Основы философских знаний
Раздел первый ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ
ГЛАВА ПЕРВАЯ ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЙ
3. Философия Западной Европы
Софисты.
Вершина развития античной греческой философии приходится приблизительно на вторую половину V - конец IV века до н. э. Тогда четко проявилась тенденция выделения проблемы человека в системе других проблем окружающего мира. Человек становится специальным предметом философствования. Особенно ярко эта тенденция проявляется у софистов (от греч. sophia - мудрый), которые за плату обучали «мудрости». С определенной долей иронии философ Сократ говорил о учителей мудрости, что когда учат мудрости, то сами должны быть мудрыми. Позже софізмом стали называть философское направление, представители которого основное внимание уделяли не систематическому усвоению учащимися знаний, а использованию приобретенных знаний в дискуссиях. Самыми известными представителями софистов является Горгий, Протагор, Гиппий, Продік, Фразімах, Критий.
Исходный принцип софистов, сформулированный Протагором, означал: «Человек - мера всех вещей». То, что приносит человеку удовольствие, хорошо, а то, что вызывает страдания, - плохое. В рамках теории познания многие из софистов стали релятивістами. Так, Горгий считал, что в теории познания действуют три тезиса. Первая: ничто не существует. Вторая: если что-то и существует, его невозможно познать. Третья: если и возможно познать, то невозможно передать и объяснить другому. И софисты учили не только риторике и философии, но и занимались математикой, поэзией, музыкой, астрономией, исследованием языка.