ТЕМА 3. РУКОТВОРНЫЕ СИСТЕМЫ
 
УРОК 26
ТЕМА.  ИТОГОВОЕ ОБОБЩЕНИЕ 3
 
Цель урока: обучающая - выяснить 
уровень учебной компетентности учащихся, осуществить контроль и оценивание 
учебных достижений по теме 3; развивающая - развивать умение высказывать 
свои мысли письменно, выполнять разноуровневые задания; воспитательная - воспитывать 
самостоятельность и ответственность.
Методы урока: 
контрольно-обобщающий.
Оборудование: карточки для контроля и 
оценивания.
Тип урока: контроль и оценка 
учебных достижений.
Межпредметные связи: природоведение 
(5 класс), физика (7 класс), география (7 класс), всемирная история (10 класс).
Структура урока
И. Сообщение темы, цели и 
задач урока
II. Интеллектуальная разминка
III. Проверка знаний учащихся
IV. Подведение итогов урока 
V. Домашнее задание
 
Ход урока
I. СООБЩЕНИЕ 
ТЕМЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА
Наша сегодняшняя задача заключается в 
поэтому, чтобы проверить уровень вашей компетентности по 12-балльной шкале.
II. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РАЗМИНКА
Для того чтобы ученики настроились на 
умственную работу и вспомнили основные понятия и законы темы 3, учитель предлагает 
им выполнить, устно или письменно, с последующим обсуждением несколько задач, которые 
представленные в дидактическом материале к этой теме. Вид и сложность заданий учитель 
выбирает самостоятельно в зависимости от уровня подготовленности класса, времени, отведенного на 
данный вид работы, и т.д.
III. ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Учитель дает время для того, чтобы ученики 
оформили лист или тетрадку, где они будут выполнять задачи и отвечать на 
вопрос. В тетрадях или на листах ученики должны написать номер итогового 
обобщение, дату его проведения, свою фамилию, имя и класс. Получив 
карточку, ученик обязательно записывает в тетрадь или на листе номер своего варианта.
Спустя учитель раздает карточки с 
задачами, напоминает время, отведенное для работы.
После окончания времени, отведенного 
на работу, учитель собирает листы и тетради учащихся и карточки с заданиями.
Вопросы и задания для 
итогового обобщения темы 3
Вариант 1
1. Дополните предложения, вставляя 
пропущенные слова:
«Единицей измерения силы является______________ . 
Силу измеряют с помощью прибора, который называется________________ ».
2. Назовите известные вам виды сил (2-3 
примеры).
3. Назовите три основные части 
любой машины. Из каких веществ и материалов изготавливают машины?
4. Дополните схему преобразования 
энергии Солнца с момента ее попадания на Землю до момента выполнения человеком 
механической работы.
 

 
Вариант 2
1. Дополните предложения, вставляя 
пропущенные слова: 
«Силу, с которой предметы притягивают 
друг друга, называют силой_________________. Сила________________ зависит 
от массы тел и расстояния между ними. Поэтому сила____________________ на Луне 
меньше, чем на Земле».
2. Чем похожи между собой динамометр и 
пружинные бытовые весы? А чем они отличаются?
3. Дополните предложения, вставляя 
пропущенные слова:
«Сила - это характеристика___________________ 
двух или нескольких тел. Действие силы, в результате которой тело_________________________ ____________________ 
с одного места на другое, получила название работа».
4. Почему машины можно назвать 
рукотворными системами?
 
Вариант 3
1. Дополните предложения, вставляя 
пропущенные слова: 
«На груз, подвешенный к пружине, 
кроме силы тяжести, действует другая сила - сила___________________. Сила притяжения 
направлена вертикально вниз, а сила______________ направлена вертикально 
вверх. Сила________________ стремится восстановить форму пружины».
2. Какие три характеристики описывают 
любую силу?
3. Назовите известные вам виды энергии 
(4-5 примеров).
4. Чем простые механизмы, которые человек 
начала использовать в древности, отличаются от современных, сложных машин 
(три отличия)?
 
Вариант 4
1. Дополните предложения, вставляя 
пропущенные слова: 
«Сила___________________ возникает 
между поверхностью тел, которые взаимодействуют, например, брусок передвигают по столу. 
Сила____________________ будет тем большей, чем больше неровностей на 
поверхности тел. Сила___________________ всегда направлена против движения тел».
2. Приведите 5-6 примеров простых 
механизмов.
3. Дополните предложения, вставляя 
пропущенные слова: 
«Действие силы, в результате которой тело____________________ 
с одного места на другое, получила название работа. Энергия - это 
______________________ тела выполнять работу. Благодаря энергии и ее 
преобразование выполняется______________________».
4. Почему энергию топливных горючих или 
полезных ископаемых называют «законсервированной» энергией Солнца?
 
IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
Остальную часть урока учитель посвящает 
анализа письменной работы. Для этого он просит учеников назвать вопросы и 
задачи, которые были для них сверхсложными, и в форме беседы с классом формулирует 
ответы на них, чтобы в знаниях учеников не осталось «белых пятен».
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Анализировать контрольные вопросы и 
задачи к теме 3.