УРОК № 28
Тема. Основные способы словообразования в русском языке (продолжение). Работа над развитием и культурой речи. «Знакомьтесь — наши помощники»
Цель: закрепить и развить знания учащихся по теме «Словообразование»; работать над развитием речи учащихся, в том числе и диалогической, на основе текстовых материалов.
Оборудование: учебник, карточки с индивидуальными заданиями, толковый словарь.
ХОД УРОКА
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
1. Проверка домашнего задания.
2. Работа с карточками.
Карточка № 1
Из данных предложений выпишите слова с префиксами. Обозначьте в каждом выписанном слове префикс и корень.
1. Снег под солнцем расцветал всеми цветами радуги. 2. На рассвете глубокий-преглубокий снеговой пух расступился, и охотники побежали, раскатываясь, как по ледяному катку. 3. Следы песца беспорядочно петляли по мягкому снегу.
Карточка № 2
Из каждой группы слов выпишите слова, которые образовались с помощью префиксов. Префиксы обозначьте.
1) Разносить, растение, разница, растворить. 2) Вопрос, возить, воскликнуть, восходить. 3) Здоровье, задание, защита, захлопнуть. 4) Искра, ископаемое, изумруд, извинить.
Карточка № 3
Запишите данные слова и слова, от которых они образованы. Определите способ образования слов.
Пригорок, пригородный, вознаграждение, подоконники.
Карточка № 4
Запишите слова, обозначьте словообразовательные суффиксы. Приведите свой пример слова, образованного с помощью суффикса.
Соколиный, соломенный, фонарщик, медвежонок, гардеробщик.
Карточка № 5
Докажите, что данные слова образованы при помощи префикса и суффикса одновременно.
Бесконечный, попутчик, догадливый, наездник, переплетчик, приморский.
Карточка № 6
Определите, как образованы сложные слова. Запишите слова, от которых они образованы.
Верхолаз, водолаз, водохранилище, мышеловка, нефтепровод, пылесос.
3. Беседа с учащимися.
— Что изучает словообразование?
— Как чаще всего происходит образование слов?
— Назовите известные вам способы словообразования. Приведите примеры образования слов тем или иным способом.
— Как можно определить способ образования слов?
4. Проверка упражнений.
Упр. 270, 272.
III. РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1. Чтение текста.
(Учебник, с. 129—130.)
2. Работа с текстом.
1) Словарная работа (упр. 273).
2) Обучение умению толковать значения слов.
Выпишите из текста упр. 274 названия профессий. Объясните значение выписанных слов. В случае затруднения обращайтесь к толковому словарю.
3. Чтение текста «Линейка».
(Учебник, с. 130.)
4. Работа с текстом.
1) Обучение умению находить главную мысль текста (упр. 279).
2) Развитие представлений о предмете и о сфере его употребления (упр. 277).
5. Развитие навыков диалогической речи.
Упр. 280.
IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Повторить теоретический материал занятий 25, 26. Упр. 271, 281.