Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНОЙ ЯЗЫК 6 КЛАСС
ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

И СЕМЕСТР

 

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

 

г align="center">Урок № 31/р>

Тема: Склонение существительных, которые употребляются только во множественном числе

 

Цель: объяснить особенности склонения имен существительных, которые употребляются только в форме множественного числа, формировать умение определять падежи использованных в предложениях и текстах существительных, которые употребляются только во множественном числе, отменять такие существительные; правильно употреблять такие существительные в формах косвенных падежей в собственной речи; совершенствовать культуру устной и письменной речи.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: учебник, таблица.

Ход урока

И. Подготовка к восприятию нового материала.

Выборочный диктант. Выписать существительные, которые употребляются только в форме множественного числа (в начальной форме). Объяснить, почему склонения следующих существительных рассматривается отдельно.

А по площадям воля в кандалах зично кричит: “Борись!” (Панас Мирный.) А больше, Боже, ничего мне не надо, лишь измерь людям больше на точных весах неба. (О. Галета.) Ищет Муза волшебного зелья разве же не в дебрях душ, не в недрах сердец? (М. Доленго.) А где те жернова, где те, мама, жернова? Из-под них когда мука стекала бело... (Г. Юзва.) Сугробы остекляются, готовы сани, дорога стремится путников. (М. Рыльский.) Держится, как песок на вилах. (Род. творческим.)

 

II. Сообщение темы и цели урока. Мотивация обучения.

 

III. Изучение нового материала.

Работа с таблицей.

 

Склонение существительных, которые употребляются только в форме множественного числа

Н.

Г.

Д.

С.

О.

М.

 

люди

людей

людям

людей

людьми

(на) людях

ворота

ворот

воротам, воротям

ворота

воротами, воротами

на воротах, воротах

 

деньги

денег

деньгам

деньги

деньгами, деньгами

(в) деньгах

 

Переписать предложения, поданные в скобках ставя существительные в нужной форме. Определить падежи этих существительных, выделить окончания.

1. Чтобы мы были, а деньги будут. От (деньги) все зло на свете. Не знает (деньги) цены. (Деньги) май, а про черный день заботься. Закона (деньги) не сломаешь. Разбрасываешься (деньги), как будто их из воды брал, забыл, что из человеческого пота. Счастье не в (деньги), а в их количестве.

Народное творчество.

2. На стекле стареньких (очки) застыла радостная слеза. (М.Руденко.) Меня с моими (очки) не пустят в космос врачи! (Г.Плоткін.) Болтун рад (болтовня), вредным в жизни буденнім. (С.Брант.) Ореховых листьев запах шевелится на влажных лапах, распрямляется из-под (грабли) и тихо ластится без слов. (И.драч.) На словах, как на (цимбалы), а на деле, как на балалайке. Плотник всегда без (ворота), а сапожник без сапог. Плохой танцор и в (штаны) запутається. Миняйло без (штаны) ходит. Куда коваль с (клещи), туда и рак с клешней. У него челюсти крепче (клещи). Не хочешь делать (люди), то будешь делать (грудь). Час горя длиннее, как год (радости).

Народное творчество.

Работа с учебником. Проработка теоретического материала (с. 90)

Работа у доски. Просклонять существительные дверь, дрожжи, кроссовки, брюки.

 

IV. Выполнение упражнений на закрепление.

Самостоятельная работа. Представленные поставить существительные в форме родительного падежа. С двумя-тремя образованными формами составить предложение (устно).

Дети, куры, корыто, дрова, ясли, венца, конопля, хитрости, гордости.

Представленные существительные поставить в форме орудного падежа (указав возможны параллельные формы).

Сани, куры, гуси, гусли, весы, дебри, джунгли, Суммы, Афины, Фермопилы.

 

V. Подведение итогов урока.

 

VІ. Домашнее задание.

П. 18., упражнение 176, II.