ПРИЗНАКИ И СВОЙСТВА ПРЕДМЕТОВ. МНОЖЕСТВА. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ. НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА 1-10 И ЧИСЛО 0
Урок 29. ЧИСЛО И ЦИФРА 8. ПОНЯТИЕ «ВОСЬМОЙ». СОСТАВ ЧИСЛА 8. ДОБАВЛЕНИЕ С ПОМОЩЬЮ ЧИСЛОВОГО ЛУЧА. НАПИСАНИЕ ЦИФРЫ 8
Цель: ознакомить учащихся с образованием числа 8 и цифрой 8, понятием «восьмой», составом числа 8; учить писать цифру 8, решать примеры на сложение с помощью числового луча; развивать мышление; воспитывать старательность.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Веселый счет
• Семь птичек слепил Семенко
И одну - малая Аленка.
Друзья, вы бы не посчитали,
Сколько дети птиц сделали?
• В садик к кормушке
Прилетели 3 синицы,
А потом еще 4 птицы.
Сколько птиц на кормушке?
• К серой цапли на урок
Прилетело семь сорок.
Из них лишь три сороки
Приготовили уроки.
Сколько лодырей-сорок
Прилетело на урок?
2. Устный счет
Учитель демонстрирует карточку с изображением определенного количества предметов, а дети - цифру, которая обозначает это число. (Из ягоды, 5 карандашей, 4 мяча, 6 вишен, 1 груша, 2 цветка, 7 шариков)
3. Игра «Цепочка»
- Посчитайте от 1 до 7; от 7 до 1; от 3 до 6; от 7 до 4; от 2 до 5; от 5 до 1.
III. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ
1. Вступительное слово учителя
Работа над загадками
- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым числом и цифрой. А с каким - попробуйте отгадать.
• Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском.
Глава 3 восемь ног,
Вот и весь я - ... (осьминог).
• Восемь ног, как восемь рук,
Вышивает шелком круг
Этот старичок на чудо.
Он легкий, словно пух,
Сплел для себя и для мух. (Паук)
- Какое число звучало в этих загадках?
- С каким новым числом мы познакомимся сегодня? (С числом 8)
2. Работа по учебнику (с. 36)
Задача 1
1) Беседа по рисунку.
- Сколько зверей встретил собака? Посчитаем их. (6)
- Сколько их стало с собакой?
- Как же их столько стало? (К 7 прибавили 1)
- Значит, чтобы получить число 8, нужно к 7 добавить 1. Число 8, как и все другие, имеет свой знак, обозначается цифрой 8, «восьмеркой». (Демонстрация цифры).
Собака по порядку? (Восьмой)
2) Ознакомление с печатной цифрой 8.
Я - цифра восемь: два кольца,
Без начала и конца.
3) Ознакомление с рукописной цифрой 8.
а) Объяснение учителя.
- Цифра 8 состоит из верхнего и нижнего малых овалов. Верхний овал чуть меньше нижней. Начинают писать ее немного ниже и правее середины верхней стороны. Ведут линию вправо вверх, кабошонируют в правом верхнем углу клетки, затем - справа налево до середины нижней стороны клетки, кабошонируют и поднимаются вверх до первоначальной точки.
б) Написание цифры в воздухе под счет «раз-и, два-и».
в) Написание цифры в тетради.
Задание 2
- Сколько клубничек в каждом кружочке?
- На какие два числа можно разложить число 8?
Задание 3
- Посчитайте с помощью числового луча. От какого числа летело солнышко? На каком числе село сначала? потом? Составьте пример. Ответ примера?
- Рассмотрите второй числовой луч. Прочитайте пример под ним. От какого числа следует лететь солнышке? На каком числе сесть сначала? потом? Ответ примера?
Задание 4
- Рассмотрите числовой поезд. Какая цифра села в вагон, следующий за 7?
- Назовите «соседей» числа 5; числа 6; числа 7.
- Какое число следующее за числом 7? Которое предшествует числу 6? А числу 8?
Физкультминутка
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА (см. Приложение к уроку)
V. ИТОГ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ
- Мы считали?
- Мы писали?
- Какую цифру и число изучали?
ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ 29
1. Работа с числовым рядом
- Прочитайте числа от 1 до 8; от 8 до 1.
- Назовите «соседей» числа 7.
- Какое число предшествует числу 5?
- Какое число следующее за ним?
2. Логическое задание
- Нарисуйте в тетради 2 кружочка, 1 квадрат, 1 кружочек.
- Раскрасьте кружочки так, чтобы квадратик был между синим и желтым кружочками, а желтый рядом с зеленым.
3. Игра «Где спряталась цифра 8?»