И СЕМЕСТР
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Урок № 30
Тема: Зв’язне речи. Устный подробный пересказ текста научного стиля
Цель: на основе сформированных текстологических знаний формировать текстотворчі умения; в частности пересказывать текст, сохраняя его стилевые особенности, а также выделять в тексте научного стиля термины и сознательно употреблять их в пересказе.
Оборудование: текст для перевода.
Ход урока
И. Подготовка к работе над переводом.
· Чтение текста учителем.
· С’выяснения лексического значения употребленных в тексте перевода слов, которые есть в пассивном словаре учащихся.
· Определение учащимися темы и главной мысли текста.
· Определение учениками стиля тексту.Обгрутнування своего мнения.
· С’выяснения положенного в основу текста типа речи и вспомогательных типов речи.
· Коллективное составление плана текста.
· Повторное чтение учителем текста.
II. Устный пересказ учащимися текста по плану.
III. Подведение итогов урока.
ИV. Домашнее задание.
Повторить П. 4.
Текст для перевода
Запомнить’ятовування
Ученые установили, что у гусят и утят способность двигаться за мать’ю проявляется почти сразу. Если гусенок некоторое время ходило за гусем, оно больше не пойдет ни за кем другим. Если ему не показывать мать, забрать его от нее сразу после выхода из яйца, оно пойдет за любым движущимся объектом. Будет это человек, собака, кошка или м»мяч на веревке - все равно, лишь только предмет его внимания двигался.
Ученые отмечают, что гусята всегда идут за своим избранником на определенном расстоянии. Оказывается, здесь существенное значение имеет угол, под которым они видят движущийся предмет.
Эту важную реакцию специалисты по поведению животных называют запоминанием У утят запоминающийся образ матери в течение первых 48 часов их жизни. Впоследствии такое явление уже не происходит. Однако реакция на запомнить’ятовані предметы очень прочная. Она сохраняется на протяжении всей жизни животного.
У малышей некоторых млекопитающих также есть реакция запомнить’ятовування. Дети некоторых копытных животных привыкают следовать за матерями, это способствует лучшему их выкармливанию и воспитанию.
Как видим, запомнить’ятовування является полезным и нужным процессом. Эту важную реакцию людинв может и должна использовать в своей работе с дикими и домашними животными (По И. Заянчковським; 180 сл.)
Задача
· Объяснить лексическое значение слов объект (явление внешнего мира), реакция (действие, состояние, возникающие при определенных условиях как ответ на определенные впечатления, раздражение), процесс (последовательная смена явлений, что происходит закономерным порядком), млекопитающие (высокоорганизованные животные, самки которых вскармливают малышей молоком).
· Подобрать синонимы к словам существенный, специалист, способствовать.
· Составить план текста (ориентировочный: 1. Способность гусят и утят двигаться за мать’ю. 2. Птенец идет за любым движущимся об’ектом. 3. Существенное значение угла, под которым птенец видит предмет. 4. Реакция называется запомнить’ятовування. 5. Чем полезна такая реакция. 6. Запомнить’ятовування следует использовать.
На доске записать: движущийся объект; важна реакция; образ матери запоминается в течение первых 48 часов жизни; детеныши некоторых млекопитающих; копытные животные; способствует вскармливанию и воспитанию.