Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Биология конспекты всех уроков 8 класс

МОЛЛЮСКИ

В этой теме школьники ознакомятся с общей характеристикой моллюсков, их разнообразием, ролью моллюсков в экосистемах и их значением для человека.

 

УРОК № 28

 

Тема. Тип Моллюски. Класс Брюхоногие моллюски. Лабораторная работа № 8 «Изучение внешнего строения и способа движения брюхоногих моллюсков (на примере аквариумных видов).

Цель: ознакомить учащихся с общей характеристикой моллюсков, их разнообразием, значением в природе и жизни человека, рассказать о класс Брюхоногие моллюски.

Оборудование и материалы: учебник [1], тетради [2], [3], фотографии, рисунки, плакаты, схемы, позволяющие иллюстрировать особенности строения и жизнедеятельности моллюсков, их значение в природе и жизни человека.

Базовые понятия и термины: моллюски, раковина, наружный скелет, брюхоногие моллюски.

Тип урока: урок изучения нового материала.

 

Ход урока

Iэтап .Організаційний

Проверка домашнего задания

Учитель поверочное в тетради [2] наличие выполненной лабораторной работы № 8 « Изучение внешнего строения и способа движения брюхоногих моллюсков (на примере аквариумных видов). Спрашивает, что осталось непонятным, были ли трудности в ее исполнении, отвечает на вопросы школьников.

II.Актуалізація опорных знаний и мотивация учебной деятельности

Обсуждение вопрос

Вероятно, каждый из вас видел раковину моллюска. А кто знает, из чего она сделана и для чего служит?

III.Вивчення нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

1. Общая характеристика типа Моллюски

Вопрос о ракушку позволит привлечь внимание школьников к самих моллюсков, многие из которых раковины не имеют.

Моллюски - достаточно большой по числу видов тип животных. Он насчитывает 130 тысяч видов. Живут они преимущественно в морях (мидии, устрицы, кальмары, осьминоги), пресных водоемах (беззубки, ставковики, живородки), реже - во влажном наземном среде (виноградная улитка, слизень).

Размеры тела взрослых моллюсков разных видов значительно различаются - от нескольких миллиметров до 20 м. Большинство из них - малоподвижные животные, некоторые ведут прикрепленный образ жизни (мидии, устрицы), и только головоногие моллюски способны быстро передвигаться реактивным способом.

К основных характерных черт строения моллюсков относятся следующие черты:

1. Тело лишено сегментации, имеет двустороннюю симметрию (двустворчатые и головоногие) или асимметричное (брюхоногие). Отделами тела является голова с расположенными на ней глазами и 1-2 парами щупалец, туловище, в котором расположено большинство внутренних органов, и нога - мускулистая брюшная часть тела, что служит для передвижения. У двустворчатых моллюсков голова редуцирована.

2. Тело моллюсков заключено в раковину, что защищает животное. Внешний слой раковины роговой, а средний (фарфоровый) и внутренний (перламутровый) - известняковые. В брюхоногих моллюсков раковина сплошная в виде колпачка или спирально завитой башенки. У двустворчатых она состоит из двух створок, соединенных эластичным связкам, зубцами «замка» и мускулами-замыкателями. Большинство головоногих моллюсков черепашку потеряли.

3. Туловище моллюсков покрыто кожной складкой - мантией, что и образует раковину. Между мантией и телом образуется мантийная полость, в которой располагаются жабры, некоторые органы чувств, анальное отверстие, отверстие выделительных органов.

4. Полость тела вторичная (целом), однако сильно редуцирована и сохранившаяся лишь в виде околосердечной полости и полостей половых желез. Остальное пространство между внутренними органами заполнено рыхлой тканью - паренхимой.

5. Пищеварительная система состоит из трех отделов: передней, средней И задней кишки. В большинства моллюсков (кроме двустворчатых) в глотке имеется терка, покрытая многочисленными зубчиками. Ею брюхоногие моллюски измельчают растительную и животную пищу. В глотку открываются протоки слюнных желез, а в желудок - проток особой пищеварительной железы - печени. Двустворчатые моллюски питаются пассивно, отфильтровывая через жабры пищевую суспензию (водоросли, бактерии), поступает в мантійну полость с водой через вводной сифон.

6. Кровеносная система незамкнутая и состоит из сердца и сосудов. Сердце имеет желудочек и 1-2 (реже 4) предсердия. Кроме сосудов, часть пути кровь проходит через щелевидные полости между органами.

7. Органы дыхания у водных моллюсков - жабры, у наземных - легкое, что представляет собой участок мантийного полости. В стенке легкого является густая сетка кровеносных сосудов, через которые осуществляется газообмен. Легкое открывается наружу дыхательным отверстием - дихальцем.

8. Выделительная система представлена 1-2 почками. Они являются видоизмененными метанефридіями. Лейка почки открывается в навколосерцеву сумку, а видільний отверстие - в мантійну полость.

9. Нервная система разбросано-узлового типа: пять пар больших ганглиев расположены в жизненно важных органах (голове, ноге, мантии, органах дыхания и внутреннем мешке) и соединены между собой нервными стволами. Из органов чувств наиболее развиты органы химического чувства, осязания, равновесия, а в подвижных хищников - зрения.

10. Размножение у моллюсков происходит половым способом. Большинство моллюсков - раздельнополые животные, реже - гермафродиты (легочные брюхоногие моллюски). В роздільностатевих моллюсков оплодотворение наружное, в гермафродитних - внутреннее, перекрестное. В пресноводных и наземных легочных, а также головоногих моллюсков развитие прямое, у морских двустворчатых и брюхоногих моллюсков - с неполным метаморфозом, то есть с планктонною личиночной стадией, что способствует их расселению.

2. Особенности жизнедеятельности и поведения моллюсков

Особенности жизнедеятельности моллюсков можно рассмотреть на примере кальмара и осьминога.

В кальмара различают два главных отдела - голову и туловище, на голове - десять щупалец («ног») - восемь коротких и два длинных (ловчих), ротовое отверстие и глаза. Кальмар, обитатель открытого моря, - великолепный пловец, он может мчаться во водой со скоростью поезда - почти 50 км/ч., используя принцип реактивного движения.

Кальмар - хищник, питается в основном рыбой и проплывает за ее стаями тысячи километров. Догнав добычу, кальмар достает ее длинными ловчими щупальцами, удерживает другими щупальцами возле рта и откусывает по кусочку острыми роговыми челюстями. Затем пища перетирается в глотке с помощью специальной терки - радул сих. Заглатывать жертву целиком и даже кусками кальмар не может, потому что в ньoго узкий пищевод.

Весь туловище кальмара покрывает мантия, от раковины осталась только роговая пластинка на спинной стороне тела. Исчезновение раковины у головоногих связано с развитием хищного образа питания, переходом к очень подвижному образу жизни и соответствующим развитием мускулатуры.

Щупальца кальмара также имеют мощную мускулатуру и усаженные рядами сильных присосок. В кальмара есть чернильный мешок, содержимое которого выводится через кишку и лейку мантийного полости в воду. Защищаясь, моллюск выбрасывает черную жидкость и скрывается за занавесом, что образовалась. Кальмар способен менять свою окраску в зависимости от цвета дна и воды благодаря пигментным клеткам, залегающих в покровах тела. Спасаясь от погони, кальмар может взлетать в воздух и в планеруючому полете проноситься над волнами десятки метров.

Осьминоги широко распространенные как в холодных морях, так и в тропических водах, среди коралловых рифов. Осьминог (спрут) в отличие от кальмара не может долго плавать и держится у дна, где прячется в расщелинах скал, подстерегая свою добычу. Туловище осьминога, сжатое в спинно-брюшном направлении (почти шаровидный), как мешок. На голове восемь похожих друг на друга щупалец, за помощью которых эти моллюски могут передвигаться по дну «на цыпочках», то есть на самых кончиках вытянутых вертикально вниз щупалец. В критических ситуациях осьминоги, как и кальмары, двигаются реактивным способом и могут развивать скорость до 15 км/ч.

В спрута есть роговой клюв. С его помощью он делает отверстие, например, в раковине моллюска и впускает туда токсичную слюну, расслабляет запирающий черепашку мышцу. В глотке осьминога также есть терка, которая перетирает пищу.

Черепашка осьминога (точнее, ее остаток) имеет вид двух хрящевых палочек, спрятанных под кожей спины, или отсутствует совсем. Не имея своей раковины, осьминоги всегда стремятся найти себе какое-то убежище. Они влезают во всевозможные щели, в пустые раковины моллюсков, панцири крабов (предварительно съев законных хозяев), а также в предметы, брошенные на дно моря человеком. Очень любят осьминоги прятаться в сосудах с узким горлышком, потому что их лишено ракушки и скелета тело может сжиматься и как бы просачиваться сквозь совсем маленькие отверстия. В некоторых странах даже осьминогов ловят, специально разбрасывая по дну такие узкогорлого сосуда.

Спрут, как и кальмар, может менять окраску, а при опасности выпускать чернильную жидкость, которая вступает в воде форму самого осьминога, который сбивает врага с толку. У осьминогов есть еще одно интересное защитное приспособление - автотомія: схвачены врагом щупальце может оторваться за счет сильного сокращения мышц, которые в этом случае сами себя разрывают.

Осьминоги - самые «умные» среди всех беспозвоночных. Они поддаются дрессировке, имеют хорошую память, различают геометрические фигуры. Они узнают людей, привыкают к тем, кто их кормит.

К типа Моллюски включает три класса: Брюхоногие, Двустворчатые и Головоногие.

3. Класс Брюхоногие моллюски

Это самый многочисленный класс моллюсков. Размеры тела варьируют от 2 мм до 60 см. Брюхоногие приспособились к жизни в морях, пресных водоемах и на суше. Раковина у головоногих моллюсков коническая или спиральная, у активных хищников и части наземных видов подвергается редукции. Тело состоит из хорошо обособленной головы, что несет 1-2 пары щупалец и парные глаза, ноги (разной формы) и туловища. Туловище спирально закрученный и асимметричный, как и раковина. В глотке есть подвижный мускулистый вырост - язычок, покрытый теркой, и челюсти. Дыхание осуществляется с помощью жабр или легкие. Брюхоногие являются раздельнополыми и гермафродитами.

Представители брюхоногих моллюсков.

Ставковик обычный - типичный обитатель прудов, озер, тихих заводей год. На голове расположена пара щупалец, дыхание легочное. Питается путем зішкрябування теркой мягких тканей растений. Ставковики - гермафродиты, оплодотворение у них перекрестное. Яйца откладываются в виде слизистых шнуров прикрепляются в водяных растений. Из яиц развиваются молодые особи. Ставковик малый является промежуточным хозяином печеночного сысуна - опасного паразита человека и сельскохозяйственных животных.

Виноградный улитка - наземный черевоногий моллюск. Объедая почки и листья виноградной лозы, он наносит вред виноградникам. В некоторых странах Европы виноградного улитки используют в пищу.

IV.Узагальнення, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

Работа с учебником

Школьники рассматривают рисунки на с. 118-120, знакомятся с внешней и внутренней строением моллюсков. Затем они читают текст о брюхоногих моллюсков на с. 118-120 и отвечают на вопросы 1-4 на с. 121.

Работа с тетрадью

Выполнить задания в тетради [3, с. 40-45].

V.Самостійна работа учащихся

Пользуясь тетрадью [2],или тетрадкой [3, вкладыш, стр. 9] ученики выполняют лабораторную работу № 8 «Изучение внешнего строения и способа движения брюхоногих моллюсков (на примере аквариумных видов).

Ученики знакомятся с рубрикой «Запомните самое важное» на с. 121, при необходимости записывают выводы в тетрадь.

VIИтоги урока

Школьники самостоятельно подводят итог урока, обращая внимание на те новые знания, которых они приобрели в процессе этого урока.

VII.Домашнє задачи

В учебнике [1] прочитать § 28, ответить на вопросы 5, 6 после параграфа на с. 121, пользуясь тетрадью [2], подготовиться к лабораторной работе № 9 «Сравнение и определение раковин моллюсков».

В тетради [3, с. 40-41] выполнить задание.