Уроки з російської мови
Всі предмети
ВНО 2016
Конспекти уроків
Опорні конспекти
Підручники PDF
Підручники онлайн
Бібліотека PDF
Словники
Довідник школяра
Майстер-клас для школяра

РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 6 КЛАСС

УРОК № 28

Тема. Основные способы словообразования в русском языке (продолжение). Работа над развитием и культурой речи. «Знакомьтесь — наши помощники»

 

Цель: закрепить и развить знания учащихся по теме «Словообразование»; работать над развитием речи учащихся, в том числе и диалогической, на основе текстовых материалов.

Оборудование: учебник, карточки с индивидуальными заданиями, толковый словарь.

ХОД УРОКА

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Проверка домашнего задания.

2. Работа с карточками.

Карточка № 1

Из данных предложений выпишите слова с префиксами. Обозначьте в каждом выписанном слове префикс и корень.

1. Снег под солнцем расцветал всеми цветами радуги. 2. На рассвете глубокий-преглубокий снеговой пух расступился, и охотники побежали, раскатываясь, как по ледяному катку. 3. Следы песца беспорядочно петляли по мягкому снегу.

 

Карточка № 2

Из каждой группы слов выпишите слова, которые образовались с помощью префиксов. Префиксы обозначьте.

1) Разносить, растение, разница, растворить. 2) Вопрос, возить, воскликнуть, восходить. 3) Здоровье, задание, защита, захлопнуть. 4) Искра, ископаемое, изумруд, извинить.

 

Карточка № 3

Запишите данные слова и слова, от которых они образованы. Определите способ образования слов.

Пригорок, пригородный, вознаграждение, подоконники.

 

Карточка № 4

Запишите слова, обозначьте словообразовательные суффиксы. Приведите свой пример слова, образованного с помощью суффикса.

Соколиный, соломенный, фонарщик, медвежонок, гардеробщик.

 

Карточка № 5

Докажите, что данные слова образованы при помощи префикса и суффикса одновременно.

Бесконечный, попутчик, догадливый, наездник, переплетчик, приморский.

 

Карточка № 6

Определите, как образованы сложные слова. Запишите слова, от которых они образованы.

Верхолаз, водолаз, водохранилище, мышеловка, нефтепровод, пылесос.

 

3. Беседа с учащимися.

— Что изучает словообразование?

— Как чаще всего происходит образование слов?

— Назовите известные вам способы словообразования. Приведите примеры образования слов тем или иным способом.

— Как можно определить способ образования слов?

4. Проверка упражнений.

Упр. 270, 272.

 

III. РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ РЕЧИ

1. Чтение текста.

(Учебник, с. 129—130.)

2. Работа с текстом.

1) Словарная работа (упр. 273).

2) Обучение умению толковать значения слов.

Выпишите из текста упр. 274 названия профессий. Объясните значение выписанных слов. В случае затруднения обращайтесь к толковому словарю.

3. Чтение текста «Линейка».

(Учебник, с. 130.)

4. Работа с текстом.

1) Обучение умению находить главную мысль текста (упр. 279).

2) Развитие представлений о предмете и о сфере его употребления (упр. 277).

5. Развитие навыков диалогической речи.

Упр. 280.

 

IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

 

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Повторить теоретический материал занятий 25, 26. Упр. 271, 281.