Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНАЯ РЕЧЬ 4 КЛАСС
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Урок 2

Тема. Обогащение языка новыми словами

 

Цель: продемонстрировать учащимся, что язык - это живое явление, которое может меняться и развиваться, определить пути обогащения языка; воспитывать любовь и уважение к слову; развивать интерес к изучению языка, желание исследовать язык и различные языковые явления.

Оборудование: таблица для словарных слов «Пиши правильно», карточки со словарными словами, индивидуальные словарики, толковый, словообразовательный.

ХОД УРОКА

I. Проверка домашнего задания

- Прочитайте высказывания, которые показались вам наиболее точными. Как вы их понимаете?

- Почему книга занимает такое важное место в жизни человека?

- А для чего следует обогащать свою речь?

 

II. Актуализация опорных знаний и мотивация обучения

- Как вы считаете, можно обогащать не речь, а язык?

- Как?

 

III. Объявление темы и цели урока

- Сегодня мы узнаем, как и почему происходит развитие и обогащение языка.

 

IV. Первичное восприятие и осознание нового материала

1. Самостоятельная работа с учебником (за упражнением 6)

Задачи 1, 2, 3 выполнить устно коллективно. Задание 4 - по вариантам.

- Как происходит обогащение языка? (Появляются новые слова.)

2. Создание проблемной ситуации

- А где же взять новые слова, чтобы ввести их в язык?

3. Игра «Поиск»

Проводится с помощью толкового, этимологического, словообразовательного словарей.

Первая группа исследует происхождение слова апельсин.

Вторая группа исследует происхождение слова спутник.

Третья группа изучает образования слова ежедневно.

Группы обмениваются полученными знаниями. По результатам работы на доске оформляется схема.

 

Пути обогащения языка

Заимствования из других языков

Расширение известных слов

Словообразования

 

V. Закрепление и систематизация знаний

1. Работа со словарными словами

- Слово ежедневно раскрыло нам еще не все свои тайны. Дело в том, что это - словарное слово, значит, оно прячет в себе орфограму, «ловушку», которая может стать причиной ошибки.

- Прочитайте, какие новые словарные слова мы сегодня обработаем.

- Подумайте, какая орфограма является общей для этих слов.

- Занесите слова в словарик, подчеркнув орфограми.

- Составьте и запишите предложение со словами: I вариант - ежедневно; II вариант - ежедневно; II вариант - каждый час.

- Что вы можете рассказать о слова ежедневно и ежедневно?

- Образуйте аналогичное слово для слова ежечасно.

- Как вы его запишете?

- Каким путем эти слова пришли в наш язык?

2. Дифференцированное задание (за упражнением 7)

Задание 7 (1) проработать устно коллективно. Дальше организовать работу по группам:

• учащиеся с недостаточной подготовкой выполняют задание 7 (2) с помощью учителя;

• сильные ученики выполняют задание 7 (3): не списывая тексты, разбирают слова по строению.

Если они затрудняются, целесообразно напомнить алгоритм разбора слова по строению.

- Так как же называется тот «труженик», что образует новые слова?

- Какие части слова участвуют в словотворенні?

3. инструктаж по выполнению домашнего задания

- Посмотрите на упражнение 8.

- Прочитайте задание к упражнению. Или нужно списывать весь текст?

- А что надо сделать?

- Для любознательных предлагаю дополнительное задание - найти в словотворчому словаре, как образовалось слово подорожник.

 

VI. Итог урока

- Подберите однокоренные слова к слову читать. (Чтение, читатель, прочитан, читал и т.д.)

- Какой из способов обогащения языка вы сейчас использовали?