НАДЕЖДА - это же особое состояние и определенный истор. этап развития этноса, связанный с созиданием нац.-гос. символов и атрибутов, нац.-гос. самосознания, общ. нац. интересов, нац. идеи и нац. культуры.
Первичной основой Н. является этнос как своеобразная человеческая общность, которая складывалась исторически, приобретая ряда единых социально-культурных признаков: этнической самосознания, общего самоназвания, языка, похожих особенностей психічн. состава, культуры, быта, единой формы социально-террит. организации.
Понятие Н., как и ее природы и механизма формирования, остаются дискуссионными. Существуют две основные полярные взгляды на эту проблему, сформированные в неоднозначных етнонац. ситуациях и различных этнологических школах: конструктивист. - более характерен для науки и практики стран Запада, и примордиалістський (етнонаціоналіст.), особенно присущ отечественной этнологии. Первый, по сути, отрицает реальность Н., когда толкует ее как "міфол. конструкцию интеллектуалов", отождествляя тем самым Н. с государством, а нац. принадлежность человека с его гражданством. Этничность конструктивистами рассматривается лишь как чисто культурное явление, что творится доминирующей в государстве нац. группой или совокупности групп.
Примордиалісти (а к ним относится подавляющее большинство укр. исследователей) считают Н. сравнительно независимой и динамичной социально-культурной системой, живым социальным организмом. Для того есть веские основания: ведь Н., как и любая социальная система, способная к самовоспроизведению; она имеет достаточно выраженную структуру, основой которой является освященная традициями міжпоколінна этнокультурная информация; она, наконец, имеет ощутимый реальное влияние на все социальные процессы. Подтверждением последнего положения могут быть нац. движения и нац. освободительные войны, на которые особенно богата этническая история украинцев.
Итак, толчком к развитию Н. становятся нац. движения как определенное следствие реализации нац.-гос. интересов и нац. идеи, а конечным результатом является создание государственности со всеми ее атрибутами, ин-тами и символами.
По этимологическим происхождением слово "Н." означает "народ", но в современной практике междунар. отношений под Н. понимают не народ, а только такой, который имеет собственную государственность и суверенность и может выступать как самодостаточный субъект внешних отношений. Организация Объединенных Наций (ООН) является сообществом именно таких народов. Итак, народ, имеющий государственность, а следовательно - полет, границы, таможенные учреждения, армию, службу безопасности, собственные конституцию и денежную единицу и т. д., и является нацией. Важнейшие признаки Н. - это единство неприкосновенной территории, а также единство экон. и полит, жизни. Народ консолидируется в Н. опосредованным действием и под давлением прежде всего внешних относительно себя факторов.
Если этнос является образованием преимущественно социально-экон. и политико - правовым, то Н., к тому же, как и народ, есть образованием полет. Но народ, сложился на основе одного этноса и содержит в себе определенное количество етнодисперсних групп, может в течение некоторого истор. времени существовать как составная часть какого-либо государства (Украина или Армения в пределах СССР, Словакия в пределах ЧССР, Словения в пределах СФРЮ) и только при благоприятном стечении обстоятельств начать превращаться в нацию. Такой же народ, сложившийся из нескольких сравнительно одинаковых этносов (бельгийский, швейцарский и т.п.), мог конституироваться как один народ лишь в условиях государственности, то есть одновременно формируясь и как Н. Вместе с Н. возникает такое явление, как гос. язык. Причем Н. может иметь и не одну гос. язык.
По укр. нации, то ЕЕ формирование связано с созиданием Киевского государства, которая способствовала консолидации разрозненных етноплемінних образований (полян, северян, древлян, тиверцев, уличей, волынян, белых хорватов), что становились субетносами - главного признака нациогенеза. Однако в период Киевской Руси націогенез украинцев не был завершен, восстановившись в XVI - XVII вв. на фоне казачества и в процессе нац.-освободительной борьбы. Позже он "созрел" через ряд этапов, известных как нац.-культурное возрождение. Начавшись в XVI в, как войск.-полет, возрождение, оно продолжилось напр, XIX ст., в сфере культуры и духовности, 20-х гг. XX ст. - как гос.-полет, перестройка, наконец, в наши дни - в форме общ. нац. подъем всех важных сфер жизни укр. народа, государства, культуры, науки, быта.