Социология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Социология краткий энциклопедический словарь

НЕОФУНКЦІОНАЛІЗМ один из новейших центральных направлений соціол. теоретизирования (с 80-х гг. нынешнего столетия), результат стараний группы ведущих теоретиков (Дж. Александер, П. Коломи, Н. Луман, Г. Мюнх, Р. Смел зер и др.) влить новые силы к парадигме структурно-функционального анализа, преодолев теорет. трудности и ограничения последнего. По определению Дж. Александера и П. Коломи, Н. э "самокритичным течению функциональной теории, которая стремится к расширению интеллектуального кругозора с одновременным сохранением его теорет. ядра". Задача разработки более широкой синтетической теории обусловило необходимость добавить префикс "нео", однако осталась первоначальная цель структурно-функционального подхода Т. Парсонса: создание абстрактных концептуальных схем, которые служили бы теорет.-методол. основой сложных опыты., программ.

Предлагается продолжение парсонсівської линии ударение на аналитичности и абстрактности соціол. концептуализации действительности, хотя без прежних претензий на всезаг. и объективно - научный характер лишь этого подхода. Теоретики Н. отстаивают первостепенное значение социологии как позитивной науки в плоскости контівсько-дюркгеймівської традиции ее понимания, как выяснение и объяснение определяющих, постоянных характеристик социального мира, закономерностей его оперативной динамики. В противовес росту (в 70 - 80-х гг.) интереса к субъективной мотивации и социального действия вообще, к проблемам интер-претативності и конвенціальності в обосновании соціол. концепций, они подчеркивают важность общ. наук, стандартов развития соціол. теории, ее фактол. обеспечения, эмпирической верификации, методол. четкости - всего того, что должно способствовать объективности, кумулятивности узаг. и выводов социологов.

Н. подается как новая, третья фаза "теорет. движения" (Дж. Александер) в послевоенной социологии США (первая - это доминирование структурно-функционального анализа, вторая - его сокрушительная критика со стороны микро уровневых подходов, теории конфликта, социального бихевиоризма и др. в 60 - 70-х гг.). Изменения в социальной реальности и внутренне-дисциплинарной ситуации стимулировали пересмотр ряда парсонсівських тезисов, курс на "реконструирование, ревизию и совершенствования положений функціоналістської традиции для нейтрализации ее негативных сторон: игнорирование социальной конфликтности, антиіндивідуалізм, антагонизм к изменениям, консерватизм, идеализм и антиемпіричність, что инкриминировалась ему критиками. Преодоление этих недостатков стало целью сторонников Н. Оживление интереса к функціоналіст, идей актуализируется и тем, что, по утверждению его руководителей, Н. не является "чем-то похожим на набор концепций, методов, моделей или же идеологией, а, скорее, теорет. видением", отличительными чертами которого является сосредоточение: 1 - аналит. уровне, в частности культурном, структурном и индивидуальном; 2 - на системах и подсистемах общества; 3 - на процессах нормативной детерминации; 4 - на явлениях социальной дифференциации; 5 - на взаимосвязях между інституціальними сферами. К этому следует добавить упор на дискурсе как главном средстве развития соціол. науки.

Сторонники неофункціоналіст. основ исповедуют общ. системный подход, синтетическую форму теоретизирования с новым импульсом парсонсівським идеям теорет. интеграции в более широком ракурсе, тяготеют к макрокультурних студий. Они, по мнению Дж. Александера, наилучшим образом воплощают общ. движение в области соціол. теории, главные тенденции этого движения к синтезу, интеграции, преодоления односторонности, деидеологизации соціол. анализа. Этот подход становится полем интенсивного теорет. дискурса, фундаментом многочисленных эмпирических исследований. В этом плане подчеркивается, что Н. является скорее тенденцией,чем завершенной теорией; примером пути к синтетической соціол. метатеории. В частности, следующие основополагающие ориентации неофункціоналістів: отказ от монокаузального детерминизма, открытость и плюралістичність; равное внимание к действию и порядка; інтегративності общества прежде всего как возможности, а не статист, равновесия; взаимосвязь между личностью, культурой и социальной системой, включает источники как контроля, так и изменения; процессы дифференциации в середине систем личности, культуры и общества является продуктом индивидуализации и інституціальних напряжений.

Следовательно, линия на "совершенствование" и "ревизию" функціоналіст. парадигмы, то есть ее развитие и обновление, сопровождается восприятием, использованием идей "вражеских" ранее школ: конфликтологии, теории обмена, символ, интеракционизма, феноменологии и т.д, желанием адаптировать их к "базовой", по мнению неофункціоналістів, теорет. традиции. Менее догматична, открыта до учета взглядов оппонентов версия фунціоналіст. подхода выдвигается в авангард соціол. мышления конца XX в. Неофункціо налісти считают себя ведущими в главных тенденциях развития соціол. мысли конца XX в. Прогресс в социальных науках, с их аргументами, обусловливается не только накоплением эмпирических знаний и разнообразием концептуализации, а спиранням на теорет. логику, универсальные объяснительные модели и "генералізуючий дискурс", в чем лучшие достижения получили последователи Т. Парсонса. Они демонстрируют себя образцами ухода от полемической односторонности и обоснование универсальной обобщающей теории в социологии. Требования времени - новый реализм в понимании социальной жизни и синтетическая форма теоретизирования - с наибольшей полнотой воплощается в трудах социологов этого направления. Все это дает возможность Н. занять видное место в развитии соціол. дисциплин нашего времени.