Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНОЙ ЯЗЫК 11 КЛАСС
План-конспекты уроков

Урок № 32

Тема. Прямая речь. Диалог. Разделительные знаки при прямой речи и диалоге

 

Цель: повторить изученное о прямой язык, совершенствовать пунктуаційну грамотность учащихся в отношении конструкций из прямой речью и диалогов.

Тип урока: комбинированный урок (повторение, закрепление и систематизация изученного).

Оборудование: учебник, карточки.

ХОД УРОКА

И. Проверка домашнего задания.

v Работа у доски с раздаточным материалом (2-3 ученика).

 

КАРТОЧКА 1

Переписать, расставляя пропущенные разделительные знаки (подаем предложение без их изъятия). Объяснить употребление двоеточия и тире.

Есть такие еще торбохваты: он забудет род свой, дом, відцурається от матери... А как надо, то быстренько опять назад ищет броду... Все вспомнил: какого рода и из какого он села - лишь бы выгода была! (И. Немирович). А придет время - всех позовет мать и спросит каждого когда-то: ты не забыл, из которой вышел дома, откуда дороги в мир начались? (М. Ткач).

 

КАРТОЧКА 2

Переписать, на месте точек вставляя пропущенные буквы. В каждом is предложения подчеркнуть грамматическую основу. Объяснить употребление двоеточия и тире.

...Добычу как поле: не доглян...ш - все поглушать сорняки (3. Тищенко). Что-то странное творится - тр...вога сводит душу: время не спит (И. Гнатюк). Поглян...ш - и призрак...ться тебе: над Черным морем в сочить... Одесса, как будто бе...козырька на холме (С. Стриженюк).

 

КАРТОЧКА 3

Переписать, расставляя пропущенные разделительные знаки. Сделать синтаксический разбор одного из предложений (устно).

Яблонь спешу насадить среди поля, весной присмотреть кроны и верю: упадет мне яблоко в судьбу, как в судьбе Адама, как в судьбу Ньютона (Л. Талалай). В жизни есть такая высота: не пустит за ветрами лета, не розвіять в себе даром силу крови и силу ума (А. Долгое). Далека вспыхнет зарница - и мир росой заискрится (Л. Талалай).

 

II. Сообщение темы и цели урока.

III. Повторение ключевых вопросов.

v Со спроектированного на доску (или заранее записанного на доске текста выбрать и вслух прочитать предложение с прямой речью, правильно их інтонуючи.

В каждом из предложений определить прямую речь и слова автора. Рассказать, в каких случаях употребляется прямая, а в каких - косвенная речь.

ГІрометей идет с Дон-Кихотом под одним плащом, потому что дождь и дождь... И тропинка покрылась грязью там, где молочай и нехворощ. Дон-Кихот одкашлявся, спрашивает, свой шлем подняв на лоб: «Ты большой бог! Почему же нет праздников твоих, кажется, и не было? Ты подарил человеку огонь - а на небе где твоего имя звезда? Не светилась и ныне славой твоей не сия». Остановился Прометей за плотом: «Что мне те игрушки малые! Был я на Олимпе Дон-Кихотом - и остался человеком на земле». (П. Воронько)

v Работа с учебником.

Устное выполнение упражнения 140.

v Прочитать диалог сначала молча, потом вслух по лицами.

Сколько человек участвует в разговоре? Объяснить, чем диалог принципиально отличается от прямой речи.

- Матушка, солнце село, терзается сердце мое.

- Село. На свете белом ночь наступает.

- Матушка, вон облачко, страшно почему-то мне.

- Не бойся, дитя мое! Дождь вдали.

- Матушка, что делать - сердце болит мое?

- Жить, деточка, жить. Сердце болит, потому что есть. (Т. Буркацкая)

IV. Выполнение упражнений на повторение изученного.

v Прочитать предложение, определить прямую речь и слова автора.

Объяснить употребление разделительных знаков.

Спросила смерть у мудреца: «Какой хочешь смерти?» А он говорит: «Я бы хотел за книгой умереть». Спросила смерть в вояка: «А ты бы хотел?» А он: «Геройски в бою наложить головой!» Спросила у влюбленных, что стрела среди ночи... «А мы,- говорят они ей,- никакой не хочем» (С. Тельнюк).

v Подан диалог прочитать сначала молча, а потом вслух за лицами.

Объяснить употребление разделительных знаков.

- Пойдем, любимая, в лес.

- Еще холодно в лесу, мой друг.

- Не очень,- говорю я,- не очень!

Там зелень березовых кос.

Пойдем, любимая, в лес.

- Пойдем, любимая, на луг.

- Еще мокро в луге, мой друг.

- Не очень,- говорю я,- не очень!

Там наводнением кроется Буг.

Пойдем, любимая, на луг.

- Пойдем, любимая, в мой дом.

- Пойдем, навсегда пойдем. (П. Воронько)

V. Анализ материала с целью обобщения изученного. Работа над выводами.

v Обработка таблицы.

 

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

 

ВЫРАЖАЕТ

вещание другого лица, передано дословно, без изменений

СОПРОВОЖДАЕТСЯ

словам автора указывают, кому она принадлежит

СТОИТ

после слов автора, перед ними или внутри них

 

VI. Выполнение упражнений на применение обобщающих правил.

v Работа у доски.

Начертить схему каждого из представленных предложений.

Как-то у меня спросил мудрец: «Что больше всего перебріхано, человек?» Я говорил и говорил, и выдохнул напоследок: «Без сомнения, историю Страны...» (О. Завгородний). «Глупые, потому бедные. Бедные, потому что дураки»,- предвещают нам переродки грязные (Г. Шевченко).

v Составить предложения, которые бы соответствовали каждой из представленных в рамке схем (устно). (Работу можно организовать по вариантам.)

 

А: «П».

«П»,- а.

«П?» - а. «П!» - а.

«П,- а.- П».

«П,- а,- П».

 

VII. Анализ материала с целью обобщение изученного. Работа над выводами.

v Прочитать диалог за лицами.

Обратить внимание на употребление разделительных знаков.

Без загадок язык постная, как борщ без соли, то я всегда солю свой язык. Моя женщина сначала страх как дратувалась, когда я затевал с ней такой разговор.

- Корова без ног, без тела скирду соломы съела,- говорю ей.

- Какая корова? - не понимает.

- Сама толстая, рука теплая, а рот красный.

- Кто такой? - женщина хмурит брови.

- И не конь. И не пес, ест дрова, как овес.

- Белым миром заклинаю, мужское, скажи, что у тебя в мыслях.

- О печь говорю тебе, женщина, уже топливо выгорело, надо немного полінячок подложить. (По Е. Гуцалом)

VIII. Выполнение упражнений на применение обобщающих правил.

v Переписать, расставляя знаки препинания (приводим отрывок без их изъятия).

Объяснить роль диалога в художественных произведениях.

- Расскажите мне, мама, о вишни...

Их было так много в саду?

- Были, сыну, морозы неутешительные,

А они кого хочешь сведут.

- Расскажите мне, мама, о годы!

Или всплывают заметно они?

- Годы, сын, заметны, пока

Матерей помнят сыновья. (М. Довнич)

v Диктант с комментированием.

Среди темной ночи возле Рыльского дома «Полотенца» нам на трубах начали выигрывать; и пели подсолнухи, и река запала: «Рідна мати моя, ти ночей не доспала!» (А. Малышко). Глянула с укором мать (самый справедливый суд!): «Хотела тебя спросить, чего это ты, сынок, здесь?» Коснулись плеч моих благодарно заботливых рук голуби: «Смотри мне, будь осмотрительным, родное в душе не губы...» (В. Корж). Я когда в час заветный Господу сказал, что уже свободен, время души здійнятись надо мной на легком последнее виражи. И послышалось тихое: «Не спеши!» (Ю. Сердюк). «Спаси и схорони!» - обращаюсь я к Богу, когда уже никто не выйдет на подмогу (В. Родионов). Обжигая нам души, тихий реквием звучит: «Казака несут...» (Н. Залежь).

 

Две тысячи лет назад Платон сказал, что от красивой мысли мы должны перейти к красивым поступкам, а от красивых поступков - к красивой жизни, от красивой жизни - к красоте (Из газеты). Кланяюсь низко мудрецам, но люблю, как папу, я проповедника Сократа, человеческой мудрости вітця. Старик был мудрым, однако сказал: «Живу или умираю, я хорошо знаю только то, что ничего я не знаю...» Учил: «Ты сам себя познай, найди большое в малом, гони догматиков из дома, насилие и принуждение - пренебрегай!» (Л. Забашта). Нет у Гераклита правоты! Совсем заморочил голову народа. «Ах, невозможно дважды войти,- это он сказал,- в одну и ту же воду». Хоть я простой, а не ученый муж, и не мудрец, а с гордостью скажу: «Не знаю сколько, а в одну и ту же я в воду вошел иисус - в стоячую» (В. Березінський). «Имеем то, что имеем»,- каждый умывает руки. А на руке - пять пальцев, и все указательные (В. Слапчук).

 

Словарь.

Догматик - сторонник догматизма - метода мышления, опирающийся на догмы, то есть такие понятие или учение, которые считаются истинными при любых условиях и принимаются без доказательств.

 

v Переписать, расставляя пропущенные знаки препинания (подаем предложение без их изъятия).

Цитаты подчеркнуть.

Шелестят страницы, словно древние боры, где бростилась история наша... А над вещими соснами солнцем горит: «Не лепо ли ньі бя - шеть...» Наши предки пили в тяжелой борьбе с горькой и сладкой чаши... Вкарбувалось навек в славянской судьбі: «Не лепо ли ны бяшеть...» (С. Репейник). «В Цареграді на рыночков ой пьет Байда мед-горілочку». И в Плуєштах пьет, и в Варшаве пьет, а в Большом Луге кукушка кукует. И шипит в Стамбуле сам царь турецкий: «Ой ты, Байдо, Байдо молодецкий!» Ой ты, царь, турецкий царь! Что ты знаешь о Байдину казнь?! О недопитое водки ведро и недолитий в море Днепр, и о Байдину Украину, подвешенную на крюке за ребро? (А. Коваль). «Садок вишневый круг дома»,- шепчешь тихо - и вновь идешь в бои! (М. Стельмах), «Садок вишневый круг дома» и зацветет и даст плоды, если тщательно ухаживать в нем каждый побег молодой (Б. Дегтярев). ...А как Шота когда-то изрек: «Все, что сохранил ты, - все пропало, а что раздал,- твое навек!» (С. Крыжановский).

v Прочитать, объяснить употребление разделительных знаков.

Из каких стихотворений Шевченко взято приведенные в предложениях перефразированные строки (выделены)? По памяти восстановить цитаты (устно). Объяснить, какие знаки препинания нужно было бы поставить, если бы цитаты подавались в неперефразованому виде, дословно.

В тюрьме, в солдатах, под конвоем поэт не гнул свой лоб. Никогда у него за душой зерна неправды не было. Не грех учиться чужого и пам'ятать свое, чтобы не затоптать под собственные ноги культуры нашей сокровища. За это всем миром стоит встать, чтобы одолеть злые силы, чтобы был и сын, и была мать, и настоящие люди на земле. Сегодня из сердца Украины, с пространств седого Днепра до молдаванина и финна: доходит голос Кобзаря. В семье великой, вольной, новой в святом шевченківськім края перед титаном в поклоне схиляєм голову свою. (Б. Дегтярев)

v Предупредительный диктант.

Цитаты подчеркнуть.

Шевченко универсальный. Нет такой события в нашей истории, где бы он не был на месте. Вспомни голодомор тридцать третьего, и жутко повеет от Перезахоронения строки «гробокопателі ходили». Сахнешся тридцать седьмого и услышишь проклятие: «чтоб палачи их срубили, тех царей, палачей человеческих!» Задумаешься над экологическими бедами, и всплывет в памяти сыновнее, уболівальне: «Світе тихий, краю милий, моя Україно, за что тебя осквернено, за что, мама, гинеш?» Глядя на некоторых земляков, думаешь Шевченко словами: «За шмат гнилої ковбаси у вас хоч матір попроси, то оддасте...» и Все о все сказал Шевченко.

И он не только проклинает, негодует, ропщет. Он спасает, дает опору надежды: «И несытый не распахивать на дне моря поле, не растает живой души и живого слова». (По В. Базилевским)

IX. Подведение итогов урока.

X. Домашнее задание.