4.6. Системный подход в обучении языку
Обучение речи - сложное педагогическое явление, которое должно рассматриваться как система. Ее
компонентами являются: цель, содержание, методы, средства, формы и результаты обучения. Все
они тесно связаны между собой, взаимодействуют и взаємозумовлюють друг друга.
Главным среди них является цель обучения, что пронизывает все иные компоненты и,
прежде всего, содержание обучения. Изменение одного или нескольких компонентов может повлиять
на характер всей системы обучения. Например, изменение содержания любого
компонента вызывает изменение методов, способов и форм обучения, а следовательно, и всей
системы.
Системный подход - это важный методологический средство научного познания, который
дает возможность использовать принцип системности как мыслительную технологию,
реализует на практике принцип целостного рассмотрения явлений в сложной взаимосвязи
их развития. Общие требования системного подхода следующие:
□ разделение
сложных явлений действительности (систем) на части или элементы;
□ изучение
способов организации отдельных частей и элементов системы в единое целое;
□ учета
взаимодействия элементов системы друг с другом и со всей системой; их
взаємопідпорядкування;
□ исследование
взаимовлияния процессов функционирования системы, ее подсистем и элементов друг на
одного.
Системой называется любое сложное явление, в которое входят многочисленные
элементы, которые образуют определенную совокупность благодаря наличию между ними внутренних
в'язків. Каждая система имеет свою структуру. Каждый элемент, входящий в этой
структуры,
рассматривается
как подсистема. Иерархическая зависимость подсистем определятся супідрядністю их
функций: каждая из них и все вместе направлены на достижение результативности
обучение.
Системный подход и анализ как методы исследования предполагают учет всех
существенных признаков системы: состав компонентов, общие качества, динамическую структуру
характер взаимодействия со средой.
Итак, система - это целостный объект, в котором действуют взаимосвязанные элементы.
Устойчивый порядок их образует внутреннюю структуру, обусловленную определенными целями.
Основой системы обучения языку является содержательный и процессуальный компоненты, а вне - цель и результаты
обучение. В их состав входят содержание и процесс обучения языку, которые имеют свою
структуру и взаимодействуют между собой, то есть обеспечивают определенное функционирования.
Построение системы обучения языка предопределяется закономерностями обучения и
принципами, вытекающими из них.
По мнению Г.Кирилової, рассмотрение урока как целостной системы позволяет глубоко
раскрыть теорию и практику урока в условиях развивающего обучения, поскольку ее
компонентам присущи внутренние связи. Вследствие этого возникает новое качество, не
характерна для отдельных ее компонентов. Например, такой интегративной качеством является
свободное владение языком, которое можно обеспечить только всей системой, а не
отдельными ее компонентами. Таким образом, в определенной системе целое не равно сумме
его частей.
К.Плиско считает, что системный подход тесно связан с моделированием и способствует
созданию необходимой понятийной базы для описания объекта, которая позволяет при определенных
условий, получить новые знания об объекте.
По определению В.Штоффа, систему понять без моделирования невозможно, поскольку
моделирование, или "модель - это такая система, которая, отображая и воспроизводя объект
исследования, способна реализовать его так, что ее изучение дает нам новую
информацию об объекте".
В методике предлагаются разные подходы к моделированию темы или раздела. Важно,
чтобы во время моделирования темы или раздела обеспечивались: 1) сознательное изучение
языковых понятий, определений и правил при полном их понимании; 2) реализация
принципов преемственности и перспективности в обучении; 3) рассмотрение обучаемому
явления полно и всесторонне.
Для примера приводим образцы моделирования темы «Классификация гласных (не
ударных) звуков» с использованием обобщающих схем, таблиц. К тому же
тему предлагаем изучать блоками, которые выделены в схеме 1.
Схема 1.
Классификация гласных (ударных) звуков
Далее поэтапно объясняется теоретический материал каждого блока. Ученики
убеждаются, что каждый из блоков имеет свою систему правил, как:
Блок 1 Произношение не
ударного [а - о]
1. В некоторых словах на
месте в перед постоянно наголошеним а(я) имеем в произношении и на письме а. В
большинства слов после г, к, х древний звук [е] изменился в [а] преимущественно перед составом с
[а] наголошеним:
Блок 2 Произношение не ударного [о-у]
1.
Гласный [о] перед составом с ударными [у] и [и] произносятся приближенно к
- [ов].
1.
В не наголошеній позиции
гласные [е], [ы] звучат невнятно, приближаясь друг к другу [е"], [ыэ].
В складах с не наголошеним [э] и [ы] пишется та же буква, что и под
ударением:
1.
Звук [ы] в наголошеному
и не наголошеному составе не приближается к и: кисель,
писатель, силок, холодильник, будильник, кубинец, бакинский.
Однако
наблюдения показывают, что ученики все же допускают не только в произношении, но и
на письме большого количества ошибок в словах с ы и и: кисель (кисиль), писатель
(письменник), силок (сельцо), будильник (будильник) и т.п.
Очевидным
является то, что усвоение системы правил написания ы - и в корнях слов вызывает у учащихся
значительные затруднения. Поэтому системный подход к группировке этих правил с
использованием зрительных опор будет способствовать формированию у учащихся навыков различать
способы проверки написания слов с буквами на обозначения не ударных ы и и в корнях
собственно украинских слов и слов иноязычного происхождения, осознанному усвоению
в целом. Подаем образцы обобщающих схем.
После
ознакомление с теоретической частью каждого из блоков ученики выполняют
тренировочные упражнения и задания, работают над текстом, поскольку именно в них
раскрывается функция фонем, оказывается темп речи, сила голоса, выразительные
средства фонетики.
Так,
выяснение отношений между написанием и произношением слов с буквами на обозначения
ударных и не ударных гласных может найти воплощение во многих приемах.
После
ознакомление ученики записывают содержание таблицы, подбирая по орфографічним словарем
аналогичные примеры.
Каждый
блок предполагает умение анализировать, сравнивать, обобщать, сопоставлять,
конкретизировать, систематизировать материал, выделять главное, существенное,
применять приобретенные знания на практике, а также способствует возникновению надлежащей
творческой атмосферы в процессе обучения. В структуру каждого блока входят
прежде всего дидактические приемы - конкретные действия учителя или ученика, которые обусловлены
методами и приемами, формами работы и обеспечивают достижение цели,
решения задач урока.
Следовательно,
системный подход на уроках языка обеспечивает осознанное понимание языковых фактов
и явлений в их взаимосвязях и целостной системе, побуждает учащихся быть внимательными в
выборе языковых средств для передачи определенного содержания, системы каждого блока и
целостной системы раздела и темы изучаемого языка, формирует у учащихся умения и навыки
выбирать из ряда соотносимых, взаємозамішованих грамматических форм и конструкций
целесообразные, способствует пониманию логики предмета, дает возможность проследить имеющиеся
связи между различными уровнями языка (фонетика - орфоэпия орфография - лексика -
морфология - синтаксис - стилистика и т.п.), а также проследить не только строение
системы и ее частей, но и их изменение, взаимодействие и развитие.