I СЕМЕСТР
УРОК 2
Тема. Знакомство с учебником. Отработка формулы приветствия. Этикетные формулы, используемые в диалогах: «Здравствуйте!», «Добрый день!», «До свидания!»
Цель: ознакомить учащихся с учебником русского языка, расширить их представления о языке как средстве общения, познакомить со словами вежливости; обогащать активный словарный запас и развивать связную речь учащихся; воспитывать культуру общения, уважение к окружающим, любовь к книгам.
Оборудование: книги (учебники, художественная литература); аудиозапись песни «Дважды два — четыре», аудиозапись физкультминутки; сюжетные рисунки с изображением ситуации приветствия: учитель с учителем, учитель с детьми, учитель с учеником; кукла Катя Любознайкина.
Тип урока: комбинированный урок.
ХОД УРОКА
I. Организация класса
Учитель. Вы сегодня
Удивительные
Радостные
Организованные
Классные
Вас ждет интересный. (урок).
II. Актуализация опорных знаний учащихся
1. Беседа
— С каким новым учебным предметом мы познакомились на прошлом уроке?
— Понравилось ли вам общаться на русском языке?
— Кто приходил к вам в гости? С кем вы познакомились? (С Катей Любознайкиной)
2. Повторение выученного на прошлом уроке стихотворения
Здравствуй, школа!
Здравствуй, класс!
Принимай скорее нас.
III. Сообщение темы и задач урока
— Сегодня на уроке мы познакомимся с новым учебником; познакомимся со словами, которые люди говорят друг другу при встрече и прощании; будем учиться правильно говорить по-русски друг с другом, употребляя слова вежливости.
IV. Первичное восприятие и осознание нового материала
1. Знакомство с новым учебником
1) Работа с выставкой книг (учебники, художественная литература)
2) Знакомство с учебником русского языка
— Посмотрите на учебник внимательно. Что изображено на обложке?
— Откройте книгу, полистайте её. Что вам понравилось? (Много цветных картинок.)
— Рассмотрите первую цветную картинку. Что на ней изображено?
2. Советы Кати Любознайкиной
Катя. Дорогие ребята! Перед вами — ваши первые книжки — учебники, ваши верные друзья и помощники. Сотни людей работали над их созданием: авторы, художники, печатники. Поэтому обращаться с книгами надо очень бережно. А чтобы все ваши книжки были всегда новенькими и аккуратными, следуйте советам, которые вам даст ваша первая учебная книга — Букварь.
СОВЕТЫ БУКВАРЯ
Я — Букварь, ваш первый учебник. Вместе со своими друзьями-учебниками мы поможем вам узнать много нового и интересного. Очень прошу вас: не обижайте нас, не загибайте страницы, не рисуйте на них, не берите книги грязными руками. Оберните нас и сделайте для нас закладки. И счастливого путешествия по стране Знаний!
3. Физкультминутка (по выбору учителя)
4. Отработка формулы приветствия
1) Беседа
— Как вы думаете, почему люди приветствуют друг друга при встрече?
— Послушайте стихотворение.
Что с тобой мы друг другу сказали?
Просто «Здравствуйте»,
Больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку радостней
Сделалась жизнь?
— Можете ли вы ответить на вопрос, поставленный в этом стихотворении?
— Как вы думаете, люди всегда приветствуют друг друга с помощью одних и тех же слов?
2) Беседа по рисункам
На доске размещены сюжетные рисунки с изображением ситуаций приветствия (учитель с учителем, учитель с детьми, ученик с учеником).
— Внимательно рассмотрите рисунки. Кто как здоровается?
— Как ученик приветствует учителя? (Здравствуйте, добрый день, доброе утро)
— Что вы говорите при встрече с друзьями, приятелем? (Привет!)
— Можно ли с учителем поздороваться так, как вы здороваетесь с приятелем?
3) Игра «Анализируем ситуацию»
Катя
Друзья, вот вам на всякий случай
Стихи о школьнике одном:
Его зовут..., а впрочем, лучше
Мы здесь его не назовём.
Ему бывает часто лень
Сказать при встрече «Добрый день!»
Казалось бы, простое слово,
А он стесняется, молчит.
И в лучшем случае «Здорово!»
Он вместо «Здравствуй» говорит.
А вместо слова «До свидания»
Не говорит он ничего
Иль заявляет на прощанье:
«Ну, я пошёл. Пока! Всего!»
— Что в поведении мальчика вам не понравилось?
V. Закрепление и осмысление изученного материала
Дидактическая игра «Привет — пока»
1. Работа в парах
1 ситуация. Беседа: учитель — родители.
2 ситуация. Беседа: учитель — ученик.
3 ситуация. Беседа: ученик — ученик.
2. Работа в группе
Комментарий. Первый ученик изображает учителя, второй — одного из родителей; третий — друга, приятеля; четвёртый — одноклассника, который здоровается, а затем прощается по очереди с каждым из них, используя соответствующее слово вежливости.
Затем участники игры меняются ролями.
VI. Итог урока
— Что нового вы узнали на уроке?
— Какие слова необходимо использовать, когда вы здороваетесь и прощаетесь со взрослыми людьми? одноклассниками и друзьями?