Раздел 6.
НАЛОГИ И НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА
6.7. Налоговый менеджмент на предприятии
Проблема минимизации налоговых
платежей в значительной мере решается через формирование эффективной налоговой
политики предприятия. Налоговое планирование на уровне хозяйствующих субъектов является
неотъемлемой составляющей управления финансами предприятий.
Главной задачей налогового
планирования является минимизация налогов на основе максимального использования
возможностей налогового законодательства, в том числе и налоговых льгот.
Налоговое планирование начинается, по сути, еще до регистрации предприятия и
включает обоснование выбора организационно-правовой формы субъекта
хозяйствования с позиций минимизации налоговых расходов. Например, осуществление
коммерческой деятельности в режиме частного предпринимательства без создания
юридического лица означает замену совокупности уплачиваемых налогов (НДС, налога на
прибыль и др.) фиксированным или единым налогом.
Субъекту малого бизнеса предоставляется
право выбора режима налогообложения, что также является существенным элементом налогового
планирование.
Следующим этапом в налоговом
планировании должен быть выбор места осуществления деятельности как основного
предприятия, так и его филиалов и отделений. Так, в предпринимательской практике
значительным успехом пользуется регистрация фирм в оффшорных зонах или в свободных
экономических зонах.
Большое значение имеет форма
расчетов с поставщиками и покупателями, оценка возможностей различных форм
договоров с точки зрения налоговых последствий их заключения.
Важной составляющей налоговой
менеджмента является регулирование налогооблагаемой базы уплачиваемых предприятием
налогов. С этих позиций все налоги делятся на три группы:
- налоги, объектом налогообложения
которых является выручка;
- налоги, объектом налогообложения
которых является прибыль (доход);
- налоги, имеющие объектом
налогообложения фонд оплаты труда.
Для сокращения возможных налоговых
потерь необходимо учитывать особенности методики расчета конкретных
налогов. Следовательно, учет всех факторов, влияющих на налогооблагаемую базу,
позволит не только существенную минимизацию налогов, но и предупредит возникновение
штрафных санкций, снизив тем самым уровень налоговых расходов.
Одной из самых серьезных проблем,
которые встают перед любой налогового администрацией, является несоблюдение
налогового законодательства. Следует различать уклонения от уплаты налога (в пределах
закона) и избежания уплаты налогов. Уклонение от уплаты налога - это изменение
поведения с целью уменьшения суммы налоговых обязательств. Отечественные экономисты,
в частности В. М. Федосов, не раз достаточно подробно характеризовали способы
легализованного сокрытие доходов и прибылей от налогообложения. Существует множество
легализованных методов уклонения от налогов: искусственное увеличение расходов
производства, ускоренное списание амортизации, льготное налогообложение прироста
капитала, вложение средств в облигации местных органов власти, а также в
благотворительные и доверительные фонды, расщепление доходов и семейное партнерство,
дарения, применения либеральных правил списания "безнадежных"
долгов, использование налоговых "каникул", "гаваней",
"хранилищ", "оазисов" и др.
Оффшорные операции (англ. off-chore - находящийся на расстоянии от берега, вне
территорией страны) представляют собой законодательную основу международных финансовых и
торговых операций, осуществляемых предприятиями, зарегистрированными на
территории, имеющей статус налоговой гавани, разновидностью которой является центр
"офф-шор". Налоговая гавань представляет собой территорию, проводит
политику привлечения иностранных кредитов путем предоставления налоговых и других льгот.
Иногда льготное налогообложение распространяется только на отдельные виды деятельности.
Например, в Люксембурге-это льготный налоговый режим для банков, в Швейцарии
и Лихтенштейне - для холдинговых и торговых предприятий. Предприятия,
созданные в налоговой гавани, получили название "оффшорные предприятия".
Они могут быть либо полностью освобождены от налога (Ирландия, Либерия и др.),
либо облагаются небольшим паушальним налогом (единой суммой), как в Панаме,
на Антильских островах и др. Льготы предоставляются как иностранным, так и местным
предпринимателям. Центр "офф-шор" в отличие от "налоговой
гавани" предоставляет налоговые и другие льготы только по финансовым операциям с
иностранными резидентами в иностранной валюте. Центры "офф-шор" расположены,
в основном, на морских побережьях и в местах развитого международного туризма
(Багамские острова, Кипр, Мальта и др.). Они проводят политику привлечения
иностранного капитала, освобождая нерезидентов от валютного и экспортного
контроля, предоставляя им налоговые льготы. Одним из наиболее популярных центров
"офф-шор" является Кипр. Всем оффшорным компаниям и их сотрудникам кипрские
законы предоставляют такие льготы: льготный налог на прибыль; нулевой налог на
проценты, дивиденды, гонорары; освобождение от валютного контроля; льготные
ставки подоходного налога для иностранных сотрудников; беспошлинный ввоз
товаров.
Центры "офф-шор" имеют
соответствующую специализацию: банковские, трастовые, страховые. С целью получения
дополнительной прибыли от льгот по налогообложению используется режим, что имеет
название "удобный флаг". Его предоставляют владельцам судов-неризедентам
Багамские острова, Бирма, Кипр, Либерия, Мальта, Панама и др.
В отличие от уклонения от уплаты
налогов, уклонения от уплаты налогов является нарушением налогового законодательства, поскольку
заключается в неуплате налогов, которые должны быть уплачены в соответствии с законодательством.
Корни избежания уплаты налогов - простого обмана - лежат в незаконной
экономической деятельности. Существование теневой экономики имеет по меньшей мере две
причины: 1) отдельные виды экономической деятельности незаконны, и их не хотят
приводить в отчетной документации и 2) высокие предельные ставки налога приводят
к тому, что люди стремятся получить доход, но не регистрировать его.
Совершенствование системы налогообложения
должно происходить путем постепенного снижения налогового бремени в процессе
долгосрочной поэтапной налоговой реформы.