УРОК № 3
Тема. Повторение изученного в начальной школе. Части речи: основные способы их распознавания
Цель: закрепить полученные знания о частях речи, об их грамматических признаках; совершенствовать умение находить орфограммы в словах; воспитывать любовь к природе.
Ожидаемые результаты: учащиеся умеют различать части речи, знают их грамматические признаки; умеют находить орфограмму в слове.
Оборудование: учебник, дидактический материал.
Тип урока: систематизация и обобщение знаний.
Ход урока
I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
- Творческая работа.
Из данных групп слов составьте предложения.
Мы, брат, собраться, лес, грибы.
Остановиться, мы, небольшая, полянка.
— Назовите части речи в составленных предложениях.
— Слов какой части речи не хватило для построения предложения?
— Какова роль этой служебной части речи в предложении?
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
- Проверка домашнего задания.
- Вопросы учащимся.
— На какие группы делятся части речи?
— Какие самостоятельные части речи вы знаете?
— Как узнать, к какой части речи относится то или иное слово? Приведите примеры.
— Как изменяются имена существительные, прилагательные, местоимения, глаголы?
— Какие служебные части речи вы знаете?
III. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО
- Объяснительный диктант.
Прошло жаркое лето. По небу поплыли тяжёлые тучи. Моросит холодный дождь. Готовится к долгой зиме колючий ёжик. Натаскал он в яму траву, жёлтые листья, мягкий мох и устроил себе уютное гнездо. Скоро всю землю покроет белый снег.
- Выборочный диктант.
1. Выпишите из текста объяснительного диктанта имена прилагательные вместе с существительными, к которым они относятся. выделите окончания прилагательных; определите род, число, падеж.
Образец: жаркое лето — И. п., ед. ч., ср. р.
2. Выпишите из текста объяснительного диктанта глаголы, в составе которых есть приставка. Определите время глагола.
Образец: прошло — прош. вр.
3. Выпишите из текста объяснительного диктанта предлоги вместе со словами, которые они связывают. Определите падеж существительного.
Образец: поплыли по небу — Д. п.
4. Назовите остальные части речи, встретившиеся в этом тексте?
- Задание учащимся.
К прилагательным, выписанным из текста диктанта, подберите слова, противоположные по значению. К какому слову вы не смогли подобрать пару?
Образец: жаркое — холодное.
IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Продолжить текст, записанный на уроке, 3-4 предложениями, подходящими по смыслу.
V. ИТОГ УРОКА
- Беседа с учащимися.
— Как изменяются имена существительные и имена прилагательные?
— Как определить род, число и падеж прилагательного?
— Какова функция предлогов?