География
Уроки по географии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ВСЕ УРОКИ ГЕОГРАФИИ
7 класс

Раздел II

МАТЕРИКИ

Урок № 32 (вариант А)

Тема. ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РЕЛЬЕФА ЮЖНОЙ АМЕРИКИ. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ

 

Цель: сформировать у учащихся систему знаний об особенностях внутреннего строения Южной Америки, расположение форм рельефа и месторождений полезных ископаемых на материке; нацелить учащихся на поиск определенных закономерностей в расположении форм рельефа и месторождений полезных ископаемых; углубить и закрепить навыки работы учащихся с картами атласа и дополнительными источниками географических знаний.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: физическая карта Южной Америки, атласы, контурные карты, картины природы материка, учебники.

Опорные и базовые понятия: Северо-американская, Южно-американская литосферные плиты, вулканизм, землетрясение, основные формы рельефа и их геологическое происхождение, минералы и горные породы, слагающие земную кору.

Географическая номенклатура: материки: Южная Америка, Северная Америка, Евразия, Африка; литосферные плиты: Североамериканская, Южноамериканская; низменности: Амазонская, Оринокская, Ла-Плата; Бразильское плоскогорье; Гвианское нагорье, горы Анды, гора Аконкагуа; вулканы: Сан-Педро, Котопахи.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Организационный момент

Класс делится на две группы. Учащиеся определяют основные этапы работы на уроке.

 

II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

1. Прием «Географическая мозаика»

• Равнинный участок суши высотой от 200 до 500 м над уровнем моря... (Возвышенность)

• Преимущественно конусообразная гора с круглым углублением - кратером на вершине, через которое на поверхность Земли изливается лава, выходят газы и водяной пар выбрасываются вулканический пепел и обломки горных пород... (Вулкан)

• Место на поверхности Земли точно над очагом землетрясения... (Эпицентр)

• Канал, что связывает очаг вулкана с земной поверхностью... (Жерло)

• Подземные толчки, которые вызывают колебания земной поверхности и разрушения зданий... (Землетрясение)

• Воронковидный отверстие на вершине вулкана, через которое вытекает лава и выбрасываются другие продукты извержения... (Кратер)

• Магмы, излившейся на земную поверхность и потеряла газы... (Лава)

• Твердая верхняя оболочка Земли, состоящая из земной коры и верхней мантии... (Литосфера)

• Большое пространство суши с выровненной или слабкохвилястою поверхностью, на котором высоты соседних точек мало отличаются друг от друга... (Равнина)

2. Прием «Интеллектуальная разминка»

• В каких полушариях находится Южная Америка?

• В честь кого названа Южная Америка?

• Назовите крайние западную и северную точки.

• Назовите крайние восточную и южную точки.

• Какая пролив отделяет Южную Америку от Антарктиды?

• Какой перешеек соединяет Южную Америку с Северной?

• Водами какого моря омываются северные берега Южной Америки?

• Самая залив материка.

• Кто из натуралистов, исследуя Южную Америку, разработал эволюционную теорию развития органического мира Земли?

• Какое название имеет один из крупнейших островов у берегов материка?

 

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся

Прием «Проблемный вопрос»

Учитель. Формирование рельефа и образование полезных ископаемых напрямую связаны с геологической историей определенной территории. Сегодня нам необходимо вспомнить основные положения теории литосферных плит и попробовать применить их к тектоники Южной Америки. Как же связаны тектоническое строение, рельеф и полезные ископаемые в пределах материка Южная Америка?

 

IV. Изучение нового материала

Учитель. Посмотрим на геологические карты в атласе и выделим основные участки территории материка Южная Америка. Выделяются равнинно - плоскогірний платформенный восток и горный запад (горная система Анд с наивысшей точкой 6959 м - г. Аконкагуа). По мнению ученых единый материк Пангея 225 млн. лет назад разделился на две части. Между ними образовался океан Тетис. Так начали формироваться современные очертания Атлантического океана, воды отделили Южную Америку от Африки, позднее - Северную Америку от Евразии. Взаимодействие Североамериканской и Южноамериканской литосферных плит с плитами Тихого океана привела к образованию сжатия, зім'ять, складок западного края материка. Эти изменения сопровождались активным вулканизмом и поднятием территории, в результате чего образовались высокие горы Анды.

1. Прием «Творческая лаборатория»

Задачи. Найдите на карте атласа основные формы рельефа Южной Америки: горы Анды, Бразильское плоскогорье, Гвианское нагорье, Амазонскую, Оринокську и Ла-Платы низменности.

2. Прием «Географическая лаборатория»

Задачи. Надпишите названия этих объектов на контурной карте.

Дайте характеристику крупным формам рельефа материка.

Учитель. Горы Анды. Название переводится с языка инков как «медные горы». В составе этой горной системы выделяются три части: Северные, Центральные и Южные Анды. Анды являются зоной активного вулканизма, о чем свидетельствуют землетрясения и большое количество действующих вулканов. Чілійський и перуанский землетрясения только в XX веке привели к гибели около 10 000 человек каждый. Большие высоты и климатические различия обусловили богатство органического мира Анд. Анды являются родиной таких ценных растений, как хинне дерево и картофель.

Амазонская низменность. Крупнейшая на планете. Ее площадь свыше 5 млн. км2, протяженность с запада на восток 3200 км. Преимущественно плоская низменность сложена разнообразными осадочными отложениями мощностью в несколько тысяч метров.

Бразильское плоскогорье расположено к югу от Амазонской низменности, на востоке материка. Название обусловлено тем, что большая часть плоскогорья лежит на территории Бразилии. Наибольшая высота - 2890 м, средние высоты на востоке - 250-300 м, в центре - 800-900 м.

Гвианское плоскогорье. Лежит на северо-востоке материка, самая высокая точка - 2810 м. Здесь берут начало многочисленные реки бассейнов Амазонки и Ориноко.

Недра Южной Америки содержат весьма разнообразный комплекс полезных ископаемых. Крупнейшие залежи железных руд приурочены к докембрия Венесуэлы (бассейн р. Ориноко) и Бразилии (штат Минас-Жерайс), богатейшие месторождения медных руд - в Центральных Андах, месторождения руд редких элементов в Восточной Бразилии. К молодым вулканического и субвулканического тел территории Боливии относятся месторождения руд олова, серебра и т.д. Передовые и межгорные прогибы Анд вмещают залежи нефти и газа, особенно богатые в пределах Венесуэлы. Есть залежи каменного угля. С вулканизмом Анд связаны значительные залежи серы и строительных материалов.

 

V. Закрепление изученного материала

Прием «Географическая разминка»

• Какая самая длинная горная система земного шара?

• Что означает слово «Анды» в переводе с языка инков?

• Назовите самую высокую точку материка.

• Залежи которых руд сосредоточены в Андах?

• Назовите самую большую низменность Южной Америки.

• Как называется платформа, что лежит в основании материка?

• Назовите крупнейшие вулканы материка.

 

VI. Итог урока

Прием «Делаю вывод»

• Большая часть материка имеет равнинный рельеф, центральные районы материка занимают низменности, на которые приходится 45 % площади территории всего материка.

• Горы Анды продолжают формироваться, о чем свидетельствуют землетрясения и вулканы.

• Разнообразие полезных ископаемых, среди которых преобладают рудные, обусловлена разнообразными геологическими процессами.

 

VII. Домашнее задание

• Проработать соответствующий текст в учебнике.

• Нанести на контурную карту условными знаками крупнейшие месторождения полезных ископаемых, названия вулканов, подписать основные формы рельефа.