Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК
Уроки для 10 классов

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЛЕКСИКОЛОГИИ И ФРАЗЕОЛОГИИ

 

Урок № 29

УРОК РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ № 10. УСТНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ В ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМ СТИЛЕ НА МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКУЮ ТЕМУ (СТАТЬЯ В ГАЗЕТУ)

 

Цель: совершенствовать умение строить устное высказывание на морально-этическую тему; развивать связную речь, творческие способности; воспитывать моральные качества, добродетели.

Тип урока: урок развития речевых умений и навыков (урок обучающего сочинения).

ХОД УРОКА

И. Вступительная беседа (тема, цель, особенности жанра)

► Прочитайте и сформулируйте проблематику высказывания. Еще Аристотель сказал: «Природа дала нам в руки большую интеллектуальную и моральную силу, но мы часто используем эту силу как оружие против ближних. Поэтому человек без нравственных качеств оказывается существом самым нечестивым и диким».

Через несколько веков эту же мысль продолжил Гегель следующим образом: «Когда человек совершает тот или другой нравственный поступок, то это еще не добродетель, добродетелен он лишь в том случае, если этот способ поведения становится постоянной чертой характера».

► А как бы вы продолжили эту мысль в XXI веке? Не потеряла она своей актуальности? Свои мысли по этому поводу будете воплощать в устном произведении. Сформулируйте его тему и подберите меткое название.

► Прежде поднимается приступить к работе над произведением, проработайте памятку «Работа над устным сочинением».

 

Памятка «Работа над устным сочинением»

1. Выбирайте тему, которая вас привлекает и волнует, определите объем материала, который она охватывает, чтобы не отклоняться от темы.

2. Продумайте основную мысль вашего произведения и старайтесь все подчинить ее раскрытию, по возможности подберите к произведению точный эпиграф.

3. Составьте план и придерживайтесь его.

4. Старайтесь оригинально начать произведение, чтобы сразу заинтересовать им слушателя. Обращайте внимание на то, чтобы вступление был связан с темой.

5. Следите за логической последовательностью в изложении материала в основной части произведения.

6. Тему раскрывайте глубоко и всесторонне, избегайте общих фраз, приводите конкретные факты для подтверждения своих мыслей.

7. Правильно цитируйте, но не перегружайте свою работу большими цитатами.

8. Подумайте, какой стиль будет соответствовать теме произведения, старайтесь говорить правильным литературным языком, грамотно, просто, своими словами.

9. Помните, что слушатель должен чувствовать ваше отношение к тому, что вы говорите.

10. В выводах пытайтесь сделать самостоятельные обобщения, связанные с современностью.

► Итак, каким стилем речи целесообразно воспользоваться для раскрытия обсуждаемой темы? Ответ обоснуйте.

Назовите признаки публицистического стиля (цель, сферу применения, основные признаки, жанры, актуальные темы, языковые особенности) и заполните шаблон.

 

 

Одним из жанров публицистического стиля является статья.

Статья - научное или публицистическое сочинение небольшого размера в сборнике, журнале, газете.

Найдите в газете статью на морально-этическую тему. Свой выбор обоснуйте (методом «Пресс»). Выясните структурно-смысловые и языковые особенности статьи (групповая работа).

 

II. Работа над осознанием темы и основной мысли произведения

Странные вещи происходят на белом свете: с одной стороны, мы хвалимся достижениями науки и техники, а с другой - вынуждены говорить о поступках аморальные и бессовестные, которые не должны иметь места в нашей жизни.

Общечеловеческие ценности... Что к ним относится? Нужны ли они современному человеку? Ценности: вечные или преходящие? (Дискуссия)

 

III. Коллективное составление плана

Ориентировочный план

И. Поведение - зеркало, в котором каждый показывает свое лицо.

II. Достоинства настоящего человека.

1. Доброта - признак моральной силы.

2. Душевная щедрость.

3. Душевная мудрость.

4. Альтруизм.

 

III. Люди, будьте взаимно красивыми!

 

IV. Составление устного сочинения

1) коллективное («Снежный ком»),

2) индивидуальное.

 

V. Рефлексия

• Анализ составных произведений. Само - и оценка работы в парах.

• Какую пользу получили от урока? («Микрофон»)

 

VI. Домашнее задание (на выбор)

► Предложите проект газеты для молодежи (название, рубрики, актуальные темы).

► Напишите эссе «Мои жизненные ориентиры».

► Повторите сложные случаи правописания (орфографические и пунктуационные правила).