Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ВСЕ УРОКИ ЭКОНОМИКИ
10 класс

УРОК № 29. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ. РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ

 

Цель урока: выяснить, как устанавливается рыночное равновесие; уметь объяснить, как в результате взаимодействия спроса и предложения устанавливается рыночное равновесие; определить, каким образом спрос и предложение влияют на формирование цены в рамках рыночной экономической системы; на практике закрепить изученные категории «спрос», «предложение», «рыночное равновесие»; усовершенствовать навыки оформления деловой документации; развивать коммуникативные навыки и умение ориентироваться в условиях меняющейся рыночной конъюнктуры.

Основные понятия: взаимосвязь спроса и предложения, рыночное равновесие; условие равновесия, равновесная цена, равновесная количество.

Тип урока: урок закрепления и применения знаний, умений и навыков.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Проверка домашнего задания

Проблемные задания

Задача 1

Вы имеете в своем распоряжении определенную сумму денег и хотите купить себе DVD-диск. Продавец предлагает вам этот товар по цене 50 грн. за штуку, и вы решаете купить три упаковки. Это означает, что величина вашего спроса на DVD-диск равен трем единицам товара. Но допустим, что вы не купили товар у первого продавца, а решили подождать и посмотреть, за сколько продают DVD-диски другие продавцы. Через некоторое время вам попадается человек, который продает такой же DVD-диск по цене 40 грн. за штуку. По такой цене вы согласны купить пять пачек. Это означает, что величина вашего спроса на DVD-диск стала равна пяти единицам товара. Сформулируйте закон спроса.

Задание 2

Вашему классу поступает заказ изготовить подарок к 8 Марта (сувенирную шкатулку), за нее вы получите 150 грн.

Получив ящик, заказчик убеждается в качестве продукции и заказывает вам еще 3 штуки. Но вскоре поступает еще один заказ - срочно изготовить такие же ящики в количестве 5 штук по цене 200 грн. за штуку. Заказ вы выполните в первую очередь? Почему? Как учините с предыдущим заказом? Сформулируйте закон предложения.

 

III. Изучение нового материала

Лекция учителя

Какую ситуацию на рынке можно назвать равновесной? Мы знаем, что спрос характеризует готовность потребителей купить товар, а предложение - готовность производителей продать. Тогда под равновесием логично понимать совпадение этих двух намерений.

Альфред Маршалл в конце XIX века разработал теорию, что связала понятие «спрос», «предложение» и «цена». Он же предложил и графическое изображение этой взаимосвязи - «Крест Маршалла». Великий английский экономист доказал, что существующая на рынке цена образуется в момент, когда спрос и предложение уравновешивают друг друга. При этом цена, которую покупатель согласен уплатить за товар, определяется полезностью для него этого товара. Чем товар нужнее, тем дороже покупатель согласен за него заплатить.

Равновесная цена - такое значение рыночной цены товара, при котором величина предложения равна величине спроса.

Равновесная количество - такое значение количества товара, при котором цена предложения равна цене спроса.

Графически равновесная цена (Ре) и равновесная количество (Oe) - это координаты точки пересечения кривых спроса и предложения.

Нахождение рынка в состоянии равновесия означает, что все покупатели, которые были готовы купить товар по цене выше или равной Гe, смогли его купить. Производители, которые были готовы продать товар по цене ниже или равной Ре, продали его. Кроме того, те потребители, которые были готовы купить товар по более низкой цене, чем равновесная, не смогли осуществить операцию. Так же как и производители, которые были готовы продавать товар только по более высокой цене, тоже не смогли осуществить операцию.

В том, что рыночные силы направляют спрос и предложение в сторону рыночного равновесия, проявляется нормувальна функция цены. (Но если рыночные силы не действуют, то их заменяют административно-командные методы.)

Равновесная цена «фильтрует» поставщиков и покупателей. Если действует равновесная цена, то на рынке остаются только те продавцы, которые могут продавать продукт по такой цене (или ниже), и те покупатели, которые могут покупать этот продукт по такой цене (или выше).

Из поставщиков останутся на рынке только те, кто эффективно размещает свои ресурсы.

 

Игра «Рыночная цена»

Объяснению вопросы взаимодействия спроса и предложения и установление рыночного равновесия может предшествовать деловая игра «Рыночная цена» (или другой ее вариант, известный учитель). В ходе игры учащиеся убеждаются, что в условиях рынка свободной конкуренции равновесная цена устанавливается в результате взаимодействия покупателей и продавцов.

Цель игры. Игра проводится для того, чтобы ознакомить учащихся с механизмом формирования свободных рыночных цен на примере купли-продажи нескольких видов различных товаров.

Общие сведения. Игра моделирует рыночную торговлю по свободным ценам, уровень которых зависит от соотношения спроса и предложения на конкретный товар.

Особенности условия игры. В игре используются лишь несколько видов простейших товаров, причем с ограничением объема реализации, а также ограниченные денежные суммы, которыми владеют участники. В игре воспроизводится деятельность нескольких торговых точек, которые реализуют продовольственные товары в розничной торговле.

Состав и распределение ролей, включая различие ролевых целей. Для продажи товара определенного вида из числа учащихся назначаются два или три продавца, с тем чтобы между ними имела место конкуренция. Другие участники игры выступают в роли покупателей. Основными участниками игры являются именно покупатели. Распределение ролей осуществляется во время вводного этапа игры.

Регламент игры. Игра с группой от 20 до 40 человек при условии предварительной подготовки всей необходимой документации и раздаточного материала длится 20-25 минут, подсчет и анализ результатов - от 15 до 20 мин.

Запланированный результат. Понимание участниками сути рыночной цены, тех механизмов, которые влияют на ее формирование, изменение при определенных обстоятельствах; совершенствование навыков заполнения деловых бланков.

Правила игры

Первичная целевая установка участникам:

• для продавцов - продать больше товара и получить как можно большую выручку в деньгах;

• для покупателей - купить больше товаров широкого ассортимента по невысоким ценам, с тем чтобы лучше использовать свои денежные средства.

Продавцы должны заполнить в процессе игры ведомость продажи, в котором фиксируется количество товара на момент начала торговли и затем указывается количество товара, проданного каждому покупателю, цена продажи и выручка, то есть ведется учет объемов реализации товара. Составление ведомостей необходимо для того, чтобы продавец не смог продать больше товаров, чем ему выдано для продажи, а также для учета и отслеживания уровня цен на рынке каждого товара.

Формы взаимодействия игроков. Участники взаимодействуют, вступая друг с другом в непосредственный контакт, стремясь продать или купить необходимый продукт.

Действия игроков (возможны альтернативы). У покупателя есть право выбора товара с лучшей для него цене, а также право договариваться о снижении цены продажи. Продавец имеет право повышать цену на свой товар, если количество покупателей позволяет это сделать, он также может и снижать цену, если покупатель намерен приобрести сразу большую партию товара.

База данных. Примерный ассортимент товаров и их количество на одного продавца (рассчитан для группы в 30 человек) представлен в таблице.

 

Название товара

Количество товара на одного продавца, кг

1

Яблоки

25

2

Мясо

25

3

Картофель

50

4

Молоко

50

5

Хлеб

75

 

Оборудование для игры.

Для игры необходимы две основные документы: ведомость продажи и покупательский письмо (в приложении 5 приводятся заполненными; для игры готовят чистые).

Игра значительно обогащается и приближается к реальности, если в ней используются имитаторы товаров в виде любого их искусственного воспроизводства, т.е. применение «игровых товаров» или хотя бы карт (желательно с соответствующими рисунками), на которых обозначаются наименование товара и его количество. Каждая такая карта служит имитатором определенного количества натурального товара (см. приложение 4).

Необходимое количество таких карточек товаров можно изготовить с помощью компьютера, или поручить ученикам нарисовать их заранее. Возможно использование макетов товара, что продаются, изготовленных из пластмассы, бумаги, папье-маше в виде отдельных весовых единиц - 0,5 кг, 1 кг, 2 кг.

Проведение игры

Вступительный этап. Руководитель игры выбирает от одного до пяти определенных видов различных товаров для продажи на рынке и сообщает список этих товаров участникам. Устанавливается количество каждого вида товара, что продается (см. «Базу данных»). Осуществляется распределение ролей, выдача необходимой деловой документации или ее оформление. Каждому продавцу предлагается определенное количество товара.

Каждому покупателю вручается определенная сумма денежных знаков (игровых). Количество денег, выданных покупателю, определяется следующим образом. Исходя из реальной рыночной цены (которая сложилась на этом рынке) путем умножения количества полученного продавцами товара на эту цену вычисляется количество денег, необходимых покупателям для закупки данного вида товара. Например, если трем продавцам выдано 150 кг картофеля (50 кг х 3), а средняя цена картофеля на рынке равнялась 10 монетам за килограмм, то для покупки всей картофеля нужно 1500 монет.

Такой расчет проводится по каждому товару, и путем составления определяется общая сумма денег, необходимая для покупок. Эта общая сумма делится на количество участников, выступающих в роли покупателей, и тем определяется примерное количество денег, которое надо выдать каждому покупателю. Сумма округляется до десятков монет, например до 100 монет. Изменяя эту начальную сумму, координатор может создавать или избыток денег, или избыток товаров на рынке и тем самым потом продемонстрировать учащимся, что рыночная цена зависит от соотношения денежной и товарной массы.

Собственно игра. Продавцы начинают продавать свой товар, предлагая его покупателям по определенной цене, по которой покупатель имеет право согласиться или не согласиться. В результате происходит

торг между продавцами и покупателями. В процессе торга покупатели имеют право обращаться к различных моделей, стремясь приобрести необходимый товар по более низкой цене. После завершения сделки купли-продажи продавец отдает покупателю карту или макет товара в соответствии с тем количеством, что купил последний, и получает от покупателя взамен деньги - плату за товар. На этом акт одной купли-продажи завершается.

Задача продавца заключается в получении максимально возможной выручки за счет полного, без остатка продажи и по выгодной цене. Продавец должен стремиться продать весь свой товар по максимальной цене с учетом спроса на рынке именно на этот товар и с учетом поведения конкурентов, наблюдая за тем, как у них идет торговля, много ли у них покупателей данного товара. В то же время каждый продавец имеет право на сохранение коммерческой тайны относительно цены, по которой он реализует свой товар. С другой стороны, объединение двух или нескольких продавцов одного и того же товара считается проявлением монополизации рынка и может быть запрещено или подвергнуты штрафу, размер которого определяется координатором игры.

Задача покупателя - купить как можно больше имеющихся на рынке товаров и обязательно в полном ассортименте, то есть приобрести все виды товаров, представленных на рынке. Такую постановку задачи преподаватель объясняет ученикам необходимостью полноценного и качественного питания, то есть естественным требованием не только приобретение большего количества купленного товара, но и достижением рациональной структуры покупки. Оформление покупных листов является целесообразным для обучения участников игры, с тем чтобы они умели заполнять и вести отчетную документацию.

Итоги игры. Для каждого покупателя игра заключается в серии последовательных закупок товара у продавцов. Покупатель завершает игру после окончания закупки товаров, а продавец - после окончания продаж. Завершение торгов на рынке имеет право объявить координатор игры исходя из ее продолжительности.

Во время подведения итогов игры подсчитывается сумма выручки каждого продавца и сумма закупок каждого покупателя. Эти показатели служат основными критериями выявления победителей среди продавцов и покупателей. Самым успешным и высококвалифицированным продавцом считается тот, кто получил наибольшую выручку за проданный товар или сумел продать его по наибольшей цене. Победитель определяется по каждому виду товаров и в целом в игре. Для этого каждый продавец подсчитывает свою общую выручку и рассчитывает среднюю цену 1 кг проданного им товара, которая сложилась в результате всего продажи. Кроме того, координатор, получив данные о выручке каждого продавца, составляет показатели выручки и определяет общую выручку за данный товар. Это делается с целью дальнейшего расчета средней цены товара на рынке.

Предположим, что один из продавцов картофеля выручил 372 монеты, второй - 400 монет, третий - 428 монет, тогда суммарная выручка составляет: 372 + 400 + 428 = 1200 монет. Разделив эту выручку на общее количество проданного картофеля (150 кг), получаем среднюю цену 1 кг картофеля на рынке, равную 8 монет за килограмм. Такая процедура проводится по каждому из видов товаров, которые продаются, в результате чего мы и получим первый результат игры - набор рыночных цен.

После завершения покупок каждый покупатель подсчитывает объем своей покупки в денежном выражении, стоимость покупки в средних ценах рынка и заполняет последнюю графу письмо покупки. Предположим, что покупатель приобрел 3 кг картофеля, 2 кг яблок, 1 кг мяса, 2 кг молока, 3 кг хлеба. Средние цены на эти товары, установившиеся на рынке, соответственно составляют: 1 кг картофеля - 10 монет, 1 кг яблок - 30 монет, 1 кг мяса - 150 монет, 1 л молока - 20 монет, 1 кг хлеба - 15 монет. Тогда общая стоимость покупки данного покупателя, исчисленная в средних ценах, будет равна: 3 кг х 10 монет + 2 кг х 30 монет + 1 кг х 150 монет + 2 кг х 20 монет + 3 кг х 15 монет = 325 монет.

Сравнивая стоимость покупки каждого покупателя в средних ценах рынка, координатор игры выявляет участника, покупка которого имеет максимальную стоимость.

Во время окончательного подведения итогов необходимо учитывать и ассортимент товаров, которые приобрел каждый покупатель. Если отсутствует полный ассортимент, например, нет одного вида товара, то общая сумма покупок в средних ценах снижается на 20 %; если нет двух видов товаров, то общая сумма снижается на 25 %; если нет трех видов товаров - на 30 %; если нет четырех видов, приобретенный лишь один товар, то общая сумма покупки снижается на 50 %. Шкала штрафов за ограниченности ассортимента покупки может регулироваться координатором игры в зависимости от структуры покупок. После окончательного расчета стоимости покупки в средних ценах определяется победитель среди покупателей. Целесообразно также подводить итоги торга среди покупателей не только по величине стоимости покупки в средних ценах, но и по показателю рентабельности покупки, который определяется как отношение разницы между стоимостью покупки в средних ценах и количеству выданных денег покупателю. Например, если участник приобрел товар в средних ценах на 420 монет, а ему было выдано в начале игры 350 монет, то рентабельность покупки равна:

Если стоимость покупки в средних ценах меньше количества выданных денег, то рентабельность будет отрицательной, то есть покупка убыточна. Применение показателя рентабельности в качестве критерия рациональности покупки неизбежно в тех случаях, когда покупатели получают разное количество денег для совершения покупок, скажем, получая дополнительные суммы в кредит. В последнем случае первое место устанавливается по максимальным показателем рентабельности покупки с учетом ассортимента товаров.

Примечания

1. Если у продавца до момента окончания игры остался непроданный товар, координатор принимает решение об уценке этого товара (например, на половину стоимости) и добавляет эту сумму к реальной выручки данного продавца.

2. Если у покупателей остались неизрасходованные деньги, координатор вправе принять решение о присоединении части этой суммы (например, половины) к стоимости покупки, исчисленной в средних ценах.

3. Если продавец в течение длительного времени, например полчаса после начала игры, не продал ни одного килограмма своего товара, координатор имеет право оштрафовать его за саботаж торговли. В этом случае размер штрафа определяет сам координатор.

4. Если покупатель в течение определенного времени с момента открытия торгов не приобрел ни одной покупки, координатор имеет право изъять его с рынка или оштрафовать за пассивное поведение.

Все расчеты ведутся вручную или с использованием калькулятора. В завершение игры преподавателю необходимо не только подвести итоги, но и растолковать, используя количественные данные, полученные в игре, как действовал в этой игре механизм рыночного ценообразования, почему сложились именно такие цены.

Заключительная дискуссия посвящается проблемам формирования розничных цен как в государственной торговле, так и в коммерческих структурах и на свободном рынке.

Варианты развития игры

1. Получение покупателем в процессе игры займы под определенный процент. Например, в дополнение к полученным 350 монет покупатель берет в кредит у банкира, определенного координатором игры, еще 50 монет под 30 % и осуществляет на эти монеты 50 дополнительные покупки. В таком варианте в учетную сумму полученных покупателем денег добавляются 50 монет и банковский процент (еще 15 монет, то есть 30 % от 50 монет). В результате общая сумма полученных покупателем денежных средств составит: 350 + 50 + 15 = 415 (монет). Исходя именно из этой суммы определяется показатель рентабельности покупки. Другой путь учета кредитования заключается в том, что стоимость покупки уменьшается на 15 монет.

2. В процессе игры продавец может получать дополнительный товар из базы, используя заработанные деньги. База отпускает продавцу товар по реальной рыночной цене с надбавкой 20 % за транспортные расходы и за услуги по дополнительному заказу.

3. В процессе осуществления торга координатор имеет право разрешить бартерные соглашения между всеми участниками, с тем чтобы они могли улучшить структуру своих покупок.

4. Возможен вариант игры в виде сначала неравновесного рынка, то есть с заведомым превышением количества товаров над количеством денег или превышением количества денег над количеством товаров. О наличии превышения следует делать вывод, сопоставляя количество денег со стоимостью всей массы товаров, исчисленной в ценах, реально действующих на рынке. В этом случае координатор выдает покупателям количество денег существенно большую, чем в основном варианте, например, 500 монет вместо 450 монет каждому. Или выдает продавцам существенно большее количество товаров в сравнении с основным вариантом, например, по 100 кг картофеля каждому продавцу вместо 50 кг. Такое направление игры представляет интерес с точки зрения изучения участниками процессов инфляции и дефляции.

 

IV. Итог урока

Упражнение «Дебрифінг». Учащимся предлагается выразить свои впечатления от урока одним предложением.

 

V. Домашнее задание

Проработать материал учебника.

Подготовить материал к семинарского занятия «Особенности установления и уникальные виды рыночного равновесия» по плану:

1. Особенности установления равновесия по Л. Вальрасом и А. Маршаллом.

2. Устойчивое и неустойчивое равновесие.

3. Уникальные виды равновесия:

а) ситуации отсутствия равновесия;

б) ситуация равновесных отрезков;

в) ситуация двух равновесных точек.

4. Государственное регулирование рынка и его влияние на рыночное равновесие.

 

Приложение 1

Рыночное равновесие

 

 

Приложение 2

 

Продавец 1 (1)

Покупатель 2 (1)

Продавец 1 (2)

Покупатель 2 (2)

Продавец 2 (1)

Покупатель 3 (1)

Продавец 2 (2)

Покупатель 3 (2)

Покупатель 1 (1)

Покупатель 4 (1)

Покупатель 1 (2)

Покупатель 4 (2)

 

Жеребьевка ролей

 

Приложение 3

Образец именных чеков

 

 

Приложение 4

Образец карточек-товаров

 

 

Приложение 5

Ведомость продажи продавца

Продавец Ткач О.

Название товара - картофель. Получено товара - 50 кг.

 

Фамилия покупателя

Количество товарау, кг

Цена, монет

Выручка, монет

1

Василенко

8

10

80

2

Горбач

12

8

96

3

Свистун

10

7

70

 

Покупательский письмо покупателя

Покупатель Горбач М.

Всего получено на покупку 450 монет.

 

Название товара

Количество товара, кг

Цена, монет

Сумма, монет

Стоимость покупки в средних ценах рынка

1

Яблоки

2

30

60

 

2

Мясо

10

7

70

 

3

Картофель

4

15

60

 

4

Молоко

5

20

100

 

5

Хлеб

1

150

150

 

 

Итого потрачено - 440 монет.

Осталось неизрасходованных - 10 монет.

Подпись покупателя: Горбач

Последняя графа таблицы покупке «Стоимость покупки в средних ценах рынка» заполняется в конце игры.

 

Приложение 6

Рейтинг игроков

1. Сводная таблица данных об операциях покупателей

 

Фамилия покупателя

Количество покупок, кг

Потраченные средства

Рентабельность (по формуле)

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

2. Сводная таблица данных об операциях продавцов

 

Фамилия продавца

Количество продаж, кг

Вырученные средства

Рентабельность (по формуле)

1

 

 

 

 

2