Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Все уроки украинского языка в 11 классе

ВСТУПЛЕНИЕ. УГЛУБЛЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ВАЖНЕЙШИХ СВЕДЕНИЙ ПО СИНТАКСИСУ И ПУНКТУАЦИИ

 

Урок № 2

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ № 1.

КУЛЬТУРА РЕЧИ И КОММУНИКАЦИЯ. ПОНЯТИЕ КОММУНИКАЦИИ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТНИКОВ ОБЩЕНИЯ С ЦЕЛЬЮ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБМЕНА И ЗАЄМОВПЛИВУ. СОБЛЮДЕНИЕ ПРИЗНАКОВ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ - ВАЖНАЯ ПРЕДПОСЫЛКА ЭФФЕКТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ. УСТНОЕ И ПИСЬМЕННОЕ ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ

 

Цель: формировать понятие коммуникации, делового общения, вырабатывать у старшеклассников потребность в постоянном совершенствовании культуры речи; развивать коммуникативно-речевые умения, логическое мышление; воспитывать у школьников с помощью мовленнєво-коммуникативного дидактического материала уважительное отношение к языку и речи.

Оборудование: схема-опора, раздаточные материалы, карточки с афоризмами.

Внутри-предметные связи: синтаксис (текст), лексикология (сроки).

Межпредметные связи: литература, история, география.

Тип урока: урок развития речевых умений.

Вид урока: урок-практикум.

ХОД УРОКА

И. Мотивационно-организационный этап

Прочитайте высказывания. Как вы их понимаете? Сформулируйте по ним тему, цель и задачи урока по афоризмами.

I. Умение вести разговор - это талант (Стендаль). 2. Искусство слушать почти равносильно искусству говорить (П. Буаст). 3. Ну что бы, казалось, слова? / ...слова и голос - больше ничего, / а сердце бьется, панаса, как их услышит... (Т. Шевченко). 4. Я не то, слова, прятала вас / и напоила кровью своего сердца, / чтобы вы лились, словно яд вялая, / и поедали души, словно ржавчина (Леся Украинка).

 

II. Информационный этап

Слово учителя. Сколько человек живет - столько общается, и этот процесс общения (все его виды) называют коммуникацией. Коммуникация - это общение друзей, коммуникация - это обучение, коммуникация - это выступление адвоката па суде, коммуникация - это поздравления с днем рождения, коммуникация - это разговоры с подругой по телефону.

Приведите собственные примеры коммуникации.

Два - четыре - все вместе

Прокомментируйте схему. Наведите собственные примеры. Сформулируйте определение понятия «коммуникация». При необходимости воспользуйтесь словарями.

Коммуникация

Адресант Адресат

Информационный обмен, взаимовлияние

Справка

Коммуникация (от лат. communicatio - единство, передача, соединение, сообщения, связанного с глаголом лат. соmmunисо - делаю общим, сообщаю, соединяю, производным от лат. communis - общий) - это процесс обмена информацией (фактами, идеями, взглядами, эмоциями и т.д.) между двумя или более лицами.

Кроме того, понятие коммуникация может употребляться в значении телекоммуникации связи или с помощью технических средств; определенной системы, с помощью которой обеспечивается сочетание міяс удаленными объектами (подземные коммуникации, транспортные коммуникации).

«Ажурная пила»

Работа в домашних группах с новой информацией.

1. Виды коммуникации

• Контакт масок - формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, учтивости, безразличия, скромности, співчутливості т.п.) - набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседника.

• Светское общение - его суть в безпредметності, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что принадлежит говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникации (формальная вежливость, ритуальное общение).

• Формально-ролевое общение - когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника, обходятся знанием его социальной роли.

• Деловое общение - это процесс взаимодействия в общении, при котором происходит обмен информацией для достижения определенного результата. То есть это целенаправленное общение. Оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности. Во время делового общения учитывают особенности личности, характера, настроения собеседника, но интересы дела более значимые, п и не возможные личные разногласия.

• Духовное межличностное общение (интимно-личностное) - раскрываются глубинные структуры личности.

2. Условия осуществления коммуникации

Для осуществления процесса коммуникации необходимо по крайней мере четыре условия:

• наличие минимум двух лиц: отправителя - лица, которая генерирует информацию, которая предназначена для передачи; и получателя - лица, для которого предназначена информация, что передается;

• наличие сообщения, то есть закодированной с помощью любых символов информации, предназначенной для передачи;

• наличие канала коммуникации, то есть средства, с помощью которого передается информация;

• наличие обратной связи, то есть процесса передачи сообщения в обратном направлении: от получателя к отправителя. Такое сообщение содержит информацию о степени восприятия и понятности полученного сообщения.

3. Стороны коммуникации

• Коммуникативная. Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между индивидами, что общаются.

• Интерактивная. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между индивидами, что общаются (обмен действиями).

• Перцентивна. Перцептивпа сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установка па этой основе взаимопонимания.

Границы между этими формами условные, они могут сливаться и дополнять друг друга.

4. В процедуре общения выделяют этапы

• Потребность в общении (необходимо сообщить информацию о ней или узнать, повлиять на собеседника и т.п) - побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.

• Ориентирование с целью общения, в ситуации общения.

• Ориентировка в личности собеседника.

• Планирование содержания своего общения - человек представляет себе (обычно бессознательно), что же скажет.

• Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести.

• Установление контакта.

• Обмен мнениями, идеями, фактами.

• Восприятие и оценка соответствующей реакции собеседника, контроль эффективности общения па основе установление обратной связи.

• Корректировка направления, стиля, методов общения и способов их взаимодействия.

Работа в экспертных группах

Обменяйтесь информацией, запишите ключевые слова.

Работа в группах домашпіх

Обобщите полученную информацию, составьте опорный конспект или схему.

 

III. Процессуально-деятельностный этап

Работа с текстом

Прочитайте текст. Выясните его тему и основную мысль, подберите заголовок. Выделите в тексте ключевые слова. Объединитесь в пары и проведите взаємоопитування по содержанию текста.

Связующим процессом обмена информации является коммуникация. Первая потребность в коммуникации па уровне организации связана с предоставлением необходимой информации по соответствующему вопросу, чтобы позволять каждому выполнять свою работу эффективно и способствовать достижению цели организации.

Невозможно переоценить важность коммуникации в деятельности организации. Большинство из того, что делают руководители, чтобы облегчить организации достижение ее целей, требует эффективного обмена информации. Если люди не смогут обмениваться информацией, то понятно, что они не смогут работать вместе, формировать цели и достигать их. Коммуникации - это сложный процесс, состоящий из взаимозависимых шагов. Каждый из этих шагов очень нужен и важен, для того чтобы сделать наши мысли понятными другому лицу. Каждый шаг - это пункт, в котором, если мы будем беспечны и пе будем думать о том, что делаем,- смысл может быть утерян.

Итак, коммуникация - это процесс двустороннего обмена идеями и информацией, ведущий к взаимному пониманию. Если не достигается взаимопонимание, то коммуникация не состоялась.

В процессе. коммуникации информация передается от одного субъекта другому. Субъектами могут выступать отдельные лица, группы или даже целые организации. Таким образом, по количеству участников коммуникацию разделяют на внутреннюю (человек разговаривает сам с собой), межличностную (разговор между двумя людьми), коммуникацию в малых группах (трое-пятеро людей), публичную коммуникацию (аудитория в 20-30 и более человек), организационную (100 и более человек) и массовую (1000 и более человек).

Коммуникация может быть устной, письменной или печатной. Если устная коммуникация дает возможность быстрого реагирование обеих сторон и передает все нюансы личного общения, то письменная и печатная основном обслуживают публичную, организационную и массовой коммуникации. Особую роль в этом играют современные коммуникационные системы, такие как Интернет, где, так сказать, «электронная» коммуникация достигла почти неограниченных возможностей.

Значительную роль в практике организационных коммуникаций играет деление коммуникации-на вербальную и невербальную. Вербальная - это обычное использование нами родного или иностранного (это безразлично) языка. К невербальной относятся мимика, жесты, позы, одежда, прическа, интонация и тембр голоса и т.д.

Коммуникация и информация различные, но связанные между собой понятия. Коммуникация включает в себя и то, что передается, и то, как это «что» передается.

Коммуникация в своей развитой модели стала напоминать двусторонний поток информации. При этом к колотого из участников взаимодействия в организации ставится ряд требований. Так, каждый из участников должен иметь все или некоторые способности: видеть, слышать, осязать, воспринимать запах и вкус. В этой модели также оценивается место передачи информации, ее полнота, содержание, форма. Это позволяет не только быстро и правильно составить картину о предмете, который интересует участников, но и выбрать деловую стратегию и тактику, определить временные параметры реализации целей.

Обмен информацией становится не просто двусторонним потоком, а многосторонним процессом. Вступая в многоканальный коммуникативная связь, любой субъект коммуникации находится в режиме получателя информации от партнеров и обратной передачи.

Исследования показывают, что руководитель 50-90 % всего времени тратит на коммуникации. Это кажется очень много, но становится понятным, если учесть, что руководитель занимается этим постоянно, чтобы реализовать свою роль в межличностных отношениях, информационном обмене в процессах принятия решений, в планировании, организации, мотивации и контроле. Именно потому, что обмен информацией входит во все виды управленческой деятельности, коммуникации называют связующим процессом, который связывает части организации в единственно целое. Поэтому если устранить коммуникацию, то организация перестает быть управляемой, ее деятельность приобретает хаотический характер.

Социологические исследования показали, что 73% американских, 63 % английских и 80% японских руководителей считают коммуникации главным препятствием на пути достижения эффективности их организаций. Утверждается, что эффективно работающие руководители - это те, которые достигли успехов в налаживании коммуникаций и сами являются коммуникативными (По О.А. Цуруль).

 

IV. Групповая работа

3 представленного перечня выберите виды соответствующей формы коммуникации: 1) устного делового общения; 2) письменного делового общение.

Сформулируйте их особенности. Наведите собственные примеры. Справка: совещание, электронное сообщение, вебинар, CMC-сообщение, жалоба, рецензия, служебная записка, приглашение, телефонограмма, указание, приказ, распоряжение, визитная карточка, сообщения, телеконференция.

Микрофон

Дайте ответ на вопрос: Что я знаю о культуре речи?

Корректор

Исправьте ошибки в рекламе.

• Авиабилеты до любого города Америки.

• Элегантные и роскошные модели свадебного наряда из Германии.

• Растительный сироп быстро облегчает все виды кашелю у детей и взрослых.

• Подписывайте и читайте! Подписной индекс.

• По вопросам реализации обращаться по телефону.

• Обучение в университетах США.

• Ваши фотографии примут участие в розыгрыше призов.

• Лучшие квартиры - по себестоимости! (Только в течение месяца!).

• Празднование Нового года: Болгария, Швейцария, Словакия, Таиланд, Чехия.

 

V. Контрольно-рефлексивный этап

Дискуссия

Подискутуйте из темы «нужна культура речи в век Интернета?»

Сенкан

Суммируйте информацию, полученную на уроке, с помощью сенкан по схеме и ключевым словом урока:

1) 1 существительное - название понятия;

2) 2 прилагательные - описание понятия;

3) 3 глагола - определение действия;

4) фраза из четырех слов, которая относится к теме;

5) 1 слово (синоним темы), в котором отражено содержание сформулирован вывод.

Справка. Сенкан (фр. cinq - пять) - это белый стих, в котором синтезированная информация в кратком изречении из пяти строк.

Образец

Коммуникация.

Устная, письменная.

Соединяет, приближает, помогает.

Ведет к взаимопониманию говорящих.

Процесс.

 

VI. Домашнее задания (на выбор)

1. Составить конспект, терминологический словарь или таблицу «Признаки культуры речи».

2. Сформулировать рекомендации по подъем культуры речи школьников.

3. Провести наблюдения за устным речью своих одноклассников, друзей. Какие ошибки встречаются в их речи? Создать рубрику «Замечания к культуре устной речи».

4. Подготовить сообщение по теме «Соблюдение требований культуры речи - важная предпосылка эффективной коммуникации».