Уроки по этике
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Этика 6 класс разработки уроков

ТЕМА IV «БУДЕМ ГРАЖДАНАМИ»

 

УРОК 29 Какова роль морали и права в демократическом обществе.

 

Тема. Какова роль морали и права в демократическом обществе.

Цель: определить ключевые понятия урока; выяснить, как соотносятся мораль и право; как закон регулирует жизнь граждан в демократическом обществе; что означает равенство перед законом.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации.

Эпиграф: «Настоящая равенство граждан состоит в том, чтобы все они одинаково были подчинены законам» (Ж. Д'аламбер).

Высказывания: «Реформу нравов следует начинать с реформы законов» (К. Гельвеций).

«Творцы законов в республиках и королевствах должны твердо сдерживать корыстные устремления людей и лишать их всякой надежды на безнаказанность» (Н. Макиавелли).

«Чтобы поступать справедливо, нужно знать очень немного, но чтобы иметь все основания творить несправедливость, нужно основательно изучить право» (Г. Лихтенберг). «Люди не могут дать силу праву и дать силе право» (Б. Паскаль).

Ключевые понятия: правовые нормы, закон; равенство людей перед законом; равноправия.

Тип урока: интегрированный.

Структура урока

I. Вступительная часть.

1. Поздравления.

2. Актуализация опорных знаний.

3. Мотивация учебной деятельности.

4. Представление темы урока и ожидаемых результатов.

II. Основная часть.

1. Как соотносятся мораль и право.

2. Что такое закон и как он регулирует жизнь граждан в демократическом обществе.

3. Что означает равенство всех перед законом.

4. Конкурс адвокатов.

III. Заключительная часть.

Выводы.

IV. Домашнее задание.

Ход урока

I. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

1. Поздравления.

Здравствуйте, дети. На предыдущем уроке мы вели разговор на тему «Как понимают справедливость в современном демократическом обществе».

2. Актуализация опорных знаний.

Игра «Переводчик».

К доске вызывают двух учеников. Учитель дает детям карточку с перечнем терминов. Ученики пытаются изобразить жестами то, что передает правило, а потом один из них называет определение. Дети в классе отгадывают соответствующее понятие.

1. Определенные возможности, необходимые человеку до 18 лет для существования и достижения зрелости. (Права ребенка.)

2. Общество, которое состоит из неодинаковых, не похожих друг на друга людей. (Социальная разнообразие.)

3. Такие отношения людей, действия, поступки, которые соответствуют морально-этическим и правовым нормам демократического общества. (Справедливые отношения.)

4. Договор между государствами по какому-либо специального вопроса. (Конвенция.)

5. Связанный с жизнью и отношениями людей в обществе, общественный, такой, что существует в обществе. (Социальный.)

6. 1989 год.

7. 1948 год.

8. 10 декабря.

9. 20 ноября.

10. 1 июня.

11. Богиня правосудия в Древней Греции. (Фемида.)

Проверка письменного домашнего задания по теме

«Как понимают справедливость в современном демократическом

обществе».

1-2. Дай положительный или отрицательный ответ.

Справедливо распределять общественные блага по цвету глаз: голубоглазым - больше, кареглазым - меньше? (Вариант Б. Нет.)

Или изменялось понятие «общественная справедливость» на протяжении истории человечества? (Вариант А. Так.)

3-4. Впиши в клеточки понятие, о котором идет речь.

Признак демократического общества, что выражается в обеспечении права каждого быть другим, не таким, как все. (Социальная разнообразие.)

5. Дополни утверждения.

Примером распределения общественных благ поровну в современной Украине. (выплаты после рождения ребенка; пользование учебниками.)

6. Способ распределения общественных благ утверждает библейское выражение «кто не работает, тот не ест»? (Б. Распределение согласно заслуг.)

7-8. Заполни таблицу, вписав по три свои примеры.

В чем проявляется моя равенство с одноклассниками

В чем проявляется моя неравенство с одноклассниками

в возрасте

в росте

праве на образование

весе

на отдых

цвете глаз

9-10. Объясни, как связаны справедливость и «золотое» правило морали. (Каждый должен уважать права других людей такими же ценными, как и собственные, уважать эти права, не делать другим того, чего не желал бы себе. Ведь справедливость - это человеческие отношения, построенные на моральных принципах.)

11-12. Прокомментируй притчу по представленным вопросами.

Почему воробушки сначала видели листья по-разному? (Они сидели по-разному: один - наверху, другой - внизу.)

Означает ли социальное равенство и одинаковость мнений, убеждений, взглядов, чувств? (Вариант Б. Нет.)

Сформулируй по притчей установку, которая помогает воплощать равенство прав за жизненного разнообразия. (Все мы разные, но имеем одинаковые права - права человека.)

3. Мотивация учебной деятельности.

Учитель. Задумывались ли вы когда-нибудь, откуда берутся и из чего рождаются законы общества и государства?

Представьте себе, что даже в старину в любом первобытнообщинном племени существовали примитивные порядки (законы), которые регулировали жизнь людей. Такие законы состояли обычно из простых понятий - что можно, а что нельзя - и всегда происходили из представлений вождя и его соплеменников о справедливости.

И в дальнейшем на протяжении истории человечества законы общества и государства всегда рождались и возникали из представлений о справедливости, добре и зле.

4. Представление темы урока и ожидаемых результатов.

Учитель. Тема урока сегодня звучит так: «Какова роль морали и права в демократическом обществе». На уроке мы попытаемся определить понятие «правовые нормы», «закон»; «равенство людей перед законом»; «равноправие»; выяснить, как соотносятся мораль и право; как закон регулирует жизнь граждан в демократическом обществе; что означает равенство перед законом.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

1. Как соотносятся мораль и право.

Учитель. Если законы регулируют жизнь общества и отношения внутри общества, то существуют законы и в душе каждого человека. И хранителем этих законов является наша совесть. Чем лучше она развита, тем выше наше стремление жить честно и справедливо, тем более у нас доброжелательности.

Работа с учебником.

Прочитайте на странице 164 индийскую сказку «Как мыши съели железо». Дайте ответ на вопрос в задании 2.

• Что ждет человека, который нарушает моральные нормы? (Осуждение людей, которые ее окружают.)

• А если плохой поступок сделано тайно? (Муки совести.)

Учитель. Чтобы согласовывать интересы отдельных людей и всего общества, организовывать совместное решение общественных дел, были введены правовые нормы. В учебнике на странице 165 прочитайте и выпишите в словарик, что мы понимаем под правовыми нормами.

Правовые нормы - общие общеобязательные правила поведения людей, которые устанавливаются и охраняются государством.

В задании 3, на странице 165, проанализируем ситуации. Какая из них является нарушением моральной нормы, а какая - правовой? Почему? (Павлик обманул своего одноклассника, сказав, что у него нет книги, которую тот просил. Это - нарушения моральной нормы.

Дмитрий Николаевич, выступая в суде свидетелем, сказал судье неправду. Это - нарушение правовой нормы.)

Прочитайте текст учебника по заданию 3 и определите, что общего и отличного между моральными и правовыми нормами. (Общее: они регулируют жизнь людей. Нарушение закона всегда является и нарушением моральных норм.

Отличное: нормы права всегда принимаются соответствующими государственными органами; существуют в письменной форме; они всегда конкретны и определяют правила поведения, одинаковые для всех; нормы права опираются на принудительные меры со стороны государства, которые осуществляются через суд.)

Работа с учебником.

Выполните задание 4 на странице 166, заполните таблицу.

Вопросы для сравнения

Мораль

Право

В какой форме существует

Устной (в сознании людей)

Письменной

Каковы требования

Нечеткие: не навреди людям, что тебя окружают

Четкие, конкретные

Какова ответственность за нарушение

Общественное порицание, суд совести. Иногда штраф в суде

Штрафы, взыскания, лишение свободы

Кто наказывает за нарушение

Общество, собственная совесть. Иногда суд

Государственные органы

Кем установлены

Обществом

Государством

2. Что такое закон и как он регулирует жизнь граждан в демократическом обществе.

Учитель. Нормы права записываются в виде законов. Законы создают специальные законодательные органы. В Украине таким органом является Верховная Рада Украины.

Работа с учебником.

На странице 167 прочитайте и выпишите в словарик, что такое закон.

Закон - официальный письменный документ, который содержит правовые нормы и принимается законодательным органом государства.

Информация для учителя.

История права в Украине начинается с устных правовых норм - обычного права. Это санкционированные государством и обязательны для населения древние обычаи. «Обычай - второй закон», - утверждает украинская пословица.

В 1016 году сборник законов князя Ярослава Мудрого «Русская правда» закрепил нормы обычного права, ограничил феодальное своеволие, но в то же время утвердил феодальное неравенство.

Магдебургское право возникло в немецком городе Магдебург. Это феодальное городское право, по которому города освобождались от управления и суда феодалов. В Украине это Хуст, Львов, Житомир, Киев. Жители городов становились «свободными людьми».

«Литовские статуты» - классические кодексы того периода, правовые сборники феодального права, отражающие нормы практически всех отраслей права.

Мартовские статьи Богдана Хмельницкого - важнейший правовой документ, определивший автономное политическое и правовое положение Украины в составе России.

Кульминация развития украинского права - создание учебных заведений для изучения законодательных актов.

Конституционные традиции времен казачества:

Статьи Богдана Хмельницкого (27.03.1654 г.)

Привилегия Войска Запорожского (27.03.1654 г.)

Привилегия шляхте (27.03.1654 г.)

Гадячский трактат (06.09.1958 г.)

Конституция Пилипа Орлика (05.04.1710 г.)

Учитель. Из законов мы узнаем о правовые нормы, которые дают нам возможность регулировать свои отношения с другими людьми, с представителями власти, защищать свои права в различных жизненных ситуациях: на дороге, в магазине, даже в собственной семье. В демократическом обществе законы поддерживают справедливость и гуманность. Граждане должны знать и уважать законы государства и неукоснительно соблюдать их.

Творческие задания учащимся.

1) Представьте, что в некоем государстве принят закон «О предотвращении спорам между гражданами». Как вы думаете, против которых из названных ниже человеческих пороков мог быть применен этот закон? Объясните свой выбор. Помогать слабым;

радоваться чужой боли;

приносить радость себе;

издеваться с людей;

завидовать;

унижать других;

быть жадным;

сотрудничать с людьми.

2) Воспользуйтесь выдержками из эпических произведений Древней Индии и составьте маленький рассказ о какой-нибудь вымышленный или реальный случай, в котором бы подтверждалась (или опровергалась) одна из выбранных вами восточных мудростей:

«Кто не отвечает гневом на гнев, спасает обоих - и себя, и другого». «Тот велик, кто становится слепым перед чужими женами, хромым в погоне за чужим богатством, немым, слыша хулу на ближних». «Сколько достоинств у человека, столько и пороков. Никто не родится без пороков. Но порочным становится тот, кто терпит».

«Не делай другому того, что было бы неприятно тебе самому».

3) Составьте обвинительную речь в адрес отрицательных сказочных героев, которые нарушали права других:

Лисе Алисе и коту Базилио - за втягивание несовершеннолетних в сомнительные валютные операции.

Почтальоны Пєчкіну - за получение подарков при исполнении служебных обязанностей.

4) Определите, какие черты личности больше соответствуют людям, которые уважают права человека, а тем, кто склонен их нарушать. Объясните свой выбор.

Черты личности: справедливость, зависть, честность, правдивость, застенчивость, доброта, праздность, трусость, совесть, эгоизм, раздражительность, жестокость, скромность, искренность, жадность, ревность, интеллигентность, хитрость, свободолюбие, дисциплинированность.

5) имели Ли Золушка и ее сестры равные права? Какие права Золушки были нарушены?

6) Выполните задание 6 на стр. 167 учебника. Работая в группах, придумайте небольшой рассказ «Один день из жизни в стране без законов».

3. Что означает равенство всех перед законом.

Работа с учебником.

На страницах 167-168 прочитайте текст «Что означает равенство всех перед законом».

Прочитайте и выпишите понятия «равенство людей перед законом»; «равноправие».

Равенство людей перед законом - равноправное положение людей в обществе в соблюдении ими норм закона, их закрепленных в законах прав, обязанностей и ответственности.

Равноправие - пользование одинаково равными с кем-нибудь правами.

Работа в группах.

Учитель предлагает детям выполнить задание 7 на странице 168 учебника.

Каждой группе учитель дает одно положение закона. Командир группы должен ответить, равны перед законом люди в этих ситуациях.

Учитель. В современном демократическом обществе все люди должны быть равными в суде. Но во все времена и у всех народов недоверие к закону и служителей закона выливалась в литературе. Это недоверие рождалось через несовершенный, несправедливый строй власти. Может, из несправедливостей, которые оказывало «правосудие», и выросла идея правового государства.

4. Конкурс адвокатов.

Для этого предлагается проанализировать два дела и приготовить речи в защиту обвиняемых.

Учитель. Эти два дела слушались в Московском суде около 100 лет назад. По каждой из них выступал выдающийся русский адвокат Федор Никифорович Плевако. Как правило, речь адвокатов длилась несколько часов. А в этих случаях - не больше минуты.

Дело первая - о краже. Старушка украла у соседки дешевый чайник. По закону осуществлено кражу, которая предусматривает наказания, в частности лишения свободы. Прокурор на суде сам сказал, что кража незначительная, старушка жила в нужде. Однако он потребовал наказания, поскольку собственность неприкосновенна и «если позволять людям посягать на нее, страна погибнет».

Следовательно, адвокаты, начинаем защиту старушки. Слушаем ваши речи в деле первой. (Дети произносят речи.)

Учитель читает отрывок из речи Ф. Пливаки.

«Много бед и испытаний пришлось претерпеть России за ее более чем тысячелетнее существование. Печенеги терзали ее, половцы, татары, поляки. Все вытерпела, все преодолела Россия, только крепла и росла от испытаний. Но теперь, теперь старушка украла чайник ценою в пятьдесят копеек. Этого Россия уж, конечно, не выдержит, от этого она погибнет безвозвратно».

Учитель. Второе дело - преступные действия священника. Священник совершил ряд преступлений, но на предварительном следствии признал себя виновным. Громкое и убедительную речь произнес прокурор. Вина священника практически доказана. Напомним, что любой преступник может воспользоваться в суде правом на защиту. Это право ему помогает осуществить адвокат - специалист, который разбирается в законах разбирается в судебных делах. Он помогает гражданам защищаться от обвинений, отстаивать свои права, защищать оскорбленную честь и достоинство. Итак, слово адвокатам! (Дети выступают как адвокаты.)

Учитель читает отрывок из речи Ф. Пливаки.

«Господа присяжные! Дело понятное. Прокурор во всем абсолютно прав. Все эти преступления подсудимый (священник) совершил и сам в них признался. О чем тут спорить? Но я обращаю ваше внимание вот на что. Перед вами сидит человек, который тридцать лет отпускала на исповеди грехи ваши. Теперь он ждет от вас: отпустите ли вы его грехи».

В конце конкурса учитель вместе с учениками определяет лучшие речи с обоих дел.

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

Выводы.

Учит эль. Одна из форм патриотизма - это уважение человека к законам общества, в котором она живет. В каждом государстве есть люди, которые живут по законам общества, но, к сожалению, есть такие, которые нарушают эти законы.

Как известно, законы государства призваны, прежде всего, упорядочить жизнь в обществе, а люди, которые нарушают установленные законы, наносящие вред этом порядке, налаженному жизни, разрушая мир и спокойствие в обществе.

Каждый ли из нас понимает, что опора государства - ее законы, опора человека - законы ее совести?

IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Прочитать параграф учебника (с. 163-169).

Заполнить пропуски в статьях 21, 22, 23, 24 Конституции Украины (на с. 169 учебника).

Выполнить письменное задание в рабочей тетради по теме «Какова роль морали и права в демократическом обществе».