УРОК 30
Тема. Художественная обработка древесины
Цель: ознакомить учащихся с петриковской росписью - одним из видов художественной отделки древесины; развивать воображение, творческое мышление, фантазию; воспитывать аккуратность, внимательность, уважение к истории.
Оборудование: образцы петриковской росписи, заготовки плоских тарелок, краски, кисточка.
ХОД УРОКА
I. Организация учащихся класса
Будем вежливые и искренние
И времени не хайме.
И в этот же миг
Урок розпочинаймо!
II. Актуализация опорных знаний учащихся
Беседа.
- Как называют людей, которые выполняют грубую обработку древесины? (Плотниками)
- Какая работа принадлежит к грубой обработки древесины?
- Кто изготавливает изделия, которые требуют более точной и стараннішої обработки? (Столяры)
- Человек, который расписывает деревянные изделия,- это... (художник).
III. Работа над темой урока
1. Сообщение темы и цели урока
- Сегодня мы попробуем стать художниками и из простой деревянной заготовки создать волшебную тарелочку. Попробуйте в свою работу вложить много тепла, любви, искренности и аккуратности.
2. Рассказ учителя
- Художественная отделка древесины - это резьба по дереву, выжигание и роспись. Роспись относится к самых поздних по времени возникновения видов народного творчества. Центром так называемых «малевок» стало село Петриковка на Днепропетровщине. Петриковской росписи присущ растительно-цветочный орнамент. Рисуя, центральную цветок размещают так, чтобы изобразить самое привлекательное, показать много мелких деталей. Роспись выполняется густыми красками. Ни один элемент накладывается на другой. Затем готовое изделие покрывают прозрачным лаком.
Таким росписью украшают деревянные копилки, посуда.
IV. Физкультминутка
- Прежде чем мы начнем украшать тарелочку, вспомним правила безопасной работы во время отделки изделий из древесины.
1) Украшают древесину в рукавицах.
2) Работать следует в хорошо проветриваемом помещении.
3) После завершения работы следует вымыть руки теплой водой с мылом.
3. Самостоятельная работа.
Индивидуальная помощь учащимся.
V. Итог урока
Странная миска, очаровательная,
Узорами богатая.
Как кружево, она
Будет всех нас очаровывать.
Необычайной красотой
Отличается она.
Видимо, нежной рукой
Сделана она такая.
- Получили ли вы удовольствие от сегодняшнего урока?
- Попробуйте оценить свои изделия с помощью «шкалы оценки».
- К следующему уроку подготовьте цветную бумагу, картон, клей, небольшие коробочки.
Информация для учителя
ЗНАКОМЬСЯ: ПРОФЕССИИ ДРЕВНИЕ И НОВЫЕ
ИНЖЕНЕР
Инженер - значит созидатель / Сост. С. В. Жутов. - Симферополь: Таврия, 1988. - 128 с.- («Твоя будущая профессия»).
Слово «инженер» имеет латинское происхождение. Оно образовалось от слова «ingenium», что означает изобретательность. В этой книге много интересного о профессии инженера рассказывают опытные специалисты промышленных предприятий и сельского хозяйства Крыма. Все они - инженер-строитель, инженер-электронщик, инженер-химик, инженер-гидротехник, инженер-судномеханік - признаются, что «...одно из основных качеств, необходимых инженеру... это нестандартность мышления. Она, эи нестандартность, не приходит сама собой, не возникает из ничего. Ее питательная среда - постоянное использование на практике новых знаний, внимательность к частностям, смелость...».
«Нестандартное мышление и творчество - неразделимы. ...если в профессии инженера отсутствует экрик творчества, то он уже перестает бнть таковым. Технически грамотноый исполнитель - возможно, но никак не творец нового, кэм инженер быть обязан».
В книге также помещены сведения о высшие учебные заведения Украины, где готовят инженеров различных направлений деятельности.
Клепа внбирает профессию: инженер / К. Молдавская, А. Ваганов, Т. Собакиной и др. // Клепа. - 2001. - N° 68. - С. 2-26.
Мар'янін О. Инженер-исследователь // Мар'янін О. Работа есть работа: Рассказы про всякие профессии / Пер. с рус. Л. Грамотного. - К., 1985. - С. 24-27.
(Продолжение - см. урок 32.)