И следует заметить, что без формирования механизма воспроизводства целостной национальной экономики (за годы независимости властные структуры так и не смогли его сформировать) о выходе из экономического кризиса не может быть и речи. Вот почему нужна всесторонне обоснована концепция экономических реформ, соответствующие управленческие структуры, профессионально подготовленные кадры, которые бы в совершенстве владели механизмами преобразования современной украинской экономики.

Далее. Следует решительно избавиться от иллюзий, что в индустриально развитых стран хватает забот, кроме бескорыстного извлечения Украины из общего кризиса, в котором она оказалась. Помощь этих государств и международных финансовых организаций не спасет. Кредиты придется возвращать, тем более, что предоставление их сопровождается соответствующими требованиями и не только экономического характера. Украина имеет богатые недра, плодородные земли в Европе, мощный научный, кадровый потенциал и сейчас должен (в этом все больше убеждается общество) наращивать свой производственный и научно-технический потенциал для эффективного использования этих богатств.

Неотделимой составной частью успеха кардинальных общественных преобразований во всех странах мира является опережающее развитие интеллектуального потенциала. Мировой опыт подсказывает: жизненный уровень всех слоев общества и социально-экономическая ситуация в стране определяется уровнем образованности общества и его отношением к интеллектуальным ценностям. Украина - не исключение из общего правила: опережающее развитие интеллектуального капитала является залогом достойного будущего нашей страны.

Каждое государство и ее народ стремится сформировать идею, близкую ее гражданам и поддерживаемую ими, проект совместной жизни граждан данного государства. Следует согласиться с тем, что национальная идея - это не этническая категория, а государственно-политическая. Формирование национальной идеи - дело непростое. На это, возможно, уйдут годы. Но уже сегодня необходимо решать реальные жизненные проблемы, которые бы способствовали улучшению жизни соотечественников. Такой могла бы стать проблема преодоления бедности. В будущем, когда преодолеем бедность, восприимчивее для общества могла бы быть идея социального партнерства, которое постепенно обеспечило бы равновесие между демократическими институтами и социальной властью, взаимодействие тех, кто дает работу, и тех, кто получает ее, профсоюзов и властных структур. Производительность идеи социального партнерства свидетельствуют достижения западноевропейских стран, где этот институт функционирует много лет.

Во внешнеполитической сфере Украина последовательно осуществляет поиск своего места в новом геополитическом пространстве и ответов на судьбоносные, нередко противоречивые вопросы: что для нее полезнее - быть внеблоковым или нейтральным государством, вести многовекторную или двухвекторную политику, рассчитывать на стратегических партнеров. На нынешнем этапе Украина осознала себя как действительно независимое государство, с чем не могут не считаться ни на Востоке, ни на Западе. Перспективы становления Украины как активного дееспособного субъекта международных отношений стали связываться с ее объективной заинтересованностью и геополитическим обязанностью участвовать в трансформации европейского геополитического пространства, гармонизации взаимосвязей между Западом и Востоком континента.

На начало XXI в. во внешней политике Украины как на восточном (точнее северо-восточном, так и западном направлениях наступил новый этап. Обнаружились признаки переориентации украинской внешней политики на Восток в виде нормализации украинско-российских отношений в соответствии с экономических потребностей и реальных возможностей обеих стран. Наоборот, в отношениях с Западом сказался определенный регресс, особенно вследствие «кассетно-кольчужного скандала».

Перед Украиной встала задача найти эффективный путь реализации своих интересов во взаимоотношениях с Россией, Европейским Союзом и Соединенными Штатами Америки: предоставить для этого нового дыхания украинско-российскому стратегическому партнерству, сделать более прагматичной, ориентированной на экономический результат европейскую политику, активизировать свои отношения с Североатлантическим альянсом и, наконец, наладить активный и конструктивный диалог с Соединенными Штатами Америки. В России, как и на Западе, выросло понимание того, что Украина действительно становится независимым государством, что остановить этот процесс невозможно.

Новая геополитическая ситуация, которая возникла после террористических актов в сентябре 2001 года в США и создание международной антитеррористической коалиции, в которую вошла и Украина, вносит существенные коррективы в концепцию противостояния Запад-Восток. Россия пошла на молниеносное сближение с Соединенными Штатами Америки, создана «двадцатка» Россия - НАТО. При этом Россия будет скорее всего рассматривать Украину как участника этого процесса. Осознавая потерю влияния на государства Балтии, имея американских солдат в Грузии и обострение отношений с ней, расширение американского присутствия в Центральной Азии, Москва будет стремиться не выпустить из-под своего влияния Украину. А Запад все меньше будет расценивать Украину как буфер между Европой и Россией и исходит из того, что стабильное положение Европы без стабильной в политическом и экономическом плане Украины невозможно. В долгосрочном плане Украина, сохраняя с Россией уровень стратегических отношений, прежде всего экономических, стремиться интегрироваться в европейские и евроатлантические структуры. Интеграция в Европейский Союз, определенная высшим руководством государства как магистральный вектор внешней политики Украины, в целом поддерживается государственно-политической элитой. Среди населения постоянно растет количество сторонников вступления Украины в Европейский Союз. Перед украинским государством и украинским обществом во весь рост встала задача приобретения цивилизационных качественных характеристик, среди которых: прозрачность государственной политики, уважение к правам человека, подъема производительности труда и оплаты за нее до среднеевропейского уровня, независимые СМИ и свободный доступ к информации.

При этом следует иметь в виду, что успех на пути интеграции Украины в ЕС станет возможным только при условии, что это будет дорога с двусторонним движением. До последнего времени позиция Европейского Союза остается сдержанной. Рынки Европейского Союза все еще закрыты для Украины. Даже экономически выгодные и высокотехнологичные совместные проекты отклоняются странами - членами ЕС по политическим мотивам. Для Украины пока что не определено реальных временных ориентиров - не то что вступления - даже присоединение к зоне свободной торговли или ассоциированного членства. Эти факторы не способствуют консолидации населения Украины вокруг идеи европейского выбора. Важно иметь в виду и то, что членство в ЕС диктуется неизбежной требованием делегирование части национального суверенитета на уровень наднациональных органов. Этот скрыт от беглого взгляда подтекст «европейского выбора» Украины не стал предметом дискуссии в обществе, в связи с европейской интеграцией Украины, не говоря уже про официальные заявления.

Ситуация для Украины осложняется после принятия в ЕС десяти новых стран, некоторые из которых являются непосредственными соседями нашего государства.

Отношения Украины с НАТО определено ее участием в Программе «Партнерство ради мира» Хартии «Об особом партнерстве», подписанной 9 июля 1997 года в Мадриде, а также в Государственной программе сотрудничества Украины с НАТО до 2004 года, утвержденной Указом Президента Украины от 27 января 2001 года. Длительное время отношения Украины с НАТО рассматривались сквозь призму войны на Балканах. По мере урегулирования югославского кризиса, уменьшения ее остроты, отношения Украины с НАТО начали возвращаться в прежнее русло.

В конце мая 2002 г. Совет национальной безопасности и обороны Украины под председательством Президента государства принял решение о начале процесса, целью которого является вступление Украины в НАТО. На Пражском саммите Североатлантического альянса (ноябрь 2002 г.) на заседании Комиссии НАТО - Украина принято два документа: План действий НАТО - Украина и целевой двусторонний план действий на 2003 год. Реализация этих документов выводит на качественно новый уровень взаимоотношения Украины с альянсом. Следует иметь в виду, что инертное, а часто негативное отношение значительной части населения к провозглашенного курса на сближение с НАТО, таит в себе серьезную опасность и может существенно осложнить его реализацию. Властным структурам, наряду с экономическими реформами, оснащению Вооруженных сил современными видами техники и вооружения, предстоит убедить граждан в целесообразности присоединения к Североатлантическому альянсу. Не менее важным является отношение к курсу Украины по сближению с НАТО членов альянса, прежде всего Соединенных Штатов Америки, а также России.

От самого начала военных действий США в Ираке весной 2003 года Украина направила в Кувейт батальон радиационно-химической бактериологической защиты. В июне 2003 г. Верховная Рада Украины дала разрешение на направление в Ирак 1800 украинских военнослужащих для участия в международных стабилизационных силах. Украинская бригада действует в польском секторе ответственности. Решение властных органов о направлении военнослужащих в Ирак политическими силами общества в Украине воспринято неоднозначно.

Те, кто за, выдвигают следующие аргументы: ситуация вокруг Ирака дает Украине важные шансы - долгосрочные бизнес-контракты, диверсификацию поставок нефти, развитие сети транспортных коридоров, повышение боеспособности элитных военных частей, их совместимость с войсками стран НАТО, наконец, улучшение имиджа государства, роста ее авторитета в системе международных отношений. Считается также, что в связи с участием в стабилизационном процессе в Ираке Украине предстоит поставить перед США, странами Западной Европы, международными финансовыми организациями ряд важных вопросов. Речь идет, в частности, о реструктуризации или частичном списании внешнего долга, признание Украины по статусу государством с рыночной экономикой, содействие при вступлении в ВТО и отказ от других действий дискриминационного характера.

Те, кто против, считают, что наше государство проигрывает в морально-этическом плане. В свое время Украина решительно выступила против применения военной силы в Ираке, а ныне фактически стала членом американо-английской коалиции. Не все безупречно с политико - правовой точки зрения. Операция не имеет мандата ООН, а потому, по украинскому закону, не может трактоваться как миротворческая, не говоря уже о вероятность трагических случаев. Пока это хоть и верный путь, но скорее внешняя демонстрация, чем глубинная суть политики нашего государства. Украина не может не считаться с позицией такой развитой и влиятельной державы, как Соединенные Штаты Америки, а потому вынуждена войти в коалицию сомнительных победителей и получить сомнительные привилегии.

Причины и последствия военной операции Соединенных Штатов Америки против Ирака весной 2003 г. еще долго будут анализироваться политиками, учеными, журналистами.

Однако уже сегодня практически безошибочно можно утверждать, что главная причина этой войны - это глобальные (стремление если не утверждать, то показать, что мировое господство одной сверхдержавы - это реально) экономические интересы (иракские нефтехранилища), а также, возможно, прежде всего, стремление испытать новые виды вооружений на практике и, израсходовав их, дать своему военно-промышленному комплексу заработать с новой силой. Как следствие, возбуждены и так шаткую систему международной безопасности XXI века.

Итак, Украина стремится интегрироваться в европейские и евроатлантические структуры, прежде всего в Европейский Союз, параллельно с равноправным партнерством с Россией. При этом Украине необходимо выстраивать свою собственную, ориентированную только на собственные интересы внешнюю политику. Украина должна иметь собственное политическое лицо, более четкую позицию и действовать в собственных интересах, а не в интересах других государств. Слишком часто наше государство крутит головой - то приспосабливаясь к России, то поглядывая на Америку. Выработка и последовательное осуществление ориентированной на собственные интересы внешней политики (а путь к этому один - достижение самодостаточности внутреннего положения, стабильного экономического развития) будет способствовать тому, что Украина сможет стать влиятельным фактором механизма оптимальной безопасности Европы XXI века, от чего зависит перспектива геополитического, а следовательно, и международного положения государства.

Подчеркнем: выбор стратегии внутренней и внешней политики Украины должно дополняться гибкой тактикой и сильной политической волей к реализации поставленной цели. Любая стратегия, любой план не могут осуществиться сами собой. Нужны целеустремленные, решительные действия властных структур (президента, Верховной Рады, правительства), поддерживаемые обществом и направлены на то, чтобы изменить неблагоприятный ход политических, экономических и социальных процессов и не только вывести Украину из кризиса, но и сделать политически стабильной, экономически мощной, независимой державой, которая уверенно прокладывает путь в XXI век.