ТЕМА 3. РУКОТВОРНЫЕ СИСТЕМЫ
УРОК 26 (АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ВАРИАНТ)
ТЕМА. ПРИРОДОВЕДЧЕСКИЙ КВН (КЛУБ
ВЕСЕЛЫХ И НАХОДЧИВЫХ)
Цель урока: обучающая - обобщить
и систематизировать знания учащихся по теме «Рукотворные системы»; развивающая -
научить детей решать учебные задачи, сформулированные в непривычной
форме, и использовать полученные ранее знания для решения более сложных
задач; воспитательная - воспитывать умение работать в команде, действовать в непривычных
ситуациях, развивать логическое мышление, чувство юмора.
Основные понятия: сила, динамометр,
работа, энергия, сила трения, сила тяжести, сила упругости, простые механизмы,
сложные механизмы, комбайн, машина, ньютон.
Методы урока: словесный (беседа),
поисковый (рекламная пауза), проблемный (конкурс капитанов).
Оборудование: карточки с напечатанным
текстом задач (отдельные для каждого состояния соревнований).
Тип урока: ситуативная обобщающая
игра.
Межотраслевые связи: физика, физическая
география, природоведение 5 класс, история.
Ход урока
И. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧ
УРОКА
- Слово учителя
Сегодня мы
обобщим изученную
тему «Рукотворные системы» в непривычной для вас форме. Сейчас мы сформируем три
команды (обычно, ряд - это отдельная команда). Каждая команда должна выбрать капитана.
Учитель берет на себя роль ведущего и
судьи и рисует на доске обобщающую таблицу с номерами команд (или названиями).
Там будут записаны баллы, набранные
командами - за каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.
II.
ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
Первые три конкурса выполняются
коллективно и будут разогревом для команд. В четвертом конкурсе принимают участие
представители команд. Представитель каждой команды тянет по очереди карточку с
заданием и читает его вслух. Команда имеет на размышления 15 секунд. Если за
определенное время команда не дала правильного ответа, то право выполнить это
задача переходит к той из двух других команд, которая первой подняла руку.
- 1. Конкурс «Подберите синонимы»
1) Мощный - прочный;
2) взаимодействие тел - сила;
3) измеритель сил - динамометр;
4) рычаг, клин, колесо - простые
механизмы;
5) домкрат, ножницы - сложные
механизмы;
6) перемещение тел - работа;
7) работоспособный - энергичный;
8) рукотворные системы - машины;
9) преобразователь энергии - двигатель;
10) объединение машин - комбайн;
11) всемирную паутину - Интернет;
12) предприятие - завод.
- 2. Конкурс «Подберите антонимы»
1) Могучий - слабый;
2) энергичный - вялый;
3) устаревший - современный;
4) неисчерпаем - конечен;
5) расточительный - экономный;
6) бессмысленный - рациональный,
- 3. Конкурс «Закончи фразу»
1. Сила тяжести всегда направлена
до центра_____________________ Земли.
2. Сила трения всегда направлена
против_____________________ движения тела.
3. Сила упругости направлена в
противоположном направлении от силы, вызвавшей_______________________ деформацию.
4. Сила характеризуется числовым
значением, точкой приложения и_______________________ направлением.
5. Единица измерения силы - это
_______________________ ньютон.
6. Выполнение любой работы
требует затрат________________________ энергии.
- 4. Конкурс знатоков истории
- На чьем памятнике написано:
«Тот, кто остановил Солнце и сдвинул Землю»? Еще надпись на памятнике Николаю
Копернику в городе Кракове в Польше.)
- Кто первым использовал
эксперимент для решения криминалистической дела? (Архимед из города Сиракузы,
когда устанавливал или из золота сделана корона царя Гиерона.)
- На чьем надгробии написано
такую эпитафию: «Здесь покоится сэр________________________, из почти
божественной силой разума первый объяснил с помощью своего математического
метода движение и форму планет, пути комет и приливы океанов. Он был тем, кто
исследовал различия световых лучей и различные свойства цветов,
их следствием, о чем до сих пор никто даже не подозревал...»? (На могиле сэра
Исаака Ньютона в Лондоне, Великобритания.)
- 5. Конкурс «Природоведческий слалом»
Учитель зачитывает всем командам
отрывок, а потом задает каждой команде отдельный вопрос по тексту: «На планете
Земля любое перемещение тела происходит или в воздухе, или в воде. На
тело, что движется, всегда действует сила противоположного направления относительно окружающей
среды. Эту силу называют лобовым сопротивлением. Лобовое сопротивление зависит от формы и
размеров тела».
Вопросы для команд:
- На какие тела сила сопротивления не действует?
(На недвижимые.)
- Какую положительную роль для Земли
играет сопротивление среды? (Благодаря ему метеориты сгорают в высоких слоях
атмосферы, не долетев до Земли.)
- В среде лобовое сопротивление
больше: в газах или в жидкостях? (Он больше в жидкостях.)
- 6. Конкурс капитанов
Капитаны по очереди вытягивают одно из
трех задач и одновременно обдумывают ответ (5 мин.).
1. Многие животные способны к
сложных действий, очень похожих на умственные. Бобры сооружают сложные плотины.
Термитники, пчелиные соты и птичьи гнезда сделаны очень искусно.
- Чем действия человека во время создания
зданий и техники отличаются от действий животных?
(Пример ответа: Животные действуют
инстинктивно. Возводя жилье, они воспроизводят действия, запрограммированные природой
для каждого конкретного вида. Поэтому гнездо ласточки, построенное сегодня, имеет
такой же вид, как и много веков назад. Человек действует сознательно, разумно. Она
заранее определяет цель, обдумывает способ и средства ее достижения, то есть
разрабатывает проект того, что ей нужно. Создать то, чего в природе не было,- на
это способен лишь человек.)
2. Какую технику называют «морально
устаревшей»? Наведи примеры.
(Пример ответа: Технику, что
сохранила свои качества, но которую заменили более современные устройства. Дисковый
телефонный аппарат, был заменен кнопочным, пленочные фотоаппараты были заменены
цифровыми, корыто - стиральными машинами, магнитофоны с магнитной пленкой -
цифровой записью.)
3. Какое достижение Римской
технологии во времена Римской империи помогало военным легионам быстро
завоевывать европейские территории, но позже это достижение стало
причиной падения Римской империи от варваров?
(Пример ответа: Дороги, которые
римляне строили очень качественно для своего времени. Потом по этим дорогам прошли
войска варваров, ведь «все дороги вели в Рим».)
- 7. Рекламная пауза
Пока капитаны обдумывают ответы на
свои вопросы, каждая команда получает новое задание: дать рекламу
конструкционном материала:
1 группа: древесина;
2 группа: железо;
3 группа: пластмассы.
При составлении рекламы надо
ответить на такие вопросы:
- Этот материал природный или
искусственный?
- Как давно он известен людям?
- Какие преимущества перед другими
материалами?
Его главный недостаток?
- Для изготовления каких деталей
машин и вещей используется: в технике, строительстве, быту?
- Использование этого материала
в последнее время сокращается или увеличивается? Или вытесняют из техники и быта
этот материал другие?
- 8. Конкурс «Найди ошибку»
Если осталось время или результаты
команд одинаковые и трудно определить команду-победительницу, учитель может
предложить еще один командный конкурс. Читая по одному предложению текста,
учитель предлагает найти в предложениях слова-ошибки, и назвать, какое ошибочное
слово следует заменить, чтобы восстановился смысл предложения.
«Природа имеет огромные запасы
энергии, ее дают солнечные лучи, ветры и движущиеся массы птиц (воды). Энергия есть
в древесине, подземных залежах газа, нефти, каменного угля и в других видах
полезных овощей (ископаемых). Собственно человек и стал человеком только тогда, когда
научилась зажигать костры и использовать таким образом атомную (тепловую и
световую) энергию. Потом люди изобрели мельницу - технику для преобразования энергии
водяных потоков и облаков (ветра) в механическую энергию вращения вала. Поиск
новых источников питания (энергии) на этом не завершился: были изобретены
аккумуляторы, солнечные батареи, реактивные двигателе. С помощью электрических
динамометров (станций) преобразуют один вид энергии в другой».
III. ПОДВЕДЕНИЕ
ИТОГОВ УРОКА
Сегодня мы вспомнили основные
понятия, законы и имена ученых по теме «Рукотворные системы».