УГЛУБЛЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ
ВАЖНЕЙШИХ СВЕДЕНИЙ ПО ЛИНГВИСТИКЕ ТЕКСТА И СТИЛИСТИКЕ
Урок № 30
УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ № 18.
АУДИРОВАНИЕ. ПИСЬМО. АУДИРОВАНИЕ
ТЕКСТОВ РАЗЛИЧНЫХ СТИЛЕЙ, ТИПОВ, ЖАНРОВ РЕЧИ, ЗАПИСАННЫХ НА РАЗЛИЧНЫХ НОСИТЕЛЯХ
ИНФОРМАЦИИ.
ОТЗЫВ О ТЕЛЕПЕРЕДАЧУ
Цель: обобщить знания учащихся о
отзыв, требования к составлению восклицания, совершенствовать навыки восприятия на слух
текстов различных стилей, типов и жанров речи; развивать навыки самостоятельной
работы, мовленнєво-коммуникативные умения, долговременную и кратковременную память,
логическое мышление, творческие и организаторские способности, обогащать словарный
запас, совершенствовать умение составлять монологическую и диалогическую высказывания;
воспитывать толерантность, самостоятельность, уважение к родному языку, его красоте и
богатства.
Внутри-предметные связи:
синтаксис, орфография, лексикология.
Межпредметные связи: искусство.
Тип урока: урок развития
коммуникативных умений и навыков.
ХОД УРОКА
И. Мотивационно-организационный
этап
Ознакомление учащихся с темой и целью
урока
Плохого рецензента видно из того, что
он обсуждает поэта, а не поэму.
Е. Паунд
II. Процессуально-деятельностный
Работа с аудіотскстом
► Дайте ответ на вопрос, что
поставлено в названии текста.
Что вы считаете важным во время
выбора профессии? Прослушайте внимательно текст, узнайте мнение автора.
КАК ВЫБРАТЬ ПРОФЕССИЮ?
Если Вы с детства мечтали стать
врачом или космонавтом, и до сих пор не сомневаетесь в правильности своего
выбора - у Вас нет проблем. Что бы не говорили папа, мама или бабушка, Вы с
упрямством фанатика изучаете пособия по химии или биологии, или посещаете кружок
«Юный физик» и хорошо представляете, что будете делать после окончания школы.
Если это так, то Вы - счастливый человек.
Потому что многие выпускники вообще не представляют себе «кем быть» и в учебный
заведение поступать поступать ли вообще, когда прозвенит долгожданный последний
школьный звонок.
Хорошо, если проблема выбора профессии
беспокоит - это свидетельствует о Вашей социальную и психологическую зрелость. Хуже, если
Вам пока все равно: мама за ручку отведет в юридический вуз
(потому что Вам «как бы нравится» история), а потом окажется, что Вы терпеть не
можете сочинять нудные бумажки и общаться с людьми.
Трудности профессионального самоопределения
возникают, конечно, у двух категорий людей. Первые - пока не нашли в этом
жизни ничего интересного. Так сложилось, что таланты пока что «зарыты в землю». Такие
люди могут хорошо учиться, но они ничем не увлекаются, жизнь их довольно
скучна или просто монотонна. Вот и не могут определиться, чем хотелось бы
заниматься - так как из того, что окружает их в мире, ничто особенно не привлекает.
Да и из чего выбирать? Как правило, они не знают, кем работает их отец, кто
такой ихтиолог - и вообще мало ориентируются в мире профессий. Вторая категория
людей очень активна и в учебе, и в различных других формах активності. им интересно
все, они посещают одновременно три кружка, пять факультативов и десять
спортивных секций. Более того, у них все получается. Как говорится, если человек
талантлив - он талантлив во всем. За что ни возьмется этот чудо-ребенок - во
всем добивается успеха. Однако она также не может определить, что нравится
ей больше, чем она хотела бы связать свою жизнь.
Как же разобраться в себе? Психологи
считают, что при выборе профессии очень важно соответствие между
психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии.
Профессия должна быть интересной. Если Вам нравятся животные, растения, то Вам
будет интересно в своей профессиональной деятельности сталкиваться с объектами живой
природы. Если Вы любите технику - интерес к ней будет поддерживать Вас в
деятельности инженера или физика.
Любая профессия требует, чтобы у
человека присутствовали так называемые «профессионально важные качества» - например,
инженеру важна точность, художнику - образное мышление и т.д. Поэтому, выбирая
определенную профессию, необходимо осознать, есть ли у Вас способности, соответствующие
профессионально важным качествам. Если Вы имеете сомнение, то выбирайте ту профессию, где
Ваши способности будут максимально реализованы, в этой деятельности Вы можете добиться наибольшего успеха.
Наконец, тип реализуемой
профессиональной деятельности должен совпадать с Вашим типом характера. Например,
если Вы коммуникабельный, общительный -- Вам больше подойдут профессии,
связанные с многочисленными контактами, а если эмоционально неустойчив, неуравновешен -
не сможете выполнять рутинные виды деятельности, требующие концентрации
на протяжении длительного времени.
Итак, для того чтобы выбрать профессию,
необходимо прежде всего познать себя. Вы, наверное, часто спрашиваете себя: «Какой
я?», «Кто я в этом мире?» «Зачем я живу?». Помочь лучше узнать о
себя и частично ответить на эти вопросы (полностью Вы на них не ответите
никогда) поможет нехитрое упражнение: посмотрите на себя глазами другого человека.
Конкретного человека, которого Вы хорошо знаете - скажем, друга или соседа по парте,
мамы или любимой девушки. Попробуйте объяснить свои поступки так, как это сделала бы
другой человек, не зная истинных мотивов. Вы поймете, каким Вас видят другие люди,
но, с другой стороны, избавитесь от субъективизма.
Ваш характер только формируется, поэтому
не надо наклеивать себе ярлык и отказываться от профессии, например менеджера,
только потому, что Вы якобы «застенчив». Боритесь, работайте над собой,
познавайте себя. Помните, что психические свойства человека (будь то
способности, интересы или черты характера) - исключительно гибкие и они меняются с
время. Известно немало случаев, когда человеку, не имеющему способностей к музыке,
но страстно желающему ею заниматься, удавалось развить музыкальный слух. Главное -
интерес; запомните: способности формируются в процессе деятельности, поэтому привыкайте
работать. На одних способностях далеко не заедете. С другой стороны, интерес - вещь
также не совсем устойчивая. Многие люди считают, что любят какой-то учебный
предмет, а на самом деле им очень нравится учитель. Кроме того, трудно понять,
понравится ли Вам психология или та же экономика - ведь Вы в школе ничего
подобного не изучали. Для того чтобы не ошибиться, надо расширять свой
кругозор по отношению к миру профессий. Спрашивайте взрослых людей об их профессиональной
деятельность - как правило, люди с удовольствием рассказывают о своей работе и о
студенческие годы. Тогда Вы сможете осознанно решить, интересует ли Вас эта
сфера, все знаете о специальности, на которую подаете документы.
Итак, разобравшись в своих
способностях, интересах и личностных чертах, Вы приступаете к выбору не только профессии,
но и высшего учебного заведения. Выясните, какие специальности соответствуют
заинтересованному вида деятельности. Это не всегда однозначное соответствие. Решение
должно основываться на многих факторах не только психологического характера:
репутация вуза и конкурс, мнение друзей, родителей, стоимость
обучения и т.д. Выпишите плюсы и минусы каждого из вариантов. Проанализируйте
полученные данные вместе с друзьями, родителями и родственниками. И всегда помните:
окончательный выбор только за Вами, поскольку, выбирая профессию, Вы выбираете
будущее. Профессия должна приносить удовольствие (положительные эмоции) и обеспечивать
максимальную реализацию Ваших возможностей (пользу обществу) (3 информации
службы занятости).
Коммуникативный практикум
► 3 какими мыслями автора текста
согласны?
► Что вызывает несогласие?
► Расскажите о том, как вы выбирали
будущую профессию.
Исследование термина
► Прочитайте определение жанра
«отзыв». Выделите ключевые слова. На что, на ваш взгляд, следует обратить внимание во
время отзыва.
Отзыв - это обмен впечатлениями о
прочитанную книгу, просмотренный кинофильм, телепередачу и т.п., выражение своего
отношение к событиям, героин, их поступков и т.д. План отзыва: 1. Обще
впечатление (понравилось или не понравилось произведение). 2. Частичный анализ произведения. 3.
Обоснование высказанной оценки.
Работа с аудіотекстом
► Прослушайте два отзывы на
телепередачи. Сравните их.
ОТЗЫВ НА ТЕЛЕПЕРЕДАЧУ «БИТВА
ЭКСТРАСЕНСОВ»
Какой-то скрытый страх, невидимо
трусость просыпается, когда смотришь «Битву экстрасенсов» на канале СТБ. Сразу
возникают смешанные чувства. Как такое происходит? Секрет передачи в человеческих
историях, судьбах. Кстати, часто сложных и трагических случаях, которые заставят
задуматься и встрепенуться каждого. Проект затрагивает своей искренностью. Ведь очень
часто люди обращаются к экстрасенсам как к последней инстанции.
Подобного шоу больше нуждаются именно
те, кто не уверен в себе, кто хочет привлечь к себе внимание и выдает желаемое
за действительное. Таким людям только кажется, что они обладают какими-то сверхъестественными
возможностями. Согласно статистике, только 5 % всего населения Земли имеет
екстраздібності.
Возможно, экстрасенсы есть просто
психологами? Экстрасенсы - это по психологи. Психология здесь ни к чему. Дар или
есть, или его нет. Способность заключается именно в том, что человек может чувствовать то,
чего не чувствуют другие. Такие способности, конечно, существуют. Ярким доказательством
этого является Вольф Мессинг. Bin имел уникальный сверхъестественный дар. Но
есть много случаев, в которых принято говорить «интуиция подсказала». Однако это по
экстрасенсорика.
Экстрасенсы завпеди остаются
непонятными, странными, просто другими, теми, что выделяются среди нас.
Например, финалистка 4-й украинской «Битвы» Дарина Сухая, которая учится в
Запорожском национальном университете. Оказывается, что быть экстрасенсом в
реальной жизни - не значит на каждом шагу предсказывать будущее. Для этого
нужны огромные затраты энергии, которую потом дужо сложно восстановить. Дарья не
помогает собственными силами даже себе, потому что не считает это необходимым. Напомню, что
Дарья заняла второе место в «Битве экстрасенсов». Она рассказала нам о некоторых
особенности человека со сверхъестественными возможностями: «Я никогда по исцеляю, не
диагностирую. Я помогаю тем людям, которые стоят перед выбором. Я просто подсказываю
им, какой дорогой лучше идти. Любое целительство слишком ощутимо влияет на
жизни человека. Не зря нам рассказывали о том, что многие из целителей
терял зрение или просто умирал. Я своих способностей не боюсь, я их очень хорошо
знаю, однако в повседневной жизни, в частности в обучении, не использую. Здесь не
нужно быть экстрасенсом. Здесь я учусь, общаюсь с друзьями. Даже не знаю,
каким образом мои способности могут помочь при сдаче экзаменов».
Мифологическое мировоззрение украинцев
очень склонен к тому, чтобы получать информацию не научного характера, а
фантастического. Ограниченность собственных умственных способностей толкает человека к
восприятие информации не научной, а псевдонаучной. Отечественная наука не может
ни опровергнуть, ни доказать, каким образом экстрасенсы считывают информацию. И
именно это привлекает общество. Незнание порождает любопытство.
В завершение - информация для
размышлений: после просмотра британского шоу «Psychic Challenge» (у которого «Битва экстрасенсов» и позаимствовала формат) 15 %
телезрителей признались в том, что стали верить в экстрасенсов. Убедительный
процент, не так ли. Но 6 % , наоборот, убедились в том, что чудес не бывает -
только очень хорошо сработанные фокусы. То на чьей не стороне правда? Решайте
сами.
Но не забывайте, что существует и другая
сторона медали - шарлатаны. Телевидение - отличная реклама для псевдо-экстрасенсов.
Сегодня общенациональные каналы просто переполнены этими интерактивами с
решениями судьбы за 7-15 гривен за минуту. И все это - через экран
телевидение, с помощью магического шара, погремушки, использование вашего имени
и еще чего-нибудь. Вам ответят на любой вопрос. Но разумно
доверять этим словам? (Н. Шевченко).
ОТЗЫВ НА ТЕЛЕПЕРЕДАЧУ «ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА И
МЫ»
Здравствуйте авторам и редакторам
передачи «Окружающая среда и мы», а также уважаемому руководству канала! 6 июля 2011
года в 16.20 имели возможность посмотреть сюжет, посвященный приюта для животных
«Милосердие». Передача вызвала ряд замечаний и вопросов: 1) чтобы достойно
отснять репортаж на территории любого учреждения (будь то предприятие, банк,
больница или приют), сначала согласовывают это с руководством; 2) участники передачи
могут высказывать свою точку зрения абсолютно на все, но недопустимо, чтобы от
ведущего передачи поступала информация в утвердительной форме о фактах, которые являются
им даже не изучены (имеем в виду утверждение ведущего о попытке
приватизации территории приюта, которая на самом деле является собственностью Брюхович и
Львовскому обществу защиты животных предоставляется Брюховицькою поселковым советом в
краткосрочную аренду, которая ежегодно возобновляется и по определению не может быть
приватизированной Обществом); 3) в передаче звучало, что членов Общества не
пускают па территорию приюта через приказ Фурсова Е., но не освещен вопрос,
не пускают только нескольких исключенных членов Общества (за халатное
выполнения своих обязанностей, которое приводит к потере репутации и Обществом
наносит вред животным), а другие члены Общества имеют свободный доступ. Одностороннее
и непрофессиональное освещение в эфире работы Львовского общества защиты животных
и убежища, непрофессионализм авторов передачи и редакторов может навредить
репутации ЛТЗТ и приюта «Милосердие». Поэтому мы призываем уважаемое руководство
канала опровергнуть последующей передачей извращенно поданную информацию, иначе
придется решать этот вопрос в судебном порядке.
С уважением,
волонтеры и члены Львовского
общества защиты животных
Пидболячный М.В., Костя А. Я.
Самостоятельная работа
► Напишите отзыв па популярную
телепередачу.
III. Контрольно-рефлексивный этап
► Проверка письменных работ. Определение
лучших работ.
IV. Домашнее задание
► Отредактировать собственную письменную
работу.