I СЕМЕСТР
УРОК 1
Тема. Здравствуй, школа! Заучивание стихотворения со слов учителя. Работа над чёткостью дикции
Цель: познакомить учащихся с новым учебным предметом; дать представление о языке как о средстве общения и познания; расширить представление о школе, классе; содействовать формированию чёткой дикции; обогащать словарный запас и развивать связную речь учащихся; воспитывать интерес к изучению русского языка.
Оборудование: плакаты, рисунки с изображением школы, класса, школьного праздника, звукозапись «Учат в школе» (муз. В. Шаинского), кукла Катя Любознайкина, принадлежности для рисования.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
ХОД УРОКА
I. Организация класса
Учитель
— Долгожданный дан звонок
— Начинаем наш урок.
Звучит песня «Учат в школе» (муз. В. Шаинского).
II. Мотивация учебной деятельности учащихся
Вступительное слово учителя
— Дорогие ребята! Ещё вчера вы были просто мальчиками и девочками. А сегодня, переступив порог этого здания под названием «школа», стали учениками, школьниками. В школе вы будете заниматься очень важным делом — учиться. Каждый день будет приносить вам что-то новое, интересное. Вас ждут новые приключения, открытия. В школу вы пришли, чтобы научиться читать и писать, считать и рисовать, танцевать и петь. Тут весело и интересно. Вы здесь найдете много новых друзей.
Учиться, учиться!
Пришли вы в первый класс!
Всё новое, всё новое,
Всё новое для вас!
III. Сообщение темы и задач урока
— Сегодня мы начинаем изучать новый предмет — русский язык.
— Какие предметы вы уже изучаете? (Математику, украинский язык, музыку, физическую культуру, трудовое обучение, изобразительное искусство.)
— Чем интересны для вас эти предметы?
— На уроках русского языка мы будем учиться общаться, правильно и красиво говорить на русском языке, читать.
— Как вы думаете, нужно ли вам изучать русский язык? Для чего?
IV. Первичное восприятие и осознание нового материала
1. Знакомство с подружкой
— Хочу познакомить вас с необыкновенной девочкой (учитель показывает куклу).
Её зовут Катя Любознайкина.
Катя. Дорогие девочки и мальчики, здравствуйте! Вы мне очень нравитесь. Я хочу с вами дружить и помогать изучать русский язык. Мы вместе будем познавать тайны и открывать секреты русского языка. Научимся читать и овладеем правилами культуры речи. В добрый путь!
2. Речевая разминка. Работа с чистоговоркой
Катя. Для начала, чтобы лучше познакомиться, давайте поиграем в игру «Доскажи словечко».
Ра-ра-ра — начинается иг...
Ук-ук-ук — без наук, как без р...
Ись-ись-ись — не ленись, а уч...
Уп-уп-уп — кто не учится, тот гл...
Ру-ру-ру — продолжаем мы иг...
Тся-тся-тся — на ошибках учат...
3. Работа с пословицей
Грамоте учиться — всегда пригодится.
— Как вы понимаете эту пословицу?
— Что надо делать, чтобы быть грамотным?
4. Словарная работа
Катя. Хочу предложить вам ещё одну игру — «Кто больше?» Надо назвать как можно больше слов по теме «Школа». (Школа, урок, звонок, ученики, учитель, класс, парты, доска, учебники, тетради, ручки, карандаши, мел, ответ, отметка, альбом, школьники, друзья...)
5. Развитие монологической речи
— Расскажите о своих первых впечатлениях о школе. Какая наша школа? Учитель заслушивает ответы трёх-четырёх учащихся, исправляя речевые ошибки.
6. Разучивание учащимися стихотворения
1) Беседа
— Что люди обычно говорят друг другу при встрече?
— Как можно поприветствовать школу?
— Приветствовать школу можно и так:
Здравствуй, школа!
Здравствуй, класс!
Принимай скорее нас.
2) Разучивание стихотворения, работа над чёткостью дикции
3) Конкурс «Лучший чтец»
7. Физкультминутка (по выбору учителя)
8. Развитие речи, обогащение словарного запаса
Катя. Дети, вы знаете, чем отличается воспитанный человек от невоспитанного? (Поступками, речью)
— Воспитанные люди употребляют в речи слова вежливости. При встрече, например, что вы говорите? (Здравствуйте! Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! Привет!)
V. Закрепление и осмысление изученного материала
Творческая работа
Катя. Ребята, вы пришли в школу. Это теперь ваш дом на многие-многие годы. Но первый раз воспитанные люди приходят в гости с подарками. Давайте и мы подарим школе подарки: рисунки, песни, стихи.
1. Чтение детьми стихотворений о школе, детстве (по выбору детей)
2. Исполнение песен
3. Выполнение рисунка на тему «Здравствуй, школа!»
VI. Итог урока
— С каким новым предметом вы познакомились?
— Понравилась ли вам школа? Чем?
— Понравилось ли вам общаться на русском языке?