Раздел С УКРАИНА И ГЛОБАЛЬНЫЕ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
3.2. УКРАИНА - ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ
Намерение вступить в Европейский Союз у Украины появился после ее выхода из Советского Союза. Очевидно, такова историческая судьба Украины - ей никак не удается избежать Союза - то
О желание Украины быть в Европейском Союзе впервые было официально провозглашено в 1996 г.
Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и Европейским Союзом было заключено 16 июня 1994 г. в г. Лиссабоне. Вступила она в силу 1 марта 1998 г.
Основные цели Соглашения:
- развитие тесных политических отношений путем постоянного диалога по политическим вопросам;
- содействие торговле и инвестициям и гармоничным экономическим отношениям;
- создание основы для взаимовыгодного экономического, социального, финансового, научно-технического и культурного сотрудничества;
- поддержка Украины в ее усилиях по укреплению демократии и завершение перехода к рыночной экономике.
С 1 января 1993 г. Украина пользуется преимуществами Генерализованной схемы преференций. Схема является перечнем тарифов для промышленных и сельскохозяйственных товаров, которые есть даже ниже тарифы, предоставляемые за статусом страны наибольшего благоприятствования.
Следует отметить, что Украина стала первой из стран СНГ, которая заключила Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с ЕС. Соглашение определило 28 сфер, в которых Украина и ЕС намерены развивать сотрудничество. Приводим перечень этих сфер:
- промышленность;
- защита и поощрение инвестиций; государственные закупки;
- стандарты и оценка соответствия (сертификация);
- горнодобывающая и сырьевая промышленность;
- наука и техника;
- образование и обучение;
- сельское хозяйство;
- энергетика;
- гражданская ядерная отрасль;
- охрана окружающей среды;
- транспорт;
- космическая промышленность;
- почтовая служба и телекоммуникации;
- финансовые услуги;
- борьба с "отмыванием" денег, полученных преступным валютная политика;
- региональное развитие, включая контакты на региональном уровне;
- социальная сфера (здравоохранение и безопасность, трудоустройство, социальная защита);
- туризм;
- малое и среднее предпринимательство;
- информация и связь;
- защита прав потребителей;
- таможенное дело; статистика;
- экономика;
- борьба с наркотическим бизнесом;
- культура.
Стратегия ЕС относительно Украины была сформулирована Европейской Комиссией в апреле 1994 года. Совет Министров ЕС 31 октября 1994 г. приняла специальную резолюцию об отношении к Украине. 28 ноября 1994 г. государства - члены ЕС заявили о свою Общую позицию относительно Украины. Европейский Союз высказался за независимость, территориальную целостность и суверенитет Украины, ее экономическую стабилизацию и рыночные реформы, интеграцию Украины в мировой экономический порядок.
Для мониторинга экономического и торгового сотрудничества Украины и ЕС в марте 1995 г. был создан Совместный комитет. Впоследствии его заменила Совет по сотрудничеству.
1 февраля 1996 г. вступило в силу Временное соглашение о торговле и вопросах, касающихся торговли.
В мае 1996 г. Европейский Союз обнародовал Декларацию по Украине. Декларация признавала Украину как государство с переходной экономикой. Этот шаг помогал Украине решать проблемы в связи со вступлением в ВТО и давал шансы для получения финансовой помощи и кредитов от европейских структур.
Совет Министров ЕС 6 декабря 1996 г. приняла План действий ЕС в отношении Украины.
Усилия Украины в сфере политических и экономических преобразований были одобрены в Совместном заявлении, которое США и Европейский Союз представили в Вашингтоне 5 декабря 1997 г.
30 июня 1999 г. Украина и ЕС подписали кредитное соглашение и меморандум о взаимопонимании, которые направлялись на решение проблем Украины в связи с микрофинансовым помощи и платежным балансом.
В октябре 2000 г. Совет ЕС принял постановление об исключении Украины из списка стран нерыночной экономики и распространение на нее в рамках антидемпинговых расследований порядка определения "нормальной стоимости" в соответствии с правилами, которые применяются к странам рыночной экономики.
Теперь взглянем на мероприятия Украины.
Через четыре года после заключения Лиссабонского соглашения Президент Украины своим Указом от 11 июня 1998 г. № 615/98 утвердил "Стратегию интеграции Украины в Европейский Союз". В этом документе членство Украины в Европейском Союзе указано как долгосрочная стратегическая цель.
14 сентября 2000 г. Президент Украины Указом № 1072/2000 утвердил "Программу интеграции Украины в Европейский Союз". Рекомендуем читателю обратиться к учебному пособию И. И. Дахно "Международное экономическое право". В пятом разделе е рубрика "Европейский Союз", которая содержит полный перечень нормативно-правовых актов Украины, связанных с вступлением в ЕС.
В декабре 2000 г. между Украиной и ЕС было заключено "Соглашение о торговле текстильной продукцией на 2001-2004 годы". Она не предусматривает количественных ограничений.
Украина заинтересована в расширении действия в отношении нее Общей системы преференций ЕС и сокращение применения к ней различных ограничительных процедур - лицензирования, квотирования, антидемпинговых расследований.
Европейский Союз стал в 2004 г. непосредственным соседом Украины. Украина - это еще не часть ЕС, но она является частью Европы.
Дискуссию о более широкую Европу начала Великобритания в апреле 2002 г. Постсоветское пространство (за исключением Балтии) дифференцируется на Россию и три западные новые независимые государства (Украина, Беларусь, Молдова).
Политика "особого соседства" была основана в Люксембурге в апреле 2002 г. в связи с приближением границ ЕС до Западных Новых Независимых Государств.
В послании Президента Украины Верховной Раде Украины от 21 апреля 2003 г. отмечается, что евроинтеграция является стратегической целью государственной политики Украины.
- Европейская комиссия (то есть правительство ЕС) считает, что Украина:
- своим Законом "О государственном регулировании импорта сельскохозяйственной продукции" от 17 июля 1997 г. нарушила ст. 14 Соглашения о сотрудничестве, поскольку закон предусматривает возможность установления квоты на импорт в Украину продукции животноводства;
- стимулируя отечественное производство автомобилей, нарушила ст. 10.1 и 15.49 Соглашения о сотрудничестве.
Евросоюз недоволен тем, что Украина предоставляет торговые преференции странам СНГ и ограничивает экспорт черного и цветного металлолома из Украины.
Важной вехой для страны на пути ее вступления в Европейский Союз считается предоставление ей статуса ассоциированного члена. Этот статус не рассматривается как автоматическая залог ускоренного принятия страны в ЕС. В связи с этим стоит вспомнить о Турции. Такой статус она имеет еще с 1964 года.
Руководство Украины неоднократно заявляло о заинтересованности в получении статуса ассоциированного члена ЕС. Произойдет это, очевидно, не скоро. Украине не следует надеяться на быстрое вступление в ЕС. Принятие новых членов происходит медленно. В частности, Испания и Португалия проводили переговоры о вступлении в ЕС в течение семи лет. Польша, Чехия, Словения и Венгрия начали их в 1993г.а утвердили - 2003г.
Основными формами сотрудничества Украины и Европейского Союза в настоящее время является техническая помощь, торговля и инвестиционная деятельность. Техническая помощь в рамках программы TACIS предоставляется Украине преимущественно в таких сферах, как ядерная безопасность, защита окружающей среды, реструктуризация государственных предприятий, развитие частного сектора экономики.
В экспорте Украины в ЕС преобладают товары с низкой степенью обработки. Импорт из ЕС представлен промышленными товарами, машинами, транспортным оборудованием.
Доля Украины во внешнеторговом обороте незначительна - она составляет менее 0,5 % общей торговли ЕС. Объемы прямых инвестиций из стран ЕС в экономику Украины мизерные.
Либерализация производственно-коммерческой деятельности в целом и экспортно-импортных операций считается залогом успешного продвижения Украины для вступления в ЕС.
В сфере сотрудничества Украины и ЕС нередко возникают острые проблемы. Для примера назовем несколько из них.
Ведущие страны - члены ЕС отказались от украинского грузового самолета АН-70, несмотря на очевидные его преимущества над европейским аналогом как по цене, так и техническим уровнем.
По мнению специалистов, путь Украины в ЕС охватит три этапа:
1. Создание предпосылок для развития сотрудничества и интеграции.
2. Ускорение адаптации и начало вхождения в экономических структур Евросоюза.
3. Комплексная интеграция в экономическую систему ЕС.
Первые два этапа потребуют для своей реализации 4-5 лет каждый, а третий - одно или два десятилетия.
Основными задачами первого этапа должны быть:
- надлежащее осуществление внутренних экономических реформ с целью создания рыночной среды, адаптированного к условиям взаимовыгодного сотрудничества с Европейским Союзом и его государствами - членами;
- адаптация законодательства Украины к требованиям Мировой организации торговли и начало его приспособления к требованиям гармонизированного и унифицированного законодательства ЕС;
- определение приоритетных отраслей (секторов) экономики Украины, которые имеют сравнительные преимущества с точки зрения мировой и европейской экономики;
- создание способных к крупномасштабной международной кооперации крупных фирм, финансово-промышленных групп;
- выборочное подключение к тех проектов сотрудничества и интеграции в рамках ЕС, где Украина способна соблюдать требования международных договоров и стандартов;
- апробация конкретных механизмов вхождения Украины в экономических структур Евросоюза;
развитие договорных отношений с ЕС, в частности получения более свободного доступа к Общей системы преференций европейских сообществ (1971г);
- использование финансовой помощи ЕС для решения проблем платежного баланса, критического импорта, стабилизации денежной системы, обуздание инфляции и т.д.;
- укрепление институциональных основ рыночной экономики и ускорения ее прогрессивных структурных сдвигов.
На втором этапе нужно будет:
- ускорить выход на рынок ЕС и закрепиться на нем тем производителям отечественных товаров и услуг, относящихся прежде всего к отраслям украинской экономики экспортной специализации;
- существенно расширить и углубить процесс выборочного вхождения Украины в экономические структуры Евросоюза;
- диверсифицировать формы экономического и научно-технического сотрудничества с партнерами из стран ЕС;
- заключить соглашение между Украиной и Евросоюзом о создании зоны свободной торговли.
Достичь адаптации законодательства Украины с законодательством ЕС в таких сферах:
- пошлина;
- компании;
- банки;
- налоги;
- интеллектуальная собственность;
- охрана труда;
- финансовые услуги;
- правила экономической конкуренции;
- государственные закупки;
- охрана здоровья и жизни людей;
- охрана животных и растений;
- окружающей среды;
- защита прав потребителей;
- косвенные налоги;
- технические правила и стандарты;
- нормативное регулирование ядерной энергетики;
- транспорт;
- постепенно создавать предпосылки для свободного передвижения капиталов и рабочей силы между Украиной и ЕС;
- повысить степень координации внешнеэкономической политики.
На третьем этапе нужно добиться интеграции экономики Украины в целом в экономические структуры Евросоюза.
Чтобы стать участницей Европейского Союза, страна - претендент должна соответствовать так называемым Копенгагенским критериям, то есть:
- быть демократической страной;
- иметь рыночную экономику;
- быть конкурентоспособной.
Шансы вступления Украины в ЕС незначительны. Она относится к третьей группе стран - кандидатов. Кроме Украины к ней относятся Сербия, Хорватия, Македония, Албания и Россия. Отметим откровенно - эти страны считаются европейскими аутсайдерами. Объем ВВП в расчете на душу населения в Украине составлял в начале XXI в. 13 % от уровня среднего душевого дохода в странах ЕС. Если брать этот показатель, то Папуа - Новая Гвинея имеет лучшие шансы на членство в ЕС.
Нужно учитывать и то, что вступление в ЕС связан не только с экономическими выгодами, но и с потерями. Об этом свидетельствует, в частности, процесс вступления в ЕС в прошлом социалистических стран Центральной и Восточной Европы. Западноевропейские страны - члены ЕС обязывали новичков сократить их экспорт сельскохозяйственной продукции стран - ветеранов ЕС, полностью отказаться от субсидирования сельского хозяйства, выполнить тотальную приватизацию субъектов хозяйствования, свернуть тяжелую промышленность. В то же время отдельные страны - ветераны ЕС (Германия, Франция, Австрия) оказывают поддержку своим неконкурентоспособным предприятиям, субсидируют сельское хозяйство. Конечно, рекомендовать соседу отказаться от протекционизма гораздо проще, чем сделать это самому.
Вопрос о пути, которым пойдет экономическая интеграция Украины - в Европу или СНГ, - в начале XXI в. было актуальным, но немало однозначного ответа.