Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНАЯ РЕЧЬ 4 КЛАСС
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Урок 3

Тема. Украинская речь. Родство его с другими языками

 

Цель: дать представление учащимся о язык как национальный признак народа, показать место украинского языка в семье родственных языков, ознакомить с историей возникновения и становления украинского языка; расширить знания учащихся о богатстве украинского языка; воспитывать патриотизм, уважение к родному языку, истории родной страны; развивать речь учащихся, интерес к языку.

Оборудование: карточки со словами, рисунки льва, кота, коровы.

ХОД УРОКА

I. Проверка домашнего задания (упражнение 8)

- Кто нашел 1-2 однокоренных слова?

- А кто нашел 6? А почему?

- Прочитайте их. Какой корень?

- Что интересного заметили в этих корнях?

- Какие еще случаи чередования есть в русском языке? Приведите примеры.

- Кто выполнил дополнительное задание? Расскажите.

 

II. Актуализация опорных знаний и мотивация обучения

- Соберите группы однокоренных слов. (Учитель раздает нескольким детям и выставляет на доске рисунки кота, льва и коровы).

Крава, лева, кот, крова, лев, кэт, крува, лево, коттус, корова, кот, лев.

- Как вы думаете, почему вам удалось это сделать так быстро?

 

III. Объявление темы и цели урока

- Сегодня мы узнаем, почему нам так легко понимать русских, белорусов, поляков, чехов.

 

IV. Первичное восприятие и осознание нового материала

1. Рассказ учителя

- В VII веке до нашей эры в степное Причерноморье из-за Дона переселились племена ирано-язычных скифов. Они покорили местные племена киммерийцев и в IV веке до нашей эры объединились в примитивную государство под властью царя Атея. На каком языке разговаривали тогда древние люди? Ученые называют этот язык індоєвропейською прамовою, в которую входили такие группы языков: индийская, иранская, славянская, балтська, германская, романская, кельтская. Примерно в конце 2-го тысячелетия до нашей эры наши предки славяне отделились от общей группы греческих, литовских, немецких, латинских, индийских, иранских, кельтских народов. Тогда древние славяне имели спільнослов'янську (или праславянский) язык. Именно на основе словарного состава впоследствии начал формироваться современный украинский язык. В начале нашей эры начался разделение древних славян на восточных и западных, а в V-IX столетии нашей эры образовалась третья, южная, группа славян.

С тех времен историческое развитие отдельных групп славян происходил разными путями, но общие корни обусловило близость многих языков.

- Так какой ответ вы можете дать на вопрос, поставленный нами в начале урока?

- А знаете ли вы, что еще объединяет эти языки? Общее у них то, что каждый народ с огромной любовью и уважением относится к своей речи.

2. Коллективная работа (за упражнением 9)

 

V. Закрепление и систематизация знаний

1. Работа в парах (за упражнением 10)

2. Самостоятельная работа с учебником (упражнение 11)

3. Работа с пословицей

- Соберите пословицы:

 

 

- Как вы его понимаете?

- Расскажите, как надо относиться к родному языку. Почему?

4. Комментарий к домашнему заданию

 

VI. Итог урока

- Проанализируйте все услышанное и сделанное на уроке и скажите, что нового для себя вы вынесли с урока.

- А чему вы научились?

- Изменилось ли ваше отношение к языку? Как?

 

VII. Домашнее задание

Упражнение 12.