ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СОВРЕМЕННОЙ УКРАИНЫ. ТЕНДЕНЦИИ СТАНОВЛЕНИЯ
1. Становление политической системы в Украине
За годы независимости Украинское государство состоялось по всем формальным измерениям: независимость, суверенитет и неприкосновенность границ признано мировым сообществом, страна стала равноправным членом многих международных организаций и объединений, в частности Совета Европы, заключены соглашения о сотрудничестве с ведущими международными союзами - ЕС и НАТО, удалось приобрести безъядерного статуса, урегулировать острые конфликтные ситуации по поводу статуса Крыма, относительно базирования Черноморского флота РФ. Имеющиеся достижения в трансформации экономики и внедрении ее рыночных принципов, введена и в течение последних лет остается стабильной национальная валюта.
В общественно-политической жизни произошла демонополизация идеологической сферы, формируется многопартийная система, действуют структуры гражданского общества - общественные объединения, внегосударственные аналитические центры, независимые печатные и интернет-издания.
Сейчас все бывшие социалистические страны (Украина не является исключением) переживают переходный период: речь идет о переходе от авторитарно-тоталитарного общественного устройства с планово-распределительной экономикой, к демократического правового государства со свободной рыночной экономикой, а в будущем - до гражданского общества. При этом следует иметь в виду, что переходный период происходит поэтапно. Первый этап - фундаментальное изменение устоявшихся политических и экономических структур. Второй - развитие и закрепление демократических процессов, укрепление экономических институтов, повышение эффективности производства. И, наконец, третий этап - политическая консолидация как непременное условие экономического подъема, утверждение принципов правового государства, становление институтов гражданского общества.
Украина завершила начальный этап переходного периода - провозглашение независимости и приобретения атрибутов государства - и перешла к этапу развития демократических процессов, политического и экономического обустройства. Независимая Украина, пройдя сложный конституционный процесс - от Декларации о государственном суверенитете Украины (16 июля 1990 p.), заключения Конституционного договора между Президентом Украины и Верховной Радой Украины (8 июня 1995 г.) до принятия 28 июня 1996 г. Конституции Украины, - избрала демократический тип общественно-политического строя. Согласно Основному Закону, «Украина есть суверенное и независимое, демократическое, социальное, правовое государство». Становление политической системы и институтов гражданского общества происходит непросто, противоречиво. Украина, безусловно, навсегда оставила прошлое, и возвращение к нему невозможно. Она приобретает очертания современного, полноценного, цивилизованного государства, завершает политическую и экономическую определенность.
Однако, вступив в переходный период, наше государство лишь в общих чертах определила куда идти, и еще меньше - как это сделать.
В Украине, как и в других республиках бывшего Советского Союза, переход от авторитарно-тоталитарной системы общественного устройства демократического общества и правового государства начался с создания новой политической системы.
Следует отметить, что на начальном этапе Украина стремилась создать социально-политические институты по европейским цивилизованным образцом. Приблизилась к уровню профессионального парламента Верховная Рада Украины в системе государственной власти созданы такие новые органы, как институты Президента Украины, Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека, Конституционный Суд, Высший совет юстиции, областные, районные государственные администрации.
Как уже отмечалось, Украина является суверенным и независимым, демократическим, социальным, правовым государством. Носителем суверенитета и единственным источником власти является народ. Народ осуществляет власть непосредственно и через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Легитимность власти, таким образом, исходит от народа, который через выборы проявляет свою волю властным структурам и через выборы контролирует их. По государственно-территориальному и административно-терторіальним устройству Украина является унитарным государством: единая Конституция; единое гражданство; единая система права; единая судебная система; единая система органов государственной власти.
Украина является президентско-парламентской республикой. Систему органов государственной власти, по Конституции Украины, составляют: глава государства - Президент Украины; орган законодательной власти - Верховная Рада Украины; органы исполнительной власти - Кабинет министров, областные и районные государственные администрации; органы судебной власти. Судопроизводство согласно Основного Закона Украины осуществляется Конституционным Судом и судами общей юрисдикции.
В Украине функционирует политическая система - совокупность государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющих власть, управление обществом, регулируют отношения между гражданами, социальными и этническими группами, обеспечивающих стабильность общества, должный порядок в нем. Государство выступает ключевым элементом политической организации общества со всеми ее составляющими: законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти, органами общественного порядка, службы безопасности и вооруженными силами. Государственная власть осуществляется на принципах ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Основным Законом признается и гарантируется местное самоуправление.
Конституция Украины определяет Президента как главу государства, который выступает от ее имени. В Украине должность Президента государства была введена Законом от 5 июля 1991 г. «Об учреждении поста Президента Украинской ССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Украинской ССР». Первый Президент Украины был избран 1 декабря 1991 года. Президент Украины не входит непосредственно ни в одну из ветвей власти, является высшим должностным лицом в государстве, гарантом государственного суверенитета, территориальной целостности Украины, соблюдения Конституции Украины, прав и свобод человека и гражданина, представляет государство в международных отношениях с другими странами.
Президент Украины избирается гражданами государства на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права, путем тайного голосования сроком на пять лет. Он должен быть гражданином Украины, жить в Украине ко дню выборов не менее 10 лет, иметь право голоса, обладать активным избирательным правом, а также на государственном языке. Одно и то же лицо не может быть Президентом Украины более чем два срока подряд. Он может быть избран и на третий срок, однако только после того, как на этом посту находилось другое лицо. Президент Украины не может иметь другого представительского мандата, занимать должность в органах государственной власти или в объединениях граждан, заниматься предпринимательской деятельностью. Полномочия избранного Президента начинаются с момента принесения им присяги на верность народу Украины, к которой его приводит на торжественном заседании Верховной Рады Председатель Конституционного Суда.
Президент Украины обеспечивает государственную независимость, национальную безопасность и правопреемство государства; осуществляет руководство внешнеполитической деятельностью государства; назначает внеочередные выборы в Верховную Раду Украины и прекращает полномочия парламента, если в течение тридцати дней одной очередной сессии пленарные заседания не могут начаться; по согласию Верховной Рады Украины назначает премьер-министра Украины; прекращает полномочия премьер-министра Украины и принимает решение о его отставке; назначает по представлению премьер-министра Украины, членов Кабинета Министров Украины, руководителей других центральных органов исполнительной власти, председателей местных государственных администраций и прекращает их полномочия на этих должностях; является Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил Украины, возглавляет Совет Национальной безопасности и обороны государства.
Конституция Украины предусматривает досрочное прекращение полномочий Президента Украины в случаях: отставки; невозможности исполнять свои полномочия по состоянию здоровья; устранение его с поста в порядке импичмента. В случае, если полномочия Президента Украины прекращаются досрочно, исполнение обязанностей Президента Украины возлагается на премьер-министра Украины.
По Конституции, единственным органом законодательной власти в Украине является парламент - Верховная Рада Украины, конституционный состав - 450 народных депутатов Украины, которые являются полномочными представителями украинского народа в законодательном органе государства. Верховная Рада Украины избирается на четыре года, работает в режиме очередных и внеочередных сессий.
Вся организация работы Верховной Рады осуществляется в соответствии с требованиями Конституции и принятого парламентом регламент своей деятельности.
Конституция Украины 1996 года оставила без изменений общую структуру однопалатного парламента, однако существенно обновила некоторые ее институты. Так, было прекращено существование Президиума Верховного Совета, было создано Согласительную Совет фракций; преобразовано постоянные комиссии на парламентские комитеты; предусмотрено создание Счетной палаты, института Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека; институт представителя Президента Украины в Верховной Раде и осуществлен ряд других нововведений.
Основными функциями Верховной Рады являются: законодательная, учредительная и контрольная.
Главной функцией Верховной Рады Украины считается законодательная (естественная) функция, которая заключается в принятии парламентом законов, внесении изменений и дополнений к ним, признании законов утратившими силу, в их отмене или приостановлении их действия. Приоритетным направлением законодательной деятельности парламента является внесение изменений в Конституцию Украины.
К основным направлениям учредительной функции Верховной Рады Украины относится: назначение выборов президента Украины; предоставление согласия на назначение президентом Украины премьер-министра и одобрения Программы деятельности Кабинета министров, а также принятие резолюции недоверия Кабинету министров, что влечет отставку правительства; назначение трети состава Конституционного Суда, предоставление согласия на назначение Президентом Генерального прокурора, назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, председателя и членов Счетной Палаты; назначение на должность и увольнение с должности Председателя Национального Банка по представлению Президента Украины. Кроме этого, Верховная Рада утверждает общую структуру, численность и определяет функции Вооруженных Сил Украины, Службы безопасности Украины, Министерства внутренних дел Украины, решает вопросы административно-территориального устройства Украины.
Контрольная функция Верховной Рады Украины тесно связана с другими функциями парламента: осуществление вышеуказанных функций и полномочий требует проверки исполнения принятых решений.
Верховная Рада Украины осуществляет и другие полномочия, которые согласно Конституции Украины относятся к ее ведению.
Высшим органом в системе органов исполнительной власти с Кабинет министров Украины. Кабинет министров ответственный перед Президентом Украины и подконтролен и подотчетен Верховной Раде Украины.
Основание деятельности Кабинета министров составляет Программа деятельности правительства, которую должен рассмотреть и одобрить Верховная Рада Украины. Отношения Верховной Рады с Кабинетом министров определяются законами, принятыми парламентом, правительство обязано неукоснительно выполнять. Верховная Рада осуществляет финансовый контроль за деятельностью правительства путем утверждения Государственного бюджета и принятие решения относительно отчета о его выполнении.
В состав Кабинета министров входят Премьер-министр Украины, Первый вице-премьер-министр, три вице-премьер-министры, министры. Премьер-министр Украины назначается Президентом Украины по согласию более чем половины от конституционного состава Верховной Рады Украины. Персональный состав Кабинета министров назначается Президентом по представлению Премьер-министра.
Премьер-министр Украины руководит работой Кабинета министров Украины, направляет ее на выполнение Программы деятельности Кабинета министров Украины, одобренной Верховной Радой Украины.
Кабинет министров Украины: обеспечивает государственный суверенитет и экономическую самостоятельность Украины, осуществление внутренней и внешней политики государства, исполнение Конституции и законов Украины, актов Президента Украины. Важной задачей Кабинета министров является обеспечение прав и свобод человека и гражданина, что вполне соответствует сущности демократического государства.
Исполнительную власть в областях и районах, городах Киеве и Севастополе осуществляют местные государственные администрации в сотрудничестве с региональными, местными избирательными органами. Председатели местных государственных администраций назначаются на должность Президентом Украины. Если председателю районной или областной государственной администрации выразили недоверие две трети депутатов от состава соответствующего совета, Президент Украины принимает решение об отставке председателя местной государственной администрации.
Относительно новым социальным институтом для Украины с органы местного самоуправления. Местное самоуправление в Украине берет свое начало от Магдебургского права. С середины XIX в. местное управление по инициативе прусского юриста Рудольфа Гнейста стало именоваться местным самоуправлением. Эта форма общественного устройства отражена в таких международных правовых документах, как Всемирная декларация и Европейская хартия о местном самоуправлении. В соответствии с правовыми актами, важными признаками любого органа местного самоуправления является его правовая, организационная и финансовая автономия.
Согласно Закону Украины, местное самоуправление - это гарантированное государством право и реальная способность территориальной общины - жителей села или жителей нескольких сел, поселка и города - самостоятельно решать вопрос местного значения в пределах Конституции и законов Украины. Местное самоуправление осуществляется территориальной громадой в порядке, установленном законом, как непосредственно, так и через органы местного самоуправления: сельские, поселковые, городские советы и их исполнительные комитеты, а также через районные и областные советы, которые представляют общие интересы территориальных общин сел, поселков, городов. Статус голов, депутатов и исполнительных органов совета и их полномочия, порядок их образования, реорганизации, ликвидации определяются законом. Государство финансово поддерживает местное самоуправление.
В системе функций местного самоуправления является аналогичны соответствующим функциям государства. К основным функциям местного самоуправления относятся: политическая - обеспечивает реализацию гражданами конституционного права участвовать в управлении государственными и общественными делами, в формировании органов местного самоуправления; экономическая - заключается в выполнении программ экономического развития территориальных единиц; материально-техническая - осуществляет управление объектами коммунальной собственности; бюджетно-финансовая, социально-культурная, экологическая и др.
Надо иметь в виду, что функции местного самоуправления является чрезвычайно динамичны. Некоторые из них могут исчезать с потерей необходимости в этих функциях, но их сменяют новые, что является своеобразным ответом на требования времени.
Следовательно, власть органов местного самоуправления является производной от государственной власти, суть которой заключается в передаче территориальным общинам и образованным ими органам в пределах, предусмотренных действующим законодательством, определенной части полномочий органов государственной власти для осуществления централизованной государственной власти на местах.
Система судебной власти в Украине состоит из Конституционного Суда Украины, судов общей юрисдикции, международных коммерческих арбитражей. Новым институтом в системе правосудия Украины является Высший совет юстиции.
Утверждение правового государства в значительной мере зависит от эффективного функционирования судебной власти, которая является институциональной характеристикой правового государства, важной ветвью в системе разделения властей. Судебная власть тесно связана с принципом верховенства права. Обеспечивая правосудие, судебная власть доказывает, что общество имеет правовое государство.
Соблюдение властными структурами, согласно Основному Закону страны, своих функций и полномочий призван контролировать Конституционный Суд Украины.
Конституционный Суд является единственным органом конституционной юрисдикции в Украине, состоит из восемнадцати судей. Президент Украины, Верховная Рада Украины и съезд судей Украины назначают (или выбирают) по шесть судей Конституционного Суда Украины.
Полномочия Конституционного Суда можно разделить на четыре направления. Первое - решение вопросов о соответствии духу и букве Конституции законов, принятых Верховной Радой, указов и распоряжений Президента Украины, актов Кабинета Министров, правовых актов Верховной Рады Автономной Республики Крым. Второе - официальное толкование Конституции Украины и законов Украины. Третье - рассмотрение дел о соответствии Конституции Украины действующих международных договоров или тех, которые вносятся в Верховную Раду для предоставления согласия на их обязательность. Четвертое - предоставление выводов относительно соблюдения конституционной процедуры расследования и рассмотрения дела об устранении Президента Украины с поста в порядке импичмента. На судей Конституционного Суда Украины распространяются гарантии независимости и неприкосновенности.
Подчеркнем: создание четкого механизма сдержек и противовесов между ветвями власти, а главное неукоснительное соблюдение властными структурами Конституции Украины - непременное условие углубления демократических принципов в управлении государством.
Чрезвычайно важную роль в процессе формирования властных структур играют политические партии. По данным Министерства юстиции, в Украине на начало 2004 года зарегистрировано 96 политических партий. Политическая партия - добровольное объединение граждан, которое выражает интересы определенных социальных слоев и групп, участвует в процессах получения, содержания и влияния на государственную власть и стремится достичь этой власти путем избрания своих членов на государственные должности, при этом власть становится средством для реализации политической программы такого объединения. Известно, что развитая политическая система любого государства построена на демократических началах и принципах, которые гарантируются Конституцией. В свою очередь, многопартийность является неотъемлемым элементом политической системы. Политический спектр современных партий представлено следующим направлениям: социалистическо-коммунистический. Это Коммунистическая партия Украины, Социалистическая партия Украины, Прогрессивная социалистическая партия Украины, Селянская партия Украины и др. Партии этого направления ориентированы преимущественно на приоритет коллективных форм собственности и хозяйствования в экономике, развитие межгосударственных отношений, в частности интеграционных экономических процессов в рамках СНГ; центристский. Это - Народно-демократическая партия Украины, Социал-демократическая партия Украины (объединенная), Партия регионов, Партия зеленых Украины, Народная аграрная партия Украины, Всеукраинское объединение «Батькивщина» и другие. Определяя значимость независимости Украины, эти партии сосредотачивают свое внимание на проблемах социально-экономического развития, реализации прав граждан Украины; национал - демократический. Это - Народный Рух Украины, Республиканская партия Украины, Христианско-демократическая партия Украины, Конгресс украинских националистов и др. Построение государства по национальному признаку, выход Украины из СНГ, антироссийские настроения - ведущие программные требования этих партий.
Прогнозируя развитие многопартийности, можно предположить, что партийная система Украины будет постепенно трансформироваться от атомизированной с большим количеством немногочисленных, маловлиятельных партий к более стабильной системы поляризованного плюрализма в его классическом делении на левых, центра и правых. Об этом свидетельствуют, в частности, итоги последних (2002 г.) парламентских выборов.