Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИКА

Раздел С
УКРАИНА И ГЛОБАЛЬНЫЕ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

3.3. УКРАИНА - СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
Соглашение о создании СНГ было заключено 8 декабря 1991 г. в Беловежской пуще (официально - в Минске) руководителями Белоруссии (С. Шушкевич), России (Б. Ельцин) и Украины (Л. Кравчук). 21 декабря 1991 г. к Соглашению присоединились еще 8 стран - субъектов бывшего СССР. Руководители 11 стран подписали в тот день в тогдашней столице Казахстана:

- Алма-Атинскую декларацию;

- Протокол к Соглашению о создании Содружества Независимых Государств, подписанного 8 декабря 1991 года в г. Минске Республикой Беларусь, Российской Федерацией (РСФСР), Украиной.

Кроме указанных руководителей Беларуси, России и Украины под алма-атинськими документами свои подписи поставили А. Муталибов (Азербайджан), Н. Назарбаев (Казахстан), И. Каримов (Узбекистан), Л. Тер-Петросян (Армения), А. Акаев (Киргизия), Г. Набиев (Таджикистан), М. Снегур (Молдова), С. Ниязов (Туркменистан).

Дополнительную информацию о СНГ читатель может найти в статье "Содружество Независимых Государств", которая содержится в пятом разделе книги автора "Международное экономическое право".

24 сентября 1993 г. в Москве руководители Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, Молдовы, России, Таджикистана и Узбекистана заключили "Договор о создании Экономического союза СНГ".

Он имеет следующую структуру:

Преамбула

Глава И. Цели и принципы Экономического союза.

Глава II. Торгово-экономические отношения.

Глава III. Предпринимательство и инвестиции.

Глава IV. Денежно-кредитные, финансовые и валютные отношения.

Глава V. Социальная политика.

Глава VI. Правовое регулирование экономических отношений.

Глава VII. Институты (органы) Экономического союза.

Глава VIII. Заключительные положения.

В ст. 2 было провозглашено цели Экономического союза:

- формирование условий стабильного развития экономик Договаривающихся сторон в интересах повышения жизненного уровня их населения;

- поэтапное создание общего экономического пространства на базе рыночных отношений, создание равных возможностей и гарантий для всех хозяйствующих субъектов;

- совместное осуществление экономических проектов, представляющих общий интерес;

- решение совместными усилиями экологических проблем, а также ликвидация последствий стихийных бедствий и катастроф.

В ст. С отмечалось, что Экономический союз предполагает:

- свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы;

- согласованную денежно-кредитную, бюджетную, налоговую, ценовую, внешнеэкономическую, таможенную и валютную политику;

- гармонизированное хозяйственное законодательство Договаривающихся Сторон;

- наличие общей статистической базы.

Статья 4 предусматривала, что Экономический союз создается путем поэтапного углубления интеграции, координации действий в осуществлении экономических реформ через:

- межгосударственную (многостороннюю) ассоциацию свободной торговли;

- таможенный союз;

- общий рынок товаров, услуг, капиталов и рабочей силы;

- валютный союз.

В Договоре были сформулированы важнейшие мероприятия стран - участниц Экономического союза для каждой из указанных форм интеграции.

Для ассоциации свободной торговли Стороны предусматривали:

- последовательное снижение и отмену таможенных пошлин, налогов и сборов, а также количественных и иных равнозначных им по своим последствиям ограничений;

- гармонизацию таможенного законодательства, механизмов тарифного и нетарифного регулирования; упрощение таможенных процедур;

- унификацию форм таможенной документации и ведения таможенной статистики;

- поэтапное сближение тарифов на перевозки грузов и пассажиров, транзитных тарифов при соблюдении принципа свободы транзита;

- недопущение несанкционированного реэкспорта в третьи страны.

Главными мероприятиями становления таможенного союза Стороны считали:

- полная отмена тарифного и нетарифного регулирования перемещения товаров, работ и услуг;

- введение общего таможенного тарифа в отношении государств - участников Договора;

- координацию внешнеторговой политики.

Для общего рынка Стороны предусматривали:

- создание правовых, экономических и организационных основ для свободного передвижения капиталов и рабочей силы;

- добросовестную конкуренцию и механизм антимонопольного регулирования;

- согласованную политику в сфере транспорта и коммуникаций, направленную на осуществление эффективных перевозок грузов и пассажиров;

- обеспечение равных условий для взаимного инвестирования капиталов в развитие экономик и создания эффективного механизма защиты прав и интересов инвесторов.

Стороны обязывались применять свободные (договорные) цены и не прибегать к ценовой дискриминации. В Договоре зафиксировано, что страны - участницы не будут без взаимного согласования односторонних действий неэкономического характера с целью ограничения доступа на свои рынки.

Договор также провозглашал:

- предоставление национального правового режима для деятельности субъектам хозяйствования, являющихся резидентами государств - участников;

- содействие развитию прямых экономических связей между субъектами хозяйствования Сторон;

- содействие созданию совместных предприятий, транснациональных производственных объединений, сети коммерческих и финансово-кредитных учреждений и организаций;

- координацию инвестиционных политик;

- согласование политики в сфере денежно-кредитных, валютных и финансовых отношений.

По ассоциации свободной торговли стороны считали нужным использовать мультивалютную систему. Ее понимали как национальные валютные системы и систему, основанную на валюте России.

Платежный союз должен строиться на принципах:

- взаимного признания национальных валют и осуществления их взаимных котировок;

- осуществление платежей в национальных валютах с использованием многостороннего клиринга;

- согласованного взаимного кредитования дефицитов платежных балансов;

- взаимной конвертируемости национальных валют по текущим операциям.

Заявлялось о трансформации платежного союза валютный, который предусматривал:

- применение плавающих курсов валют;

- согласование границ их взаимных колебаний;

- внедрение банковского механизма поддержания курсов валют;

- достижение полной конвертируемости национальных валют.

В Договоре упоминается и о создании "рублевой зоны нового типа", но нет даже самых общих ее очертания. Содержит Договор и память о гармонизации налоговых систем. Брали Стороны и обязательства о безвизовом режиме передвижения их граждан. Не забыли страны - участницы и о согласовании их политик в сфере трудовых отношений. Стороны взяли на себя обязательства признавать документы об образовании и квалификации работников.

Договор не содержит конкретно сформулированных положений об органах Экономического союза. Предусматривалось предоставление украине статуса ассоциированного члена тем государствам, которые проявляли готовность взять на себя лишь часть обязательств.

Договор не предусматривал оговорок со стороны государств, которые бы хотели быть его стороной. Договор заключался на 10 лет. Предполагалось, что он автоматически будет продолжаться следующие пятилетние периоды, если ни одна из Сторон не заявит о прекращении своего участия в нем.

История показала, что намерения, провозглашенные в Договоре от 24 сентября 1993 p., принесли мало результатов. Среди исследователей СНГ распространено мнение о том, что сотни соглашений и договоров, заключенных главами государств и правительств СНГ, не работают, собственно Содружество создавалось лишь для цивилизованного "развода" бывших субъектов СССР, а процесс интеграции государств Содружества затормозился, даже не начавшись.

В феврале 2003 г. в Москве состоялась встреча президентов России, Украины, Беларуси и Казахстана. На переговорах были рассмотрены важные вопросы расширения экономической интеграции на территории бывшего СССР. Обсуждались предложения главы украинского государства, выдвинутые на встречах в верхах, которые состоялись ранее в Кишиневе и Киеве. Как известно, украинская сторона настойчиво поднимала вопрос о создании зоны свободной торговли между странами СНГ. Украина считает, что зона свободной торговли должна действительно быть свободным от разнообразных торговых ограничений.

По результатам указанной московской встречи было принято решение о подготовке к сентябрю 2003 года соглашения о формировании единого экономического пространства. Для проработки вопроса была создана рабочая группа. Штаб группы располагался в Киеве.

Подписан четырьмя президентами в Москве документ о создании единого экономического пространства считается первой договоренности, что касается главных экономических проблем. По мнению министра экономического развития Российской Федерации Г. Грефа, московский документ по своему уровню превосходит ранее достигнутые договоренности о таможенном союзе и Евроазиатский экономический союз.

19 сентября 2003 г. в Ливадийском дворце в Ялте состоялось заседание Совета глав государств СНГ. На встречу прибыли президенты стран СНГ, за исключением президента Туркменистана. Азербайджан представлял премьер-министр Ильхам Алиев (впоследствии он стал президентом). После проведения заседания Совета глав государств СНГ состоялась церемония подписания межгосударственных документов.

На заседании Совета глав правительств СНГ, которое состоялось 18 сентября 2003 г., был разработан проект заявления и "План реализации важнейших мероприятий, направленных на развитие и повышение эффективности взаимодействия государств - участников СНГ в экономической сфере в 2003-2010 годах" для подписания их главами государств Содружества. Этими документами главы правительств рекомендовали президентам механизм создания настоящей зоны свободной торговли в пределах 12 стран СНГ.

Согласно Плану в течение 2003-2004 гг. необходимо было завершить нормативно-правовое оформление создания зоны свободной торговли. В первом полугодии 2004 г. планировалось согласовать на двусторонней основе графика отмены тарифных изъятий из режима свободной торговли. В течение 2003-2004 годов планировалось расширить круг участников сделок, составляющих базовый комплекс свободной торговли. Нетарифные барьеры во взаимной торговле стран СНГ планировалось отменить в течение 20032005 гг. Ожидается, что к 2007 г. будет разработан механизм регулирования процессов отмены тарифных изъятий и минимизации нетарифных ограничений.

План предусматривает поэтапную разработку к 2010 г. программ по сегментам общего аграрного рынка.

Ожидается, что в течение 2003-2009 гг. активно создаваться и развиваться межгосударственные финансово-промышленные группы и транснациональные компании в топливно-энергетическом, металлургическом, машиностроительном и агропромышленном комплексах. Планируется, что к 2010 г. экономики государств СНГ будут интегрированы в международный таможенный пространство на основе правил Киотской конвенции 1973 г. (в редакции 1999 г.).

Выступая на пленарном заседании глав государств СНГ, Президент Украины заявил, что Содружество Независимых Государств в нынешнем ее состоянии можно разве что с большим приближением рассматривать как интегрированное и эффективное экономическое сообщество государств через катастрофическое падение доли взаємообороту в международной торговле СНГ, что произошло в течение существования СНГ. Завершение процесса создания полномасштабной зоны свободной торговли, который длился почти девять лет, е главнейшей задачей на пути дальнейшего развития сотрудничества государств - участников СНГ в экономической сфере.

19 сентября 2003 г., после проведения заседания Совета глав государств СНГ, президенты Беларуси, Казахстана, Российской Федерации и Украины подписали "Соглашение о формировании Единого экономического пространства", приняли "Концепцию формирования Единого экономического пространства" (тексты Соглашения и Концепции опубликован в частности в "Официальном вестнике Украины", 2004 p., № 26). Так называемой "Группе высокого уровня" было поручено доработать и внести президентам до 1 декабря 2003 г. для подписания Комплекс основных мер по формированию Единого экономического пространства. Отметим, что этот Комплекс подписали в декабре 2003 г. президенты Украины и России во время встречи в Керчи. Президенты Беларуси и Казахстана уполномочили на это от себя российского президента. Встреча в Керчи произошла не специально для подписания указанного документа, а была обусловлена проблемой вокруг островка Тузла, который стал всемирно известным и до которого от кубанского берега русские строили плотину.

"Группа высокого уровня" наделялась президентами такими полномочиями:

- координация работы по реализации Комплекса основных мер по формированию Единого экономического пространства";

- осуществление анализа экономической политики государств - участников ЕЭП с целью выявления и устранения барьеров, препятствующих свободному движению товаров, услуг, капиталов и рабочей силы;

- обеспечение взаимного информирования государств - участниц ЕЭП об изменениях в национальном законодательстве;

- создание рабочих групп из представителей органов государственного управления государств - участников для проведения переговоров и подготовки проектов международных договоров и иных документов ЕЭП.

- К выполнению указанной работы можно привлекать специалистов, если в том будет потребность.

О результатах работы "Группа высокого уровня" регулярно докладывает президентам.

В своем заявлении президенты отметили, что сотрудничество "четверки" развивается в общем русле разнообразных интеграционных процессов в СНГ и имеет открытый характер.

Далее кратко остановимся на основных положениях "Соглашения о формировании ЕЭП".

Под Единым экономическим пространством Стороны понимают экономическое пространство, объединяющее таможенные территории Сторон, на котором функционируют механизмы регулирования экономик, основанные на единых принципах, обеспечивающих свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы, и проводится единая внешнеторговая и согласованная, в той мере и в том объеме, в каких это необходимо для обеспечения равноправной конкуренции и поддержания макроэкономической стабильности, налоговая, денежно-кредитная и валютно-финансовая политика.

Статья 2 Соглашения о формировании ЕЭП" содержит перечень задач, которые необходимо решить:

- формирование зоны свободной торговли без изъятий и ограничений, предполагающей неприменение во взаимной торговле антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных мер на базе проведения единой политики в области тарифного и нетарифного регулирования, единых правил конкуренции, применения субсидий и иных форм государственной поддержки;

- унификация принципов разработки и применения технических регламентов и стандартов, санитарных и фитосанитарных норм;

- гармонизация микроэкономической политики; создание условий для свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы;

- гармонизация законодательства Сторон в той мере, в какой это необходимо для функционирования ЕЭП, включая торговую и конкурентную политику;

- формирование единых принципов регулирования деятельности естественных монополий (в сфере железнодорожного транспорта, магистральных телекоммуникаций, транспортировки электроэнергии, нефти, газа и других сферах), единой конкурентной политики и обеспечение недискриминационного доступа и

одинакового уровня тарифов на услуги субъектов естественных монополий.

В создании органов ЕЭП сочетаются межгосударственные элементы по принципу передачи части полномочий Сторон единому регулирующему органу (ЕРО). Значение этого органа будет увеличиваться.

Совет глав государств (СГГ) координирует и руководит формированием и функционированием ЕЭП. Каждое государство в РГД имеет один голос. Решение РГД принимаются консенсусом. Решения единого регулирующего органа ЕЭП являются обязательными для выполнения всеми Сторонами. В ЕРО решения принимаются взвешенным голосованием. Количество голосов каждой из Сторон определяется с учетом ее экономического потенциала, а распределение голосов устанавливается на основе соглашения Сторон. РГД может пересмотреть решение ЕРО за предложение любой Стороны.

Единое экономическое пространство формируется поэтапно. Учитываются возможности разноуровневой и разноскоростной интеграции. Ни одна из Сторон не имеет права препятствовать другим Сторонам ускоренно продвигаться к более высокой степени интеграции.

Разноуровневая и разноскоростная интеграция означает: каждая Сторона самостоятельно определяет направления интеграции и отдельные интеграционные мероприятия, в которых она участвует, и ее объем.

Правовая основа обеспечения формирования и функционирования ЕЭП - международные договоры и решения органов ЕЭП. Споры решаются путем переговоров и консультаций. Соглашение открыто для присоединения других государств, разделяющих ее цели и принципы. К Соглашению могут вноситься изменения и дополнения, которые оформляются протоколами. Соглашение заключено на неопределенный срок. Предусмотрена возможность выхода из Соглашения. Депозитарий Соглашения - Республика Казахстан. Верховная Рада Украины ратифицировала Соглашение Законом Украины от 20 апреля 2004 г. № 1683-IV.

Отношение к СНГ украинского общества - неоднозначное. Большинство, видимо, придерживается следующих соображений.

Интеграционная политика Украины в отношении стран СНГ должна ориентироваться на создание общих рынков товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. На микроэкономическом уровне интеграционные процессы будут учитывать специализацию и кооперацию предпринимателей и организаций Украины и государств СНГ. Украине целесообразно принимать активное участие в деятельности межгосударственных координационных структур.

Самыми актуальными е проблемы создание режима свободного движения товаров и формирования межгосударственного расчетного механизма, построенного на началах клиринговой или платежной системы.

Украине нецелесообразно терять то, что еще не потеряно на рынках СНГ, хотя бы учитывая то, что она пока не в состоянии завоевать позиции на других рынках из-за их насыщенность, низкую конкурентоспособность отечественных товаров и т.д.

Выступая в апреле 2004 г. с ежегодным посланием к парламенту и народу, президент Беларуси А. Лукашенко подверг критике СНГ и Единое экономическое пространство. Президент Беларуси считает, что на фоне Евросоюза, который динамично расширяется и развивается, СНГ выглядит абсолютно безжизненной и безвільною. О. Лукашенко отметил, что СНГ еще дышит, но не действует, а создание Единого экономического пространства не выходит из стадии бюрократического обработки. Президент был также недоволен позицией России относительно поставок газа в Беларусь.

Контрольные вопросы.

1. Как расширялся круг вопросов на раундах ГАТТ?

3. 2. Когда начался девятый раунд ГАТТ?

4. С кем Украина ведет переговоры о вступлении в ВТО?

5. Какие преимущества получит Украина от членства в ВТО?

6. Негативные последствия членства Украины в ВТО.

7. Международная торговля услугами в связи с вступлением Украины в

8. Интеллектуальная собственность и ее роль в деятельности ВТО.

9. Проблемы стандартизации в контексте вступления Украины в ВТО.

10. Как срабатывает механизм вступления в ВТО?

11. Современное состояние взаимоотношений Украина - ВТО.

12. Когда Украина впервые официально заявила о намерении присоединиться к ЕС?

13. Основные цели Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и ЕС от 16 июля 1994 года.

14. Главнейшие акты ЕС относительно Украины.

15. Мероприятия Украины на пути к ЕС.

16. Нынешние формы сотрудничества между Украиной и ЕС.

17. Проблемы в сфере сотрудничества между Украиной и ЕС.

18. Взгляды специалистов на путь Украины к членству в ЕС.

19. Что такое Копенгагенские критерии?

20. Современное состояние отношений между Украиной и ЕС.

21. Когда и где был подписан Договор о создании Экономического союза СНГ.

22. Цели Экономического союза СНГ.

23. Что предусматривал Экономический союз?

24. Меры, которые предусматривали страны - участницы Экономического союза для различных форм своей интеграции.

25. Предусматривалось создание в СНГ платежного и валютного союза?

26. Суть встречи руководителей стран СНГ, состоявшейся в Москве в феврале 2003 года.

Встреча руководителей СНГ в Ялте в сентябре 2003 г. и принятые ими решения.