УРОК № 2
Тема. Повторение изученного в начальной школе. Звуки и буквы. Значимые части слова; однокоренные слова. Орфограмма. Проверяемые и непроверяемые гласные и согласные в корнях слов
Цель: повторить сведения о звуках и буквах, составе слова, дать понятие орфограммы; совершенствовать умение объяснять правописание слов; воспитывать интерес к слову.
Ожидаемые результаты: учащиеся различают звуки и буквы; знают, на какие группы делятся звуки речи; умеют выделять значимые части слова; имеют понятие об однокоренных словах; умеют находить в слове орфограмму; знают правила правописания проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корнях слов.
Оборудование: учебник, дидактический материал.
Тип урока: систематизация и обобщение знаний.
Ход урока
I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
- Коллективная работа.
Прочитайте текст.
Чтобы ходики ходили,
А будильники будили
И всегда любой из нас
Точно знал, который час,
В часовой мастерской
Чинят время день-деньской.
— Найдите в отрывке однокоренные слова.
— Укажите, в каких из них гласные в корне ударные, а в каких — безударные?
— Какая значимая часть слова отсутствует в словах данного отрывка?
— В каких словах есть буквы, которые не обозначают звук?
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
- Проверка домашнего задания.
- Вопросы учащимся.
— В чём разница между звуками и буквами?
— На какие группы делятся звуки речи?
— Какие значимые части слова вы знаете?
— Какие слова называются однокоренными?
— Какие правила о проверке написания безударных гласных и согласных вы знаете?
— Как называются слова с непроверяемой безударной гласной и согласной? Как проверить написание таких слов?
III. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО
- Тренировочные упражнения.
1. Определите количество букв и звуков в словах.
Ёлка, платье, ходить, зелёный, честный.
2. Разделите слова для переноса. Какое слово нельзя перенести и почему?
Прекрасный, рассыпать, классный, осень, подъехать, украшают.
3. Переведите слова с украинского языка на русский*. Разберите их по составу. Выпишите пары однокоренных слов, подобрав к ним по два своих примера.
Морський, книга, приморський, гриб, школа, садівник, садок, рибка, дубовий, річка, дощ, грибок, пришкільна, ніч.
Образец: морской, приморский — море, моряк.
- Словарная работа.
Орфография. Орфос — правильный, графо — пишу (греч.).
Орфограмма. Орфос — правильный, грамма — письмо (греч.).
Орфограмма — такое написание в слове, которое соответствует определённому орфографическому правилу.
- Словарный диктант.
Запишите слова. Подчеркните орфограммы. Подберите проверочные слова.
Отвечает, поглядел, принесёт, пролетает, посмотрел, выбежит, отгоняет, проходил, выдержит, отцветает, пожалел, провезёт, вылезет, замечает.
- Выборочный диктант.
Из предложений выпишите слова с проверяемой согласной в корне, обозначьте орфограмму и подберите проверочные слова.
Образец: ножка — ноженька.
К нам на длинной мокрой ножке дождик скачет по дорожке. Дождь плясал по огороду, поливал на грядки воду. Наша речка узкая, мелко в нашей речке. Под берёзкой белоногой подберёзовик растёт. Как дети на зарядке, под солнцем у реки стоят на длинной грядке трёхлетние дубки.
(З. Александрова)
IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Из орфографического словаря** выписать 7 слов с непроверяемой безударной гласной и 7 слов с непроверяемой согласной в корне слова.
V. ИТОГ УРОКА
- Вопросы учащимся.
— Без какой значимой части не может быть слова?
— Как проверить безударную гласную в корне слова?
— Как проверить сомнительный согласный в корне слова?
___________________________________________________________
* Здесь и далее можно воспользоваться пособием: Шкільний російсько-український, українсько-російський словник / Упоряд. Г. В. Донша, В. Ф. Жовтобрюх.— Х.: Веста: Видавництво «Ранок».
** Здесь и далее можно воспользоваться пособием: Палатовская Е. В. Школьный орфографический словарь.— Харьков: Веста: Издательство «Ранок».