УРОК 29
Тема. Художественные техники декоративно-прикладного искусства. Художественная вышивка
Цель: знакомить учащихся с мастерами декоративно-прикладного искусства родного села; учить подбирать орнамент для отделки изделий по видам; развивать умение применять полученные знания и навыки; воспитывать любовь к прекрасному.
Оборудование: выставка работ (вышитые рубашки, скатерти, полотенца, салфетки, картины); фотографии народных умельцев.
ХОД УРОКА
I. Организация учащихся класса
II. Актуализация опорных знаний
1. Чтение стихотворения
ПОЛОТЕНЦЕ
Вышивала я полотенце
собственными руками,
угощала удовольствием
всеми цветами.
Словно живая, на полотне -
калиновая ветвь,
под кружевом внизу -
книга и свирель.
Толком все доказала,
хоть еще маленькая,-
и отделала как следует
я портрет Шевченко!
В. Лучук
2. Беседа
- Какие вышивки есть в ваших домах?
- Кто их вышивал?
- Продолжите предложение: «Вышивка требует внимания...».
3. Игра «Дорисуй орнамент»
III. Работа над темой урока
1. Сообщение темы и цели в года
- Из предварительного разговора можно понять, что тема нашего урока -... (Художественная вышивка»).
Но вышивать можно по-разному. Каким образом мы вишиватимемо, вы прочтете, если разгадаете кроссворд.
2. Рассказ учителя
- Вышивка - один из древних и распространенных видов народного искусства. Чтобы украсить свое жилье, больше внимания уделяли вышиванию рушников, скатертей, наволочек, салфеток. Когда-то давно, когда еще не было ни машин, ни фабрик, люди шили свою одежду руками. А чтобы одежда была лучше, украшали его нитками. С того времени началась наша вышивка. В конце XI века. Анна, дочь князя Владимира Мономаха, открыла в Киеве первую школу вышивок. В Украине впервые на весь мир Шевченко стихами заговорили украинские рушники. Например, «Зацвела в долине красная калина», «Думы мои, думы». Около 20 стихотворений воспроизвела на полотенцах народная мастерица Анна Василащук.
3. Практическая работа
- Сегодня на урок вы приготовили ткань для вышивания, нитки, иголку, ножницы.
Но перед тем, как начнем работать, вспомним правила пользования иглой и ножницами (см. уроки 1, 10).
- По своему желанию выберите орнамент для отделки вашей салфетки.
- Техника выполнения «Шов крестиком» такая.
Сначала шьют стежки, наклонены в одну сторону, а затем, дойдя до края,- стежки в противоположную сторону, образуя крестики.
4. Самостоятельное выполнение работы
Индивидуальная помощь учащимся.
IV. Итог урока
Изучение скороговорки.
Сорока сороченятам
Рубашки строчила,
Рубашки строчила,
Вышиванки шила.
- Понравился ли вам сегодняшний урок? Попробуйте оценить свои работы, пользуясь «шкале оценивания».
- На следующий урок заготовьте деревянную мисочку (непофарбовану) диаметром 20 см; принесите краски, кисточка.