Тема 2. МЕТАФИЗИКА
§ 3. Спекулятивная психология
Проблема сознания
Особой сферой духовной жизни является сознание. Проблема сознания чрезвычайно сложна. Идеалисты считают, что сознание - автономное от материального явление, что она творит бытие. Будучи причиной чего-то нового, сознание должно иметь собственную онтологию. Материалисты утверждают, что сознание тесно связана с материей. Согласно материалистической философии, сознание является лишь отражением бытия, его копией или отражением в голове человека. Обе концепции определяют сознание через бытие и, несмотря на внешнюю противоречивость, связанные между собой тем, что фиксируют противоположные стороны одного и того же отношения. Отношение бытия к самому себе - самосознание (собственно сознание).
Сознание отличная от внешнего мира, ведь есть самой по себе. Она самодеятельный, самостворювальний процесс. А это утверждает ее непредметну, позалогічну сущность. Будучи соизмеримой себе, сознание выделяет человека среди других вещей. Человек как разумное существо - это не просто вещь среди вещей или один из элементов объективного мира. Сознание, безусловно, меняет положение человека в мире, открывает свободу ее внутреннего мира и необходимость самоопределения себя как духовной сущности.
С онтологической точки зрения сознание - это преодоление имеющихся форм существования и открытие трансцендентального горизонта, бесконечности развития себя до уровня личности. Это акт самосозидания, постоянный выход человека за собственные предметные границы, внешнее противостояние бытия и ничто превращает внутреннее отношение бытия к самому себе. В свою очередь, такой опыт утверждает возможность человека укреплять собственную основательность через реализацию своих свідомісних усилий. Так, сознание представляет максимально возможную для человека полноту действительности. Это такое ничто, через которое открывается все (В. Гусев).
Если бы сознание отражала внешнее бытие, она была бы лишней в бытии, не имела бы положительной ценности. И через преодоление имеющегося сознание относит ограничено и частичное вне себя, сосредоточивая человека на совершенном, настоящему. Сознание собственно и является «силой настоящего».
Сознание как непосредственность движения человека к должному, духовного, хоть и не имеет содержания, качеств, все-таки представляет себя через «признаки». Ими формальность, уникальность, безвідносність, завершенность, неисчерпаемость, абсолютность, символичность. Все они выражают одно: сознание является основанием действительности с особой структурой.
Структура сознания, согласно традиционным взглядом охватывает формы и уровни сознания. К формам сознания относятся познавательная (кон'юнктивна), что включает мышление, процесс абстрагирования, память и основу которой составляют знания; эмоциональная (чувства, эмоции, аффекты, страсти, самоконтроль), к которой относятся цели, идеалы, нормы, предписания; и мотивационно-волевой (интересы, потребности, мотивы); в которой определяющей является воля. Относительно уровней сознания, то выделяют подсознание (потенциал), то, что выступает в форме инстинктов, осознанность (поступки, высказанные в доказательной форме) и понадсвідоме (синтез подсознания и осознания).
Представители метатеоретического описания сознания, в частности М. Мамардашвили и Бы. Пятигорский исходили из невозможности прямого подхода к сознанию и выделили: сферу сознания, как мир внутри сознания - все, что исключено из системы пространственно-временных параметров; состояние сознания, как попытка выражения невозможного, полного выражения в правилах логического переживания» (логика Абсолюта), когда неустойчивость сознания для внешнего наблюдателя одновременно является устойчивостью сознания для самого себя; структуру сознания, где само сознание является пространственной розміщеністю относительно самой себя. Моменты указанной структуры сознания - это феномены, которые фиксируют процесс чего-то, что происходит. И это то, что происходит, рождается именно в поле этих феноменов.
Главными функциями сознания являются познавательная, творчески-конструктивная, регулятивно-управляющая, прогностическая, аксиологическая, социально-адаптивная.