|
С чем, по вашему мнению, связано возникновение концепции о открытость предприятия как системы? Почему сейчас актуален ситуационный подход к управлению? Современная наука об управлении - менеджмент - имеет сложную структуру. Ознакомимся подробнее с главными сферами управления на предприятии. Управление производством - это регулирование процесса производства с целью повышения его эффективности, роста производительности труда, улучшения качества продукции. цели управления производством могут определяться так: усовершенствование характеристик продукции; сокращение всех видов затрат на производство продукции; повышение качественных и потребительских характеристик при снижении цен на продукцию, продукции; снижение издержек во всех звеньях производственно-сбытового цикла при постоянном внедрении в серийное производство новых изделий, расширении номенклатуры выпускаемой продукции и изменении ее ассортимента. Управление персоналом - это стратегическое и оперативное управление деятельностью персонала предприятия, направленное на повышение эффективности использования трудовых ресурсов. Управление персоналом является одной из важнейших составляющих. Вспомним слова Сталина: «Кадры решают все». Как вы их понимаете? Главные задачи управления персоналом: формирование системы управления персоналом; планирование кадровой работы; проведении маркетинга персонала; поиск, привлечение и отбор персонала; найм, обучение и увольнение кадров; анализ деятельности персонала; управление оплатой труда; обеспечение мотивации; обучение и развитие персонала; содействие развитию социально-трудовых отношений в коллективе. Управление финансами - это управление финансово-хозяйственной сферой деятельности предприятия. Управление финансами предполагает: разработку и воплощение в жизнь финансовой политики предприятия; информационное обеспечение на базе финансовой отчетности; оценка и формирование инвестиционных проектов, затрат на капитал, финансовое планирование и контроль; организацию структуры управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия. Управление финансами позволяет оценить риск и выгодность вложения средств, эффективность работы фирмы; скорость оборачиваемости капитала и его производительность. Управление сбытом предполагает управление всеми аспектами сбытовой деятельности предприятия с целью повышения ее эффективности. Управленческая подсистема в этом случае определяет объем сбыта, круг контрагентов, рынки сбыта, стратегию сбыта, особенности построения сбытовой сети, рекламу. Под функциями управления понимают определенное разделение труда, специализацию в сфере управления. ►► Главные функции управления Оно может быть: ♦ стратегическим - комплекс действий и решений руководства, направленных на разработку и дальнейшую эффективную реализацию долгосрочных планов развития предприятия; ♦ тактическим - разработка краткосрочных планов, подчиненных реализации стратегии. Планируете ли вы что-то в своей жизни, например, распорядок дня, дела, которые необходимо сделать? Удается ли вам выполнять свои планы? Процесс планирования обычно предусматривает такие этапы: 1) целеполагание (формулировка целей); 2) подбор, анализ и оценка способов достижения поставленных целей; 3) составление перечня необходимых действий; 4) составление программы работ (плана мероприятий); 5) анализ ресурсов; 6) анализ разработанного варианта плана; 7) подготовка детального плана действий; 8) контроль над выполнением плана, внесение при необходимости определенных изменений. 2. Организация (сочетание видов деятельности и исполнителей) Организация предполагает делегирование полномочий и установление уровня ответственности для исполнителей. Главными составляющими организационного процесса являются: 1) разделение труда; 2) группирование работ и видов деятельности; 3) делегирование полномочий; 4) определение количества работников, которые непосредственно подчиняются отдельному менеджеру; 5) создание механизмов координации. 3. Мотивация (процесс стимулирования человека или группы людей на достижение целей предприятия). Вспомните, что такое пирамида Маслоу и какие уровни в нее входят. Какие существуют способы мотивации работников? В процессе контроля выделяются три этапа: 1) определение стандартов и нормативов деятельности; 2) сравнение полученных результатов со стандартами; 3) разработка направлений управленческого воздействия. Контроль может быть как текущим (во время выполнения задания), так и итоговым - после его завершения. Какой из видов контроля, по вашему мнению, является наиболее информативным? Примеры содержательного наполнения функций представлен на рисунке.
V. Закрепление знаний и умений учащихся ►► Вопросы для обсуждения 1. Функции управления - это виды целенаправленной деятельности в отношении управляемого объекта. Что это за деятельность? 2. Первым шагом в планировании является разработка целей. Что это могут быть за цели? 3. Функция организации - это процесс систематического корректировки многих задач и отношений между людьми, которые их выполняют. Как происходит корректировка? 4. Полномочия - это предоставление подчиненному ограниченного права использовать ресурсы организации и направлять усилия сотрудников на выполнение соответствующих задач. Почему ограничиваются права подчиненного? 5. Главными методами мотивации к труду является применение «кнута и пряника», психологии и современной теории мотивации. В чем заключается их сущность? 6. Контроль - это процесс, посредством которого руководство организации определяет, правильны является его решение и не требуют ли они корректировки. Как именно можно определить это? VI. Итог урока VII. Домашнее задание 1. Проработать теоретический материал. 2 . Подготовить доклад на одну из предложенных тем: ♦ «Стратегическое и оперативное управление»; ♦ «Методы обоснования управленческих решений»; ♦ «Роль информационных систем в управлении»; ♦ «Психологические качества лидера».
|
|