Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ВСЕ УРОКИ ЭКОНОМИКИ
10 класс

УРОК № 30. ОСОБЕННОСТИ УСТАНОВЛЕНИЯ И УНИКАЛЬНЫЕ ВИДЫ РЫНОЧНОГО РАВНОВЕСИЯ

 

Цель урока: рассмотреть особенности установления рыночного равновесия; определить причины установления уникальных видов равновесия; проанализировать ситуации, которые отражают установка уникальных видов равновесия; совершенствовать умение проводить экономические расчеты, решать задачи с использованием графического материала, выявлять проблемы, исследовать их, выявлять возможные пути решения, оценивать их с позиции экономической выгоды, аргументировать свою точку зрения; развивать познавательный интерес, творческую активность и умение логично излагать мысли; развивать умение работать с различными литературными источниками; формировать умения и навыки работы с мультимедийной техникой.

Основные понятия: модель рыночного равновесия по Л. Вальрасом, модель рыночного равновесия по А. Маршаллом, ситуации отсутствия равновесия, ситуация равновесных отрезков, ситуация двух равновесных точек, «цена потолка», «цена пола», квота.

Тип урока: семинар-обсуждение.

ХОД УРОКА

И. Организационный момент

 

II. Проверка домашнего задания

1. Тесты формата TF (правильно/неправильно):

 

Утверждение

Вариант ответа

Так

Нет

1

Рыночный спрос показывает объем спроса отдельного потребителя

 

 

2

Закон спроса утверждает, что когда цена товара растет, то спрос на товар сокращается

 

 

3

С ростом количества потребителей на рынке спрос на товар растет

 

 

4

Увеличение объема спроса означает смещение кривой спроса вправо

 

 

5

Рост доходов потребителей вызовет увеличение спроса на все товары

 

 

6

С ростом доходов потребителя кривая спроса по цене на красную икру будет смещаться вправо

 

 

7

Повышение цен на компьютеры приведет к сокращению спроса на сливочное масло

 

 

8

Товары-субституты характеризуются прямой зависимостью между ценой на один из них и спросом на другой

 

 

9

«Манифест Коммунистической партии»

К. Маркса и Ф. Энгельса и «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского - товары-субституты

 

 

10

Подоходные налоги сокращают доходы потребителей и, воздействуя как неценовая детерминанта, смещают кривую спроса влево

 

 

11

Нормальные товары - это товары, спрос на которые изменяется с изменением дохода потребителя

 

 

12

Закон предложения утверждает, что между ценой и объемом предложения существует прямая связь

 

 

13

Объем предложения - это конкретное количество товара, которое продавцы желают и могут продать на рынке в течение определенного периода времени по каждому значению цены

 

 

14

Сдвиг кривой предложения вправо означает, что производители предлагают большее количество продукта при каждом уровне цен

 

 

15

Если цена товара растет, то его предложение также возрастет

 

 

16

Если часть фирм оставляет рынок, кривая предложения смещается влево

 

 

17

Косвенные налоги приводят к уменьшению предложения и смещают кривую предложения

 

 

18

Установление процентного налога на продавцов приводит к сокращению предложения при каждом значении цены, кривая предложения сместится параллельно к предыдущей

 

 

19

Субсидия является «налогом наоборот» и позволяет увеличить предложение и снизить равновесную цену товара

 

 

20

Частичное равновесие - это состояние рынка определенного товара, при котором объем спроса на товар совпадает с объемом его предложения

 

 

 

III. Изучение нового материала

Учитель предлагает учащимся презентацию «Особенности установления и уникальные виды рыночного равновесия». На слайдах представлены изображения графиков рыночного равновесия, во время выступлений ученики дают разъяснения графически отображенным ситуаций.

1. Особенности установления равновесия по Л. Вальрасом и А. Маршаллом

Рыночный механизм устойчивого равновесия имеет две версии: Л. Вальраса и А. Маршалла; они отличаются между собой тем, какие силы признаются движущими в достижении рыночного равновесия. По А. Маршаллом, это всегда производители; за Л. Вальрасом: в условиях дефицита - потребители, в условиях избытка - производители.

График № 1

Доклад учащихся

Теория равновесия Л. Вальраса

Автором теории общего равновесия является известный швейцарский экономист Леон Вальрас (1834-1910), профессор Лозаннского университета, по происхождению француз. Он был одним из основателей теории предельной полезности. Однако особенно стал известным как автор теории равновесия. Свое открытие он сделал на основе математических выводов.

Л. Вальрас считал, что если цена отклонится от равновесной вверх (Цр → Ц1), то при условии избытка (К2 - К1) между производителями возникнет конкуренция за потребителя. Для привлечения потребителей они будут снижать цену, что приведет к росту спроса и сокращению предложения в первоначальную равновесия. Если же отклонение равновесной цены отклонится вниз (Цр → Ц2), спрос (К2) будет превышать предложение К1, между потребителями будет конкуренция за дефицитный товар, они будут предлагать производителям более высокую цену, что даст последним возможность увеличить предложение. Это будет продолжаться до тех пор, пока цена не вернется к первоначальному уровню.

Теория равновесия А. Маршалла

А. Маршалл считал, что когда цена вырастет до Ц1, то спрос сократится до К1. Но такое количество продукции производители согласны поставить по цене Ц1 > Цр. Поскольку цена спроса Ц1 превышает цену предложения (Ц2) производители получат большую массу прибыли, что будет стимулировать расширение производства и рост предложения. Когда она достигнет объема Кр, тогда цена спроса сравняется с ценой предложения, исчезнет лишний прибыль и объем производства стабилизируется. Если же будет превышен равновесный объем предложения (Кр → К2), цена спроса Ц2 будет ниже цены предложения Ц1. Производители будут нести убытки, что приведет к сокращению производства, к равновесному безубыточного объема Кр. Система вернулась в первоначальное положение.

Вывод. Рассмотрены два варианта диагностики устойчивого рыночного равновесия приводят к одинаковому выводу только в случае положительного наклона кривой предложения и нисходящего характера кривой спроса. Когда же кривые спроса и предложения не соответствуют своим стандартным положениям, тогда оценка рыночного равновесия по Л. Вальрасом и А. Маршаллом не совпадает.

2. Устойчивое и неустойчивое равновесие

Графики № 2

Доклад учащихся

Ситуация (Ц1, K1), которая показана на графике 2а, за Л. Вальрасом, не является устойчивой, потому что когда цена поднимется (Ц1 → Ц2), на рынке создастся дефицит (Кп > Кпр). Конкуренция потребителей приведет к дальнейшему повышению цены. Если же цена упадет, предложение превысит спрос, а это, по Л. Вальрасом, должно привести к дальнейшему снижению цены. По А. Маршаллом, равновесие (Ц1 ; К1) является устойчивой. Если предложение уменьшится (K1 К3), цена спроса окажется выше цены предложения (Ц3 > Ц2), а это будет стимулировать выпуск продукции. Когда предложение превысит равновесную (Кп > K1), цена спроса станет ниже цены предложения (Ц4 Ц) и поэтому предложение сместится. Следовательно, система возвращается в первоначальное состояние.

На графике 26 показана ситуация, которая в соответствии с изложенным выше причинам, по Л. Вальрасом, является не устойчивой, А. Маршаллом является устойчивой.

Когда кривые спроса и предложения расположены так, как показано на графиках 2в и 2г, тогда логика JI. Вальраса говорит о том, что равновесие (Ц*; К*) является устойчивой, потому что когда Ц4 > Ц* возникает избыток, а за Ц2 Ц* - дефицит. Логика Л. Маршалла показывает, что равновесие неустойчиво, потому что когда К К* цена предложения становится выше цены спроса, то предложение будет уменьшаться, а когда К > К* - наоборот.

Вывод. Эти различия в действии механизма стабилизации рыночного равновесия является следствием того, что Л. Вальрас и А. Маршалл неодинаково оценивали гибкость рыночных цен. Л. Вальрас считал, что рыночные цены являются абсолютно гибкими (эластичными), тогда как А. Маршалл считал их недостаточно эластичными; поэтому, по его мнению, когда возникают диспропорции между спросом и предложением объемы рыночных сделок быстрее реагируют на эти диспропорции, чем цены. Интерпретация процесса установления рыночного равновесия по Л. Вальрасом, соответствует условиям рынка совершенной конкуренции, а за А. Маршаллом - условиям рынка несовершенной конкуренции в краткосрочном периоде.

3. Уникальные виды равновесия

Графики № 3

Доклад учащихся

Наличие рыночных функций спроса и предложения еще не говорит о существовании рыночного равновесия, о чем свидетельствуют данные графики. На графике 4 представлена ситуация, когда производители согласны поставлять на рынок товар, а потребители согласны его покупать, но между ними нет согласия относительно цены. Причиной возникновения такой ситуации является слишком высокие затраты на производство предметов роскоши. Примером современности является путевки в путешествия на космических кораблях.

Ситуация, показанная на графике 46, воспроизводит несовместимость взглядов между производителями и потребителями относительно объемов продаж. Причина - большие масштабы производства при условии малого рынка сбыта. С помощью этой ситуации можно объяснить, почему в небольших населенных пунктах отсутствуют рестораны.

Графики № 4

Доклад учащихся

Данные графики показывают возможность существования множества равновесной количества для единой равновесной цены (а) или множество равновесных цен для одной равновесной количества (б). Как в первом, так и во втором случаях кривые спроса и предложения имеют общие отрезки, которые характеризуют общие планы потребителей и производителей.

Графики № 5

Доклад учащихся

Если спрос и предложение товара монотонно возрастают в зависимости от изменения цены и кривые спроса и предложения пересекаются, имеет место единая равновесие. В отдельных случаях кривые спроса и предложения могут иметь две точки пересечения, как на данных графиках, то есть два положения устойчивого равновесия. Первая ситуация (а) характерна для предложения факторов производства, вторая является проявлением эффекта снобизма на отрезке Ц0 → Ц1* для товаров низкого качества.

4. Государственное регулирование рынка и его влияние на рыночное равновесие

Правительство, исходя из определенных политических, экономических или социальных интересов, может устанавливать на рынке некоторые ограничения на действия экономических агентов. Это влияние имеет стимулирующий или сдерживающий характер. Действия правительства нарушают механизм рыночного равновесия.

Графики № 6

Доклад учащихся

Установление максимальной цены (потолок цены): максимальной называется такая цена, выше которой товар не может продаваться/ покупаться на рынке. В таком случае допустимые значения рыночной цены находится в интервале: 0 ≤ Р* Рmax.

Рассмотрим два случая установления государством максимальной цены:

1) Гmаx > Р*. Цветом отмечены запрещенные значения цены. Равновесная цена Р* в этот промежуток не попадает. После установления государством Гmax, не ниже равновесный уровень, рынок может остаться в точке равновесия, а значит, и равновесная цена и равновесный объем останутся на том же уровне (Р*, Q*), что и до установки Гmax.

Применение. Для предотвращения ажиотажного спроса в период незначительного роста цены товара государство делает таким образом определенный успокаивающий сигнал: «Не беспокойтесь, выше данного значения цена не поднимется».

2) Гmax Р*. В этом случае равновесная цена Р* попадает в промежуток запрещенных значений. После установления государством максимальной цены, ниже равновесный уровень, рынок не сможет согласовать интересы продавцов и покупателей и обеспечить достижение точки равновесия, а значит, на рынке установится цена, наиболее близкая к равновесной: в данном случае - Рmах. Объем продаж будет равен минимальному из значений Qd и Qs (в данном случае - Qs), и на рынке возникнет дефицит товара в размере: Qd - Qs.

Применение. Довольно часто это делают для того, чтобы определенные товары стали доступны людям с низкими доходами. Но из графического анализа ситуации видно, что подобное мероприятие не увеличивает, а сокращает рыночный объем продаж, и товар может стать недоступным даже тем, кто раньше его свободно покупал. Поэтому правительство подобные действия часто дополняет государственным снабжением (дополнительный объем предложения) товара и компенсирует дефицит, возникший на рынке: Qгос = Qd - Qs.

Графики № 7

Доклад учащихся

Установление минимальной цены (цены пола): минимальным называется значение цены, ниже которой товар не может продаваться/покупаться на рынке. В таком случае допустимые значения рыночной цены находятся в интервале: Рmin ≤ Р* ∞.

1. Гmin > Р*. Цветом отмечены запрещенные значения цены. Если Рmin > Г*, то равновесная цена Р* попадает в область запрещенных значений. После установления государством минимальной цены, выше равновесный уровень, рынок не может обеспечить достижение точки равновесия, а значит, установится цена, близкая к равновесной - в данном случае Гmin. Объем продаж будет равен минимальному из объемов Qd и Qs (то есть Qd), и на рынке возникнет избыток товара в размере: Qs - Qd.

Применение. Целью такой политики государства может быть поддержка той части производителей, высокие издержки производства которых не позволили бы им выдержать рыночную конкуренцию. Но из графика видно, что подобное мероприятие не увеличивает, а уменьшает рыночный объем продаж, и товар не могут продать даже те фирмы, которые раньше работали на рынке без проблем. Поэтому такие действия обычно дополняются государственными закуплями (дополнительный объем спроса) товара и компенсируют избыток, что возникает на рынке: Qгос = Q - Qd.

Если же политика правительства связана с вытеснением с рынка некачественной, поддельной продукции, тогда устанавливает Г на уровне цены товара, который соответствует всем стандартам. В таком случае на рынке останется нерозкупленим поддельный товар, который предложили теневые фирмы. В условиях возникновения излишка продукции и равенства цен рациональный покупатель самостоятельно выберет продукцию известных фирм и марок. Таким образом, главное преимущество любой подделки - более низкая цена в сравнении с оригинальным товаром - усилиями государства ликвидируется.

2. Гmin Р*. Если Рmin Р*, то равновесная цена Р* попадает в область допустимых значений. Таким образом, после установления государством минимальной цены, ниже равновесный уровень, рынок может остаться в точке равновесия, а значит, и равновесная цена и равновесный объем останутся на том же уровне, что и до установки Гmin.

Применение. Подобное мероприятие государственного регулирования также является оправданным, поскольку ожидания производителей прежде всего определяются не только текущим предложением, но и стратегией фирм в долгосрочной перспективе. Для устойчивого развития существующих фирм и создания благоприятных условий для долгосрочных инвестиций государство, устанавливая Гmin, создает определенные гарантии: «Не бойтесь, ниже этого значения цена не опустится».

Графики № 8

Доклад учащихся

Установление квоты

Квота - значение объема продукции, выше которого нельзя продать/купить на рынке. В таком случае плоскость допустимых значений количества товара находится в интервале: 0 ≤ Q* Qmax.

1. Qmax Q*. За Qmax Q* равновесная количество Q* попадает в область допустимых значений. Таким образом, после установления квоты на уровне, превышающем равновесный объем продаж на рынке никаких изменений не произойдет - и объем продаж и равновесная цена останутся неизменными.

2. За Qmax Q* равновесная количество Q* попадает в область запрещенных значений. После установления государством квоты на уровне ниже равновесной количество товара (Q*), рынок не может обеспечить достижение точки равновесия, а значит, установится объем продаж, наиболее близкий к равновесному (в данном случае Qmax). Что же до рыночного значения цены, то в данном случае однозначного вывода сделать не удастся. Стандартно считается, что конкуренции потребителей в случае ограниченного количества товара приведет к тому, что рыночная цена будет соответствовать цене спроса Гd.

Применение. Квотирование довольно часто применяется для ограничения притока импортной продукции на отечественный рынок и имеет последствия, аналогичные сокращению предложения. Иногда квотирование может быть осуществлено в форме талонной системы: каждый потребитель имеет право на приобретение товара получает талон на определенное количество единиц продукции. Без талона отпуск товара запрещено. В таком случае потребителям нет смысла конкурировать за товары, поскольку они гарантированы талонам, а вот производителям не безразлично, в какую фирму обратится покупатель. Это может спровоцировать конкуренцию среди продавцов, и цена может опуститься до уровня РS.

Графики № 9

Доклад учащихся

Производители рассматривают налоги как увеличение издержек производства, что при прочих равных условиях означает сокращение предложения. Налог может взиматься как:

• определенная сумма с единицы товара;

• процент от цены товара.

В первом случае кривая предложения смещается на величину налога (Т) по вертикали, точка равновесия смещается с Е0 до Е1. В точке равновесия цена предложения отличается от цены спроса на величину налога: Pd - PS = T. Нахождение параметров нового равновесия нуждается в коррекции функций предложения или спроса:

1) коррекция уравнение предложения: QST = -c + d(P - T); следовательно, в точке равновесия Е1: a - b P = -c + d (P - T);

2) корректировка уравнения спроса и новое условие равновесия: a - b ∙ (Ps + T)= -c + d Ps находим сначала цену предложения, а потом цену равновесия.

Аккордный налог изменяет параметры точки пересечения кривой предложения с осью на величину налога. Площадь прямоугольника PS PD Е1 А определяет сумму налоговых поступлений.

Другим является влияние процентного налога. Когда процент взимается как процент от цены, кривая предложения смещается влево, но не параллельно предыдущей. В этом случае цена позиции отличается от равновесной цены спроса: РS = (1 - T) ∙ Pd или Рd = (1 + T) ∙ PS.

Нахождение параметров нового равновесия нуждается в коррекции функций предложения или спроса:

1) новое уравнение предложения и новое условие равновесия:

a - b P = -c + d(1 - T)P;

2) корректировка уравнения спроса и новое условие равновесия: a - b ∙ (1 + T) ∙ Ps = -c + d Ps находим сначала цену предложения, а потом цену равновесия.

График № 10

Доклад учащихся

Субсидии считаются «налогом наоборот», они покрывают часть расходов производителя и позволяют увеличить предложение. Поэтому кривая предложения будет смещаться вправо на величину предоставленной субсидии по вертикали. В точке равновесия Е цена позиции отличается от цены спроса на величину субсидий (sub): Ps - Pd = sub.

1. Новое уравнение предложения и новое условие равновесия:

a - b P = -c + d(P + sub);

2. Корректировка уравнения спроса и новое условие равновесия:

a - b (Ps - sub) = -c + d Ps

Находим сначала цену предложения, а потом цену равновесия.

Площадь прямоугольника Ps PD Е1 А определяет сумму субсидии. При прочих равных условиях с предоставлением субсидий производителям равновесная цена снизится, а равновесный объем продукции возрастет.

 

IV. Закрепление новых знаний и умений учащихся

«Кейс-метод» (анализ ситуаций)

Одним из методов регулирования рынка является установление государством ограничений на цены. В Украине этот инструмент довольно часто применяется, в частности во время вмешательства правительства в ценообразование на рынке нефтепродуктов. Теперь главной формой является «добровольные» соглашения правительства с участниками рынка светлых нефтепродуктов относительно максимального уровня рыночной цены. Приведенный ниже материал иллюстрирует такие меры правительства в конце 2008 г.

Правительство договорилось с участниками нефтяного рынка о снижении цен на все виды нефтепродуктов.

По словам главы правительства, на отечественных автозаправках цены будут снижены до 1 ноября на 40 коп., а к 1 декабря - на 1 грн. за 1 л топлива.

«Те, кто реализует дизельное топливо и бензин на заправках, взяли на себя обязательства снизить цены на все виды «светлых» нефтепродуктов до 1 ноября на 40 коп. за 1 л, и довести это снижение постепенно до 1 декабря на 1 грн.», - отметила глава правительства.

При этом было сообщено, что правительство со своей стороны идет навстречу участникам нефтяного рынка, не повышая никаких налогов, акцизов, импортных пошлин.

Кроме того, будет составлен график, по которому будет возвращаться задолженность по возмещению НДС для экспортеров.

Источник: http://www.tymoshenko.com.ua/ukr/news/first/6475/

1. Выясните, как может повлиять на рынок нефтепродуктов описанная выше сделка между правительством и нефтетрейдерами за имеющихся условий (в частности, неизменности акцизов на бензин, импортных пошлин и предельных издержек производства), предполагая, что спрос неизменен.

2. Какие альтернативные меры могут быть применены правительством ради достижения того самого результата?

3. Покажите на графической модели последствия имеющегося и альтернативных подходов и выясните, выбранный правительством путь является наилучшим учитывая результаты для экономики.

4. Будет ли работать эта сделка с учетом того факта, что на протяжении 2008 г. произошло существенное (почти в три раза) уменьшение мировых цен на нефть?

 

V. Итог урока

«Плакат впечатлений»

На доске учитель вывешивает плакат. Ученики, выходя из класса наклеивают наклейки на утверждение, которое соответствует их впечатлением после урока.

 

Плакат впечатлений

Я узнал много нового на уроке

Я хорошо поработал на уроке

Я продолжу исследование этой темы

Я не совсем доволен собой на уроке

Я мог бы лучше подготовиться к уроку

Мои пожелания учителю.,.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VI. Домашнее задание

Проработать материал учебника.

Подготовить сочинение-эссе «Почему «теневой рынок» является порождением административного регулирования цен?»

Прокомментируйте высказывание: «Выигрыш потребителей может расти только за счет сокращения выигрыша производителей».

 

Приложения

График № 1

 

 

График № 2

 

 

 

Графики № 3

 

Графики № 4

 

 

Графики № 5

 

 

Графики № 6

 

 

Графики № 7

 

 

Графики № 8

 

 

Графики № 9

 

 

График № 10