Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ВСЕ УРОКИ ЭКОНОМИКИ
10 класс

УРОК N° 28. ВЛИЯНИЕ НЕЦЕНОВЫХ ФАКТОРОВ НА ИЗМЕНЕНИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

Цель урока: закрепить знания и умения различать изменения спроса и предложения; анализировать изменения спроса и предложения под влиянием различных факторов; прогнозировать сдвиги кривых спроса и предложения в зависимости от событий, происходящих на рынке; отображать графически изменения спроса и предложения.

Основные понятия: детерминанты спроса, детерминанты предложения.

Тип урока: урок формирования и совершенствования умений и навыков.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Актуализация опорных знаний и умений

Упражнение «Экономическая дуэль»

Для выполнения упражнения приглашаются два ученика, которые будут вести «экономическую дуэль». Упражнение выполняется в два раунда, в ходе которых школьники по очереди выполняют роли «нападающего» и «защитника».

Правила боя

• Учитель предлагает учащимся карточки с изображением экономических символов, с которыми они познакомились на предыдущем уроке (см. приложение 1).

• По содержанию карточки «нападающему» нужно сформулировать вопрос к «защитника».

• «Защитник» дает развернутый ответ на поставленный вопрос. Однако, если ученик не может дать ответ, то «нападающий» должен перефразировать свой вопрос или задать новый вопрос относительно данной карты.

• Во время одного раунда участнику предлагаются три-четыре карточки.

 

Упражнение «Взаимозаменяемые и взаимодополняющие товары»

Из имеющегося списка ученикам предлагается выбрать товары, которые лично для них являются взаимодополняющими или взаимозаменяемыми. Ответы вписать в таблицу (см. приложение 2).

 

автомобиль

шнурки

рубашка

брюки

1

бензин

кроссовки

джемпер

сигареты

2

велосипед

кеды

пиджак

спички

3

ботинки

футболка

юбка

зажигалка

4

лимонад

сок

морс

компот

5

масло сливочное

маргарин

масло растительное

масло оливковое

6

хлеб белый

хлеб черный

булочки

печенье

7

спортивный костюм

соль

сахар

мед

8

шорты

бриджи

шины

варенье

9

а

б

в

г

 

 

Ответы

 

Взаимозаменяемые товары

пример

взаимодополняющие товары

в5 - г5

б3 - б1

 

 

 

III. Изучение нового материала

Лекция учителя

Изменение величины спроса и изменение спроса под воздействием детерминантов спроса

Рассмотрим неценовые факторы спроса, то есть параметры, влияющие на объем покупок потребителя и вызывают смещение его кривой спроса:

• цена товара-заменителя (субститута);

• цена товара-доповнювача (комплемента);

• доход потребителя;

• налоги на потребление;

• субсидии;

• ожидания потребителей;

• вкусы потребителей;

• количество потребителей;

• другие факторы.

Цена товара-заменителя (субститута). Товарами-заменителями называют такие товары, которые имеют для потребителя близкие, схожие свойства и удовлетворяют одну потребность, то есть потребитель может заменить потребление одного блага потреблением другого.

Если цена на товар-субститут вырастет, то как это изменит спрос на основной товар? Мы уже знаем, что изменение цены товара изменяет величину спроса. Соответственно, за підвищеннія цены на товар-субститут объем спроса на него снизится. Поэтому потребители будут склонны частично заменить подорожавший товар, более дешевым товаром (основным) и начнут больше его покупать за каждого из возможных уровней цены. За счет этого спрос на основной товар возрастет. Таким образом, рост цены на товар-заменитель приводит к увеличению спроса на основной товар. При снижении цены товара-заменителя потребитель начинает увеличивать его покупку, ведь он стал относительно дешевле и сокращает потребление основного товара.

Цена товара-доповнювача (комплемента). Товарами-комп - криками называют такие товары, которые лучше удовлетворяют потребность, чем отдельно.

Если цена товара-доповнювача поднимется, то как это изменит спрос на основной товар? За повышение цены товара-комплемента величина спроса на него снизится. Следовательно, на рынке будет покупаться меньше, по сравнению с тем, что был ранее, объем товара-комплемента. Поскольку основной и дополняющий товары обычно приобретаются в комплекте, потребителям необходимо будет меньшее количество основного товара, чем та, которую они покупали раньше, причем независимо от их цены. Спрос на основной товар снизится. Таким образом, рост цены товара-комплемента обусловит снижение спроса на основной товар.

Доход потребителя. Для того чтобы определить, как изменение дохода повлияет на спрос, необходимо упомянуть о том, что экономические блага, с точки зрения потребителя, делятся на нормальные и низшие. Нормальные экономические блага - это блага, потребление которых имеет положительную зависимость от дохода потребителя. Некачественные экономические блага - это блага, потребление которых имеет отрицательную зависимость от дохода потребителя. Таким образом, в случае повышения дохода спрос на качественные товары будет расти, а на некачественные - снижаться.

Ожидания потребителей. Ожидания потребителей относительно будущих событий меняют спрос на данный товар уже сегодня. Допустим, вы узнали, что в будущем цены на данный товар вырастут. Какими будут ваши действия? Если вы вообще не собирались покупать этот товар, то есть у вас нет спроса на него, то данная информация вас не повлияет. Если же вы планировали сделать покупку, то купите товар сегодня по более низкой цене вместо того, чтобы покупать этот же товар в будущем по более высокой. Таким образом, вы увеличиваете спрос на данный товар уже сегодня. Если же вы, наоборот, рассчитываете на то, что цены на товар в будущем снизятся, вы отложите покупку товара и подождете снижение цен. В этом случае спрос на товар в текущий момент снизится.

Разумеется, потребитель может ожидать не только подорожание или удешевление товара. Если, например, вы ожидаете, что вскоре будет выпущена новая улучшенная модель товара, то, скорее всего, ваш спрос на текущую модель снизится. Таким образом, разные ожидания по-разному влияют на спрос.

Вкусы и предпочтения потребителей. Под этим термином понимают то, насколько данный товар нравится или не нравится потребителю. Если мнение потребителя о данном товаре улучшается, например, под влиянием рекламы, отзывов окружающих или моды, то спрос на него возрастет. Потребитель будет готов приобрести по существующей цены больший объем товара или же заплатить более высокую цену за данное количество товара.

Количество потребителей. Есть разница между тем, когда в магазин пришел один ученик и купил, например, одну шоколадку, и тем, когда в магазин зашли двадцать учеников с намерением купить хотя бы по одной шоколадке. Таким образом, чем больше количество потребителей, тем выше рыночный спрос. Если количество потребителей снизится, спрос на товар сократится.

Другие факторы. Существует множество других причин, которые влияют на спрос потребителя. Это могут быть личные мотивы потребителя, погодные условия, политические события и т.д.

 

Изменение величины предложения и изменение предложения под воздействием детерминантов предложения

Рассмотрим неценовые факторы предложения, то есть параметры, влияющие на планируемый объем продаж производителей и вызывают сдвиг кривой предложения:

• цены на ресурсы;

• технология;

• налоги;

• субсидии;

• количество производителей;

• ожидания производителей;

• другие факторы.

Цены на ресурсы. Для того чтобы произвести любой товар, производителю необходимо использовать экономические ресурсы. Как мы уже знаем, предложение отражает минимальную цену, за которую производитель готов поставлять данный объем товара на рынок. Изменение цены экономических ресурсов при прочих равных условиях приведет к тому, что себестоимость производства данного товара вырастет.

Следовательно, при данном уровне цен производитель не получит ожидаемой прибыли или же вообще не покроет расходы на его производство, в случае повышения цен на ресурсы производитель будет вынужден либо увеличить цену предложения каждого уровня количества товара, или сократить объем предложения за каждого из возможных уровней цены. В любом случае предложение данного товара на рынке сократится, кривая предложения сместится влево. Падение цен на ресурсы сопровождается обратными последствиями.

Технология. Под технологией можно понимать определенный способ организации процесса использования экономических ресурсов для получения определенного товара или услуги. Таким образом, улучшением технологии можно считать создание нового способа производства, который дает возможность при том же количестве ресурсов произвести больший объем продукции или, соответственно, возможность произвести тот же объем продукции за меньшего количества ресурсов. В таком случае производитель сможет предложить больший объем товара на рынок при любом из возможных уровней цены. Таким образом, в условиях улучшения технологии производства товара предложение товара растет, а график кривой предложения сдвигается вправо. При условии ухудшения технологии производства товара предложение товара снижается.

Налоги с производителей. Цена, которую получает производитель за товар, является для него доходом. Налоги снижают величину этого дохода, ведь теперь он обязан некоторую часть цены товара отдавать государству. Таким образом, введение налога равносильно для производителя том, что он должен будет получать за каждую проданную единицу товара меньшую цену. Введение или увеличение налога приводит к снижению предложения товара. Снижение или отмена налога приводит к росту предложения товара.

Субсидии (трансферты) производителям. Трансферты увеличивают величину дохода производителя, поскольку теперь государство доплачивает ему некоторую сумму за каждую единицу товара. Таким образом, введение или увеличение трансфертов приводит к росту предложения товара, а снижение или отмена - к уменьшению предложения товара.

Количество производителей. Очевидно, что двадцать фирм способны предложить на рынок больше продукции, чем одна, того же уровня цен. Таким образом, чем больше производителей, тем выше рыночная предложение (в случае снижения количества производителей предложение товара сокращается).

Ожидания производителей. Ожидания производителей относительно будущих изменений на рынках влияют на их предложение товара в данный момент времени. Если, например, салон связи ожидает, что цена на мобильные телефоны данной модели в будущем вырастет, то он изменит их предложение в текущий момент времени? Скорее всего, продавец будет считать, что лучше продать больше товара в будущем, получив за него более высокую цену. Таким образом, предложение этого товара сегодня снизится.

Если же производитель предполагает, что вскоре будет выпущена улучшенная модель мобильного телефона, то, скорее всего, предложение старой модели в текущий момент увеличится. Достаточно распространенным явлением являются сезонные распродажи, когда фирмы активно пытаются сбыть, пусть и по сниженным ценам, остатки старых партий продукции. Таким образом, разные ожидания производителей осуществляют различное влияние на предложение.

Другие факторы. Это могут быть смена руководства фирмы, открытие новых месторождений полезных ископаемых, погодные условия, политические события и т.д.

 

IV. Формирование у учащихся новых умений и навыков

Тренировочная упражнение «Действие ценовых и неценовых факторов спроса и предложения»

Для организации групповой работы нужно отработать алгоритм анализа рыночных ситуаций.

На доске в два столбика ученики записывают детерминанты спроса и предложения. Учитель дает краткое объяснение влияния детерминантов на изменение спроса и предложения. Во время объяснения можно использовать схемы «Изменение величины спроса и изменение спроса», «Изменение величины предложения и изменение предложения».

Учитель предлагает ученикам алгоритм анализа рыночной ситуации:

• прочитать событие;

• определить фактор, к которому относится условие в задании;

• определить влияние данного фактора на спрос или предложение;

• определить особенности движения кривой:

• нанести изменения на общий график согласно ситуации изменения спроса и предложения;

• показать изменения в D, S, Р, и Q.

Для формирования навыков анализа изменений спроса и предложения учитель одну ситуацию анализирует сам, а затем предлагает ученикам проанализировать еще две-три аналогичные ситуации. Результаты работы можно оформить в виде таблицы (см. приложение 3).

Работа в группах

Учащиеся класса объединяются в группы по 4-5 человек в каждой. Группы получают список рыночных ситуаций (см. приложение 4) и карточки с заданиями (см. приложение 5: карты на листах формата А4). Содержание задачи заключается в том, что каждой группе предлагается график, а ученики должны выбрать те ситуации, которые бы ему соответствовали. На выполнение задания отводится 15-20 минут. После завершения работы представители групп презентуют полученные результаты по схеме:

1. Оформляют предложенный график в соответствии с требованиями.

2. Определяют, какие факторы имели место в предложенных ситуациях.

3. Группируют ситуации с определенными факторами.

 

V. Закрепление новых знаний и умений учащихся

Мини-тест (приложение 6)

На выполнение теста отводится 5 минут + 2 минуты на проверку. Учащиеся должны самостоятельно выполнить тест и заполнить бланк ответов (приложение 7). В каждом тестовом задании только один правильный ответ. После выполнения теста осуществляется двойное оценивания:

1. Учащиеся самостоятельно оценивают свою работу. За каждый правильный ответ выставляется 1 балл. Суммируют полученный результат и выставляют оценку на бланке.

2. Ученики сверяют свои ответы с образцом правильных ответов. Исправляют ошибки (ручкой другого цвета) и через дробь выставляют заслуженную оценку.

Учитель определяет тех школьников, у которых оценки совпали, собирает листы и анализирует полученные результаты.

 

VІ. Итог урока

Рефлексия с помощью сигнальной карты Учащиеся оценивают соответствие своих ожиданий перед уроком и результата работы в конце урока по 10-балльной системе (собственная самооценка).

 

VII. Домашнее задание

Проработать материал учебника.

Подготовить схематический анализ 5-10 рыночных ситуаций, которые описывают изменения спроса или предложения (И вариант - спрос; II вариант - предложение).

 

Схема 1

Изменение величины спроса и изменение спроса

 

 

Схема 2

Изменение величины предложения и изменение предложения

 

 

Приложение 1

Карточки с символами для упражнения «Экономическая дуэль»

 

P

D

PQ

income

effect

P

S

PQ

price

Q

Qd

PQd

MU

Q

QS

substitution

effect

Qd = f (P, PS, Pc, I, F, M)

Pd

QS = f

Q = a + bP

PS

 

Приложение 2

Бланки для упражнения «Взаимозаменяемые и взаимодополняющие товары»

 

Взаимозаменяемые товары

 

Взаимодополняющие товары

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Практические задания для тренировочной упражнения

1. В моду вошел одежду из натурального хлопка. Как это повлияет на рынок одежды из хлопка?

Анализ

 

Событие

Рынок

Фактор спроса или предложения

Название фактора

Движение кривой

Изменение

D

S

Г

Q

В моду вошел одежду из натурального хлопка

Рынок одежды из хлопка

Спрос

Вкусы потребителей (F)

Движение кривой вправо

-

 

Приложение 4

Рыночные ситуации

1. Вошли в моду новые резиновые сапоги красного цвета. Рынок кожаной обуви.

2. Дети в возрасте 10-12 лет перестали читать журнал «Мурзилка». Рынок детских периодических изданий.

3. Выросла цена на шоколадные конфеты. Рынок шоколадных конфет.

4. Увеличилось количество фирм, продающих сноуборды. Рынок сноубордов.

5. Иванке понравились блестящие шпильки, и она стала покупать их больше. Рынок бижутерии.

6. Саша послушал маму и прекратил покупать чипсы. Рынок чипсов.

7. Внедрили новые технологии на производстве комплектующих изделий для домашних кинотеатров. Рынок домашних кинотеатров.

8. Выросла цена на золотые изделия с натуральным жемчугом. Рынок драгоценных украшений.

9. Вадим каждый день покупает новую жевательную резинку. Рынок жевательной резинки.

10. Джинсы зеленого цвета вошли в моду. Рынок экстравагантных джинсов.

11. Увеличили налог на производство и выделку меха. Рынок меховых изделий.

12. Выросла цена на бензин. Рынок автомобилей.

13. В моду вошел одежду из натурального меха. Рынок меховых изделий.

14. Ученики 8-А класса не едят манную кашу. Рынок манной каши.

15. Таможня задержала крупную партию мобильных телефонов, поэтому в будущем ожидается рост цены на них. Рынок мобильных телефонов.

16. Евгений начал покупать каждый день кока-колу и пепси. Рынок безалкогольных напитков.

17. Выросла цена флешек. Рынок CD-дисков.

18. Ожидается, что после завершения кризиса стройматериалы подешевеют. Рынок жилья.

19. Число авиакомпаний сократилось. Рынок железнодорожных услуг.

20. Подорожал корм для коров. Рынок говядины.

21. Министерство по чрезвычайным ситуациям предупредило о распространении эпидемии свиного гриппа. Рынок марлевых повязок.

22. Выросла цена на картофель. Рынок картофеля.

23. Фирма «Nokia» объявила, что скоро завершится разработка новой модели мобильного телефона. Рынок мобильных телефонов.

24. Вследствие мирового экономического кризиса резко снизились доходы населения Украины. Рынок автомобилей.

 

Приложение 5

Карточки с заданиями

Задания для групп

• Выберите из предложенного списка ситуации, которые бы характеризовались данным графиком.

• Оформте предложенный график в соответствии с требованиями.

• Определите, действия каких факторов имели место в предложенных ситуациях.

• Сгруппируйте ситуации с определенными факторами.

 

Группа № 1

Группа № 2

Группа № 3

Группа № 4

Группа № 5

 

Приложение 6

Мини-тест (5 мин.)

В тестовых заданиях только один правильный ответ.

1. Причиной увеличения спроса на роликовые коньки может быть:

а) ожидания наступления сезона дождей;

б) приближение летних каникул;

в) удорожание апельсинового сока.

2. Выберите пару товаров-заменителей:

а) перьевые ручки и чернила;

б) джинсы и футболки;

в) масло и маргарин.

3. Спрос можно выразить с помощью:

а) графика;

б) рисунка;

в) SMS.

4. Выберите правильное высказывание:

а) кривая спроса сдвигается вправо, если спрос уменьшается;

б) спрос изменяется только в случае изменения цены;

в) на изменение спроса влияют также и неценовые факторы спроса.

5. Закон спроса гласит: чем выше цена, тем

а) меньше продавцов на рынке;

б) меньше величина спроса;

в) больше продавцов на рынке.

6. Если в результате рекламной кампании население стало покупать больше фруктов, то:

а) цена на фрукты уменьшилась;

б) спрос на фрукты увеличился;

в) фруктов стало больше.

7. Ценовые факторы спроса зависят:

а) от вкусов покупателей;

б) цены на данный товар;

в) от времени года.

 

Приложение 7

 

Бланк ответов

Фамилия, имя ученика ________________________________________________________________

№ вопрос

Вариант ответа

Балл самооценки

Балл

1.

 

 

 

2.

 

 

 

3.

 

 

 

4.

 

 

 

5.

 

 

 

6.

 

 

 

7.

 

 

 

Вместе