УРОК 28
Модели организационных структур управления: линейная и функциональная
Цель урока: определить сущность организационной структуры предприятия; охарактеризовать преимущества линейной и функциональной организационных структур; развивать умение учащихся работать в команде, распределять обязанности.
Основные понятия: организационная структура, тип организационной структуры, линейная структура, функциональная структура, делегирование, ответственность.
Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся
►► Игра
Учитель объединяет учеников класса в группы по пять (шесть) человек. Задача - сложить в команде по пять (шесть) вопросов по прошлой теме, которые следует задать другой команде. Время выполнения - 4 мин.
Учитель должен внимательно наблюдать за тем, как ученики организуют свою командную работу. У них есть два варианта (учитель не сообщает о них учеников в начале игры, учащиеся выбирают вариант работы самостоятельно):
1) все вместе обсуждают и составляют все пять (или шесть) вопросов. При этом существует высокая вероятность не успеть или не прийти к согласию;
2) каждый ученик составляет по одному вопросу. В конце игры команда кратко обсуждает и принимает их или предлагает взамен другие. После того как команды составили вопросы, они должны поставить их другой команде, и та отвечает.
После этой игры учитель должен сделать два вывода:
1) о степени усвоения учащимися знаний, их креативность и умение выражать свои мысли;
2) о способе организации командной работы: отметить, что более продуктивным и эффективным является распределение полномочий, поскольку это экономит время, позволяет достичь большего согласия и лучших результатов.
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности
Для реализации миссии, выбранной стратегии и достижения целей предприятия проектируется организационная структура, что предполагает установление взаимосвязей между его элементами. О важности рационального сочетания факторов производства А. Гастев сказал так: «Главный талант руководителя - собрать нужные ресурсы в нужное время».
IV. Изучение нового материала
Организационная структура - это совокупность подразделений, между которыми установлена система взаимосвязей, призванных обеспечить реализацию различных видов работ, функций и процессов для достижения определенных целей.
Элементы организационной структуры таковы: звенья (подразделения, отделы, бюро и др.), уровни (ступени управления) и связи - горизонтальные и вертикальные.
В зависимости от комбинаций этих элементов выделяют следующие типы организационных структур:
♦ линейная организационная;
♦ линейно-штабная организационная;
♦ функциональная организационная;
♦ линейно-функциональная организационная;
♦ дивизиональная организационная;
♦ матричная организационная;
♦ другие: проектная, кластерная, модульная, атомистическая.
Наиболее распространенными сейчас являются линейная и функциональная организационные структуры.
Линейная организационная структура - это система управления, в которой каждый подчиненный имеет только одного руководителя.
Принципиальная схема линейной организационной структуры
Преимущества линейной оргструктуры:
♦ четкость и простота взаимодействия;
♦ высокая ответственность каждого за выполнение своей задачи;
♦ оперативность;
♦ экономичность.
Недостатки линейной оргструктуры:
♦ необходимость высокой квалификации руководителей;
♦ рост числа уровней управления в случае увеличения размеров организации;
♦ ограничение инициативы работников на низших уровнях.
По функциональной организационной структуры выполнения отдельных функций осуществляется специальными подразделениями (например, отделом маркетинга, финансовым, управлением трудовыми ресурсами, бухгалтерией и др.).
Преимущества функциональной оргструктуры:
♦ специализация деятельности функциональных руководителей;
♦ сокращение времени прохождения информации;
♦ разгрузки высшего руководства.
Недостатки функциональной оргструктуры:
♦ возможность получения противоречивых указаний;
♦ нарушение принципа единоначалия;
♦ сложность контроля;
♦ дублирования функций;
♦ недостаточная гибкость.
Принципиальная схема функциональной организационной структуры
В чистом виде функциональная структура практически не применяется. Чаще всего она случается в сочетании с линейной структурой, образуя линейно-функциональную структуру. Ба таком построении выполнение узкоспециализированных функций сочетается с системой подчиненности и ответственности за непосредственное выполнение задач. Права и ответственность более углубленно разделяются между разными подразделениями, руководителями и работниками. Впрочем, эти структуры не имеют достаточной гибкости и адекватности относительно изменяющейся внутренней и внешней среды. В результате снижается скорость передачи информации, прослеживается несоответствие между полномочиями и ответственностью руководителей разных уровней.
Принципиальная схема линейно-функциональной организационной структуры
Факторы, влияющие на выбор типа организационной структуры:
♦ состояние внешней среды;
♦ технология управления и производства;
♦ стратегический выбор руководства организации в отношении ее целей;
♦ политика руководства и методы управления;
♦ установление полномочий и функций работников на различных иерархических уровнях;
♦ реальные взаимосвязи, возникающие между людьми и их работой.
V. Закрепление знаний и умений учащихся
►► Работа в группах
Учитель объединяет учеников класса в группы по четыре-пять человек, затем раздает малым группам ситуационное задание, прочитав которое, ученики должны ответить на вопросы.
Маркетинговая служба предприятия предложила увеличить объем производства продукции. Производственные мощности позволяли сделать это. Предприятие перешло на работу без выходных. Продукция, которая производится в субботу и воскресенье, должен отгружаться на склад готовой продукции, откуда, чтобы избежать затаривания, должен немедленно реализовываться. Коммерческий отдел предусмотрел это, заключив договор с рядом магазинов о увеличение прямых поставок. Было оговорено, что продукция в магазины будет доставляться транспортом поставщика (предприятия). В тот момент, когда пришло время отгружать готовую продукцию, оказалось, что у предприятия не хватает транспорта. Часть транспортных средств находилась в ремонте и не была подготовлена к работе. Из-за чего это произошло? Дело в том, что транспортная участок имеет как бы двойное подчинение. С одной стороны, ее непосредственным руководителем является начальник транспортного участка, функция которого заключается в наблюдении за состоянием транспорта и его своевременном ремонте. Но начальник транспортного участка находится в подчинении у главного инженера. С другой стороны, коммерческая служба, на которую реально работает этот участок, не имеет права отдавать ему прямые указания и управлять ею.
►► Вопрос
1. По чьей вине случилось так, что в нужный момент не оказалось достаточно транспорта?
2. Или виноват в этой ситуации коммерческий отдел?
3. Можно ли возложить вину на главного инженера предприятия?
4. В чем заключается несовершенство организационной структуры предприятия?
5. Как можно было бы решить эту ситуацию?
(Реальное решение ситуации: ускоренный ремонт машин, а также привлечения ресурсов со стороны)
VI. Итог урока
VII. Домашнее задание
1. Проработать теоретический материал.
2 . Написать эссе на одну из тем:
♦ «Перевагитанедолікидивізіональноїорганізаційноїструктури»;
♦ «Преимущества и недостатки матричной организационной структуры».