|
VI. Выполнение упражнений на применение обобщающих правил. v Работа у доски. Начертить схему каждого из представленных предложений. Как-то у меня спросил мудрец: «Что больше всего перебріхано, человек?» Я говорил и говорил, и выдохнул напоследок: «Без сомнения, историю Страны...» (О. Завгородний). «Глупые, потому бедные. Бедные, потому что дураки»,- предвещают нам переродки грязные (Г. Шевченко). v Составить предложения, которые бы соответствовали каждой из представленных в рамке схем (устно). (Работу можно организовать по вариантам.)
А: «П». «П»,- а. «П?» - а. «П!» - а. «П,- а.- П». «П,- а,- П».
VII. Анализ материала с целью обобщение изученного. Работа над выводами. v Прочитать диалог за лицами. Обратить внимание на употребление разделительных знаков. Без загадок язык постная, как борщ без соли, то я всегда солю свой язык. Моя женщина сначала страх как дратувалась, когда я затевал с ней такой разговор. - Корова без ног, без тела скирду соломы съела,- говорю ей. - Какая корова? - не понимает. - Сама толстая, рука теплая, а рот красный. - Кто такой? - женщина хмурит брови. - И не конь. И не пес, ест дрова, как овес. - Белым миром заклинаю, мужское, скажи, что у тебя в мыслях. - О печь говорю тебе, женщина, уже топливо выгорело, надо немного полінячок подложить. (По Е. Гуцалом) VIII. Выполнение упражнений на применение обобщающих правил. v Переписать, расставляя знаки препинания (приводим отрывок без их изъятия). Объяснить роль диалога в художественных произведениях. - Расскажите мне, мама, о вишни... Их было так много в саду? - Были, сыну, морозы неутешительные, А они кого хочешь сведут. - Расскажите мне, мама, о годы! Или всплывают заметно они? - Годы, сын, заметны, пока Матерей помнят сыновья. (М. Довнич) v Диктант с комментированием. Среди темной ночи возле Рыльского дома «Полотенца» нам на трубах начали выигрывать; и пели подсолнухи, и река запала: «Рідна мати моя, ти ночей не доспала!» (А. Малышко). Глянула с укором мать (самый справедливый суд!): «Хотела тебя спросить, чего это ты, сынок, здесь?» Коснулись плеч моих благодарно заботливых рук голуби: «Смотри мне, будь осмотрительным, родное в душе не губы...» (В. Корж). Я когда в час заветный Господу сказал, что уже свободен, время души здійнятись надо мной на легком последнее виражи. И послышалось тихое: «Не спеши!» (Ю. Сердюк). «Спаси и схорони!» - обращаюсь я к Богу, когда уже никто не выйдет на подмогу (В. Родионов). Обжигая нам души, тихий реквием звучит: «Казака несут...» (Н. Залежь).
Две тысячи лет назад Платон сказал, что от красивой мысли мы должны перейти к красивым поступкам, а от красивых поступков - к красивой жизни, от красивой жизни - к красоте (Из газеты). Кланяюсь низко мудрецам, но люблю, как папу, я проповедника Сократа, человеческой мудрости вітця. Старик был мудрым, однако сказал: «Живу или умираю, я хорошо знаю только то, что ничего я не знаю...» Учил: «Ты сам себя познай, найди большое в малом, гони догматиков из дома, насилие и принуждение - пренебрегай!» (Л. Забашта). Нет у Гераклита правоты! Совсем заморочил голову народа. «Ах, невозможно дважды войти,- это он сказал,- в одну и ту же воду». Хоть я простой, а не ученый муж, и не мудрец, а с гордостью скажу: «Не знаю сколько, а в одну и ту же я в воду вошел иисус - в стоячую» (В. Березінський). «Имеем то, что имеем»,- каждый умывает руки. А на руке - пять пальцев, и все указательные (В. Слапчук).
Словарь. Догматик - сторонник догматизма - метода мышления, опирающийся на догмы, то есть такие понятие или учение, которые считаются истинными при любых условиях и принимаются без доказательств.
v Переписать, расставляя пропущенные знаки препинания (подаем предложение без их изъятия). Цитаты подчеркнуть. Шелестят страницы, словно древние боры, где бростилась история наша... А над вещими соснами солнцем горит: «Не лепо ли ньі бя - шеть...» Наши предки пили в тяжелой борьбе с горькой и сладкой чаши... Вкарбувалось навек в славянской судьбі: «Не лепо ли ны бяшеть...» (С. Репейник). «В Цареграді на рыночков ой пьет Байда мед-горілочку». И в Плуєштах пьет, и в Варшаве пьет, а в Большом Луге кукушка кукует. И шипит в Стамбуле сам царь турецкий: «Ой ты, Байдо, Байдо молодецкий!» Ой ты, царь, турецкий царь! Что ты знаешь о Байдину казнь?! О недопитое водки ведро и недолитий в море Днепр, и о Байдину Украину, подвешенную на крюке за ребро? (А. Коваль). «Садок вишневый круг дома»,- шепчешь тихо - и вновь идешь в бои! (М. Стельмах), «Садок вишневый круг дома» и зацветет и даст плоды, если тщательно ухаживать в нем каждый побег молодой (Б. Дегтярев). ...А как Шота когда-то изрек: «Все, что сохранил ты, - все пропало, а что раздал,- твое навек!» (С. Крыжановский). v Прочитать, объяснить употребление разделительных знаков. Из каких стихотворений Шевченко взято приведенные в предложениях перефразированные строки (выделены)? По памяти восстановить цитаты (устно). Объяснить, какие знаки препинания нужно было бы поставить, если бы цитаты подавались в неперефразованому виде, дословно. В тюрьме, в солдатах, под конвоем поэт не гнул свой лоб. Никогда у него за душой зерна неправды не было. Не грех учиться чужого и пам'ятать свое, чтобы не затоптать под собственные ноги культуры нашей сокровища. За это всем миром стоит встать, чтобы одолеть злые силы, чтобы был и сын, и была мать, и настоящие люди на земле. Сегодня из сердца Украины, с пространств седого Днепра до молдаванина и финна: доходит голос Кобзаря. В семье великой, вольной, новой в святом шевченківськім края перед титаном в поклоне схиляєм голову свою. (Б. Дегтярев) v Предупредительный диктант. Цитаты подчеркнуть. Шевченко универсальный. Нет такой события в нашей истории, где бы он не был на месте. Вспомни голодомор тридцать третьего, и жутко повеет от Перезахоронения строки «гробокопателі ходили». Сахнешся тридцать седьмого и услышишь проклятие: «чтоб палачи их срубили, тех царей, палачей человеческих!» Задумаешься над экологическими бедами, и всплывет в памяти сыновнее, уболівальне: «Світе тихий, краю милий, моя Україно, за что тебя осквернено, за что, мама, гинеш?» Глядя на некоторых земляков, думаешь Шевченко словами: «За шмат гнилої ковбаси у вас хоч матір попроси, то оддасте...» и Все о все сказал Шевченко. И он не только проклинает, негодует, ропщет. Он спасает, дает опору надежды: «И несытый не распахивать на дне моря поле, не растает живой души и живого слова». (По В. Базилевским) IX. Подведение итогов урока. X. Домашнее задание.
|
|