Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Философия посбіник

Тема 2. МЕТАФИЗИКА

 

§ 3. Спекулятивная психология

Сознание и бессознательное

Если сознание - это «отчетное» деяния, когда человек не проверяет то, что происходит, а понимает, несет ответственность за то, что вдіяно, то бессознательное - это совокупность-ность явлений, которые не поддаются отчетности. То есть - факт. В отличие от сознания, которая представлена безусловным образом, бессознательное - условное. Это рациональное отношение, опирающееся на рациональное основание. Одним словом бессознательное - инстинктивное, а не разумное. Это не только гипноз, сновидения, автоматизм (психика), но и предметно-логическая мысль.

 

Согласно С. Фрейду, наряду с сознанием психический аппарат имеет два вида бессознательных содержаний: напередсвідоме и бессознательное.

Напередсвідоме - не является содержанием сознания в заданный момент, но может им стать в любой следующий момент. Бессознательное - может быть понято только в результате аналитической работы. Между безсвідомим и напередсвідомим есть барьер, который удерживает напередсвідоме от проникновений бессознательного. Поведение человека трактуют как результат компромисса между противоречивым содержанием бессознательного, посылы которого идут из раннего детства и связаны с биологическими аспектами человека (либидо, танатос). Так, бессознательное по своей сути «дикое» и требует цензуры правил внешнего мира и культурных норм. С одной стороны, С. Фрейд доказывает регулятивное назначение внешнего от вседозволенности внутреннего, с другой - демонстрирует безмерность и предопределенность как неотъемлемые черты внутреннего. Человек - всего лишь механизм психики, а ее способность к творчеству - ошибки работы «Я», внутренняя слабость.

Внутренний мир человека в С. Фрейда вышел бездушным, ведь «Я» трактуется мыслителем, не как «восторг» (номос) сознания, а как надзиратель, «стримувач» (контроль) сознания. На самом деле внутренний мир человека не имеет никаких комплексов, коллективных (чьих) актов, он полон Другим. Иначе говоря, собой - ничейным, духовным. Сознание - идеал, а бессознательное - это осмысленное и присвоено себе как определенное (однако, безнадежное!) знание, которое уже не покидает человека, но и не делает ее жизнь легче. Не важно, это нечто заданное от рождения, или приобретенное в процессе жизни. Аналитическое понимание сознания не закрепляет силы внутреннего, а дискредитирует (психологізує). Сознание стало рассматриваться как психический процесс, поддается «отдельным» актам, контроля, деформации и коррекции.

На основании самодостаточности духовного мира можно утверждать, что сознание парадоксальная единство того, кто осознает, и того, что осознается, имеет предмет саму себя и исследует себя через свой предмет, то есть сознательно. За неконкретность, неуловимость себя сознание отождествляют с бессознательным, хотя на самом деле бессознательным является расчлененное знание, ассоциировать ли интерпретировать которое уже не возможно. Бессознательное - «неживое», оно бремя приобретенного и лишенное духовной силы удивлять и «пробуждать», разукомплектовывать человека к познанию себя и мира.

Следовательно, соотношение сознания и бессознательного - это соотношение «прагматики» сознания и «прагматики» бессознательного: состояний свободы и зависимости. К опыту сознания человек не может не обратиться. Невозможно одновременно потерять сознание и быть самодостаточным. А вот опыта бессознательного невозможно избавиться. Нельзя одновременно отбросить бессознательное и утверждать себя живым. И сознание и бессознательное равнозначные силы, избежать которых человек не может. Однако человек может умом постигать различные интонации сознания и бессознательного для того, чтобы быть правильной, духовной сущностью, не осуществляя выбора между ними, а безальтернативно трансцендуючи в пределах сознания.