Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ВСЕ УРОКИ ЭКОНОМИКИ
11 класс

УРОК 27

Основные составляющие процесса управления: управление производством, персоналом, финансами, сбытом.

Функции управления предприятием: планирование, организация, мотивация, контроль. Эволюция взглядов и современные достижения теории управления

 

Цель урока: охарактеризовать явление «управление» и его основные составляющие; раскрыть содержание функций управления; исследовать эволюцию взглядов на управление; развивать умение учащихся выражать собственные мысли, анализировать информацию и делать выводы.

Основные понятия: управление, система, функция, планирование, организация, мотивация, контроль.

Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний.

Ход урока

I. Организационный момент

 

II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

Беседа

♦ Что вы понимаете под понятием «управление»?

♦ Приведите примеры процесса управления.

♦ Какие вы знаете методы управления?

 

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности

Процессы, протекающие на предприятии, требуют специального управления. Это обеспечивает упорядоченность деятельности всех элементов предприятия и достижение запланированных результатов.

Сложность и важность работы менеджера заключается в необходимости учета многих факторов и принятия такого решения, которое обеспечило бы максимальный эффект при оптимальных расходах. На доске вы видите магический треугольник менеджмента.

Какие составляющие, согласно этой схеме, должен согласовывать менеджер, принимая решения? Что происходит, когда преобладает какая-то одна составляющая?

 

 

IV. Изучение нового материала

Управление - это целенаправленное воздействие управляющей подсистемы (субъект управления) на управляемую (объект управления). Как управляющая выступает подсистема менеджмента предприятия. Управляемой подсистемой могут быть производство, трудовые ресурсы, сбытовая деятельность, финансы и т.д. Эти подсистемы взаимодействуют между собой на почве прямой и обратной информационных связей.

 

 

Подумайте, какая информация движется в прямом направлении, а какая - в обратном.

Наука управления имеет длительную историю развития. Среди главных концепций мы можем выделить следующие.

 

Концепция менеджмента

Период

Представители

Ключевые идеи концепции

Научное управление

1885-1920

Ф. Тейлор, Ф. Гілбрейт

Рационализация выполнения работ на базе наблюдения, нормирования, анализа рабочего процесса; главный критерий эффективности - производительность

Классическая, или административная, школа в управлении

1920-1950

А. Файоль, А. К. Гаст, М. Вебер

Разделение труда в управлении, определение ответственности, документирования, построение организационных структур, анализ выполнения работы для ее совершенствования, использования заработной платы как способа мотивации работников

Подход с точки зрения человеческих отношений

1930-1950

Е. Мэйо, М. Фоллетт, Ч. Бернард

Восприятие коллектива как особой социальной группы. Использование в менеджменте факторов коммуникации, мотивавації и лидерства

Поведенческие науки

1950 и до сих пор

Д. Мак-Грегор, Ф.Герцберг

Рассмотрение межличностных отношений как фактора роста эффективности работников. Исследования поведения людей в организациях. Исследования человеческого ресурса как активного, мобильного и одного из наиболее экономически значимых

Количественный подход

1950 и до сих пор

П. Дракер и др.

Применение статистики, экономико-математических методов, моделирования и вычислительной техники. Использование количественных измерений для принятия решений

Системный и ситуационный подходы

1960 и до сих пор

П. Дракер, Дж. Вудворд,

Т. Барнс, Дж. Сталкер и др.

Взаимосвязь всех компонентов организации. Принятие решений на основе системного изучения всей совокупности ситуационных факторов и с использованием современных компьютерных технологий. В рамках системного подхода предприятие рассматривается как открытая

организационно-экономическая система, одной из главных особенностей которой является способность к адаптации и взаимодействия. Повышение роли инноваций и знаний

 

С чем, по вашему мнению, связано возникновение концепции о открытость предприятия как системы? Почему сейчас актуален ситуационный подход к управлению?

Современная наука об управлении - менеджмент - имеет сложную структуру. Ознакомимся подробнее с главными сферами управления на предприятии.

Управление производством - это регулирование процесса производства с целью повышения его эффективности, роста производительности труда, улучшения качества продукции.

цели управления производством могут определяться так: усовершенствование характеристик продукции; сокращение всех видов затрат на производство продукции; повышение качественных и потребительских характеристик при снижении цен на продукцию, продукции; снижение издержек во всех звеньях производственно-сбытового цикла при постоянном внедрении в серийное производство новых изделий, расширении номенклатуры выпускаемой продукции и изменении ее ассортимента.

Управление персоналом - это стратегическое и оперативное управление деятельностью персонала предприятия, направленное на повышение эффективности использования трудовых ресурсов. Управление персоналом является одной из важнейших составляющих. Вспомним слова Сталина: «Кадры решают все». Как вы их понимаете? Главные задачи управления персоналом: формирование системы управления персоналом; планирование кадровой работы; проведении маркетинга персонала; поиск, привлечение и отбор персонала; найм, обучение и увольнение кадров; анализ деятельности персонала; управление оплатой труда; обеспечение мотивации; обучение и развитие персонала; содействие развитию социально-трудовых отношений в коллективе.

Управление финансами - это управление финансово-хозяйственной сферой деятельности предприятия. Управление финансами предполагает: разработку и воплощение в жизнь финансовой политики предприятия; информационное обеспечение на базе финансовой отчетности; оценка и формирование инвестиционных проектов, затрат на капитал, финансовое планирование и контроль; организацию структуры управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия. Управление финансами позволяет оценить риск и выгодность вложения средств, эффективность работы фирмы; скорость оборачиваемости капитала и его производительность.

Управление сбытом предполагает управление всеми аспектами сбытовой деятельности предприятия с целью повышения ее эффективности. Управленческая подсистема в этом случае определяет объем сбыта, круг контрагентов, рынки сбыта, стратегию сбыта, особенности построения сбытовой сети, рекламу.

Под функциями управления понимают определенное разделение труда, специализацию в сфере управления.

►► Главные функции управления

1. Планирование

Оно может быть:

♦ стратегическим - комплекс действий и решений руководства, направленных на разработку и дальнейшую эффективную реализацию долгосрочных планов развития предприятия;

♦ тактическим - разработка краткосрочных планов, подчиненных реализации стратегии.

Планируете ли вы что-то в своей жизни, например, распорядок дня, дела, которые необходимо сделать? Удается ли вам выполнять свои планы?

Процесс планирования обычно предусматривает такие этапы:

1) целеполагание (формулировка целей);

2) подбор, анализ и оценка способов достижения поставленных целей;

3) составление перечня необходимых действий;

4) составление программы работ (плана мероприятий);

5) анализ ресурсов;

6) анализ разработанного варианта плана;

7) подготовка детального плана действий;

8) контроль над выполнением плана, внесение при необходимости определенных изменений.

2. Организация (сочетание видов деятельности и исполнителей)

Организация предполагает делегирование полномочий и установление уровня ответственности для исполнителей. Главными составляющими организационного процесса являются:

1) разделение труда;

2) группирование работ и видов деятельности;

3) делегирование полномочий;

4) определение количества работников, которые непосредственно подчиняются отдельному менеджеру;

5) создание механизмов координации.

3. Мотивация (процесс стимулирования человека или группы людей на достижение целей предприятия).

Вспомните, что такое пирамида Маслоу и какие уровни в нее входят. Какие существуют способы мотивации работников?

4. Контроль (получения упорядоченной информации о деятельности предприятия и определения степени достижения целей).

В процессе контроля выделяются три этапа:

1) определение стандартов и нормативов деятельности;

2) сравнение полученных результатов со стандартами;

3) разработка направлений управленческого воздействия.

Контроль может быть как текущим (во время выполнения задания), так и итоговым - после его завершения.

Какой из видов контроля, по вашему мнению, является наиболее информативным?

Примеры содержательного наполнения функций представлен на рисунке.

 

 

V. Закрепление знаний и умений учащихся

►► Вопросы для обсуждения

1. Функции управления - это виды целенаправленной деятельности в отношении управляемого объекта. Что это за деятельность?

2. Первым шагом в планировании является разработка целей. Что это могут быть за цели?

3. Функция организации - это процесс систематического корректировки многих задач и отношений между людьми, которые их выполняют. Как происходит корректировка?

4. Полномочия - это предоставление подчиненному ограниченного права использовать ресурсы организации и направлять усилия сотрудников на выполнение соответствующих задач. Почему ограничиваются права подчиненного?

5. Главными методами мотивации к труду является применение «кнута и пряника», психологии и современной теории мотивации. В чем заключается их сущность?

6. Контроль - это процесс, посредством которого руководство организации определяет, правильны является его решение и не требуют ли они корректировки. Как именно можно определить это?

 

VI. Итог урока

 

VII. Домашнее задание

1. Проработать теоретический материал.

2 . Подготовить доклад на одну из предложенных тем:

♦ «Стратегическое и оперативное управление»;

♦ «Методы обоснования управленческих решений»;

♦ «Роль информационных систем в управлении»;

♦ «Психологические качества лидера».