Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Вступление к философии
Великие философы учебное пособие

Раздел С

ЛИЦОМ К ЧЕЛОВЕКУ

Томас Мор

(1478-1535)

«Там, где есть частная собственность, где все измеряется деньгами, там едва ли когда-либо возможно правильное и успешное обустройство государственных дел»



Английский гуманист, государственный деятель и писатель Томас Мор родился в семье юриста, начальное образование получил в грамматической школе св. Антония. Тринадцатилетним он был принят пажом в дом архиепископа Кентерберийского Джона Мортона. Позже любознательный юноша учился в Оксфордском университете, затем проходил курс юридических наук в школах правоведения Лондона. Томас изучал латынь и древнегреческую язык, философию и юридические науки. Он настойчиво изучал произведения знаменитых античных мыслителей Платона и Аристотеля, увлекался Лукианом и Августином Блаженным, произведениями других средневековых мыслителей.

Значительное влияние на юношу оказали оксфордские гуманисты, в частности, Дж. Колет, Т. Лінакром, В. Гросин, В. Лили, с которыми он сблизился во время обучения в университете. Знаковым событием в жизни Томаса Мора стало знакомство и дружба с голландским гуманистом Еразмом Роттердамским. Между ними сложились теплые, дружеские отношения, которые позволяли обмениваться мнениями, сомнениями, прогнозам. Есть все основания считать, что именно в общении с Роттердамским у Томаса Мора созрела идея подготовки будущего произведения с оригинальным названием - «Утопия».

Отметим, что слово «утопия» имеет греческое происхождение: «в греческом означает «не», «топос» - «место». Итак, утопия - это «место, которого нет». Это фантазия, вымысел, своеобразная сказка, направленная на интеллектуальное возвышение над реальными жизненными обстоятельствами, конструирование жизненных моделей, которые бы преодолевали общественные противоречия и способствовали достижению общественного блага.

Конечно, Т. Мор не был пионером в фантазиях относительно будущего социального строя как справедливого для всех. Своеобразные «Утопии» существовали уже в доисторические времена, в период «до нулевого времени». О благодатности «времени Кроноса», например, писали Гесиод (VIII-VII века до н.э.) и много других древнегреческих философов и поэтов. В период эллинизма появляется первый фантастический описание странствий Ямбула (II век до н.э.), Утопический проект «идеального государства» разработал знаменитый античный философ Платон. Фантастическое видение будущего общества, основанного на «единой религии» и управляемого «кастой священников», подарил миру английский мыслитель Р.Бекон. Близкую к будущей концепции «научного коммунизма» программу перестройки общественной жизни в интересах широких народных масс подготовил предводитель крестьянского восстания в Германии (1525 год) Т. Мюнцер.

Итак, «Утопия» Т. Мора имела под собой глубокое интеллектуальное основание. И все же он был первым. «Утопия» Т. Мора дала имя целому направлению общественной мысли. Размышления представителей этого направления направили ее в будущее, а не в прошлое, как подавляющее большинство «доморівських» фантазий. А главное, именно «утописты» обосновали идею «социализма (и коммунизма) как общества, достижения всеобщего блага на основе ликвидации (устранения, обобществление) частной собственности.

Ознакомление с трудами Т. Мора (собственно, как и Т. Кампанеллы) дает основания для утверждения, что в них содержится значительная доля реализма. Именно они, как никто другой до этого времени, правдиво и реалистично отразили противоречия становления капиталистического способа производства, страдания народа, вызванные первичным накоплением капитала, варварские методы становления и развития новых общественных отношений, трудности внедрения гуманистических идей в реальную человеческую жизнь.

В то время, когда «кабинетный ученый» Е. Роттердамский самоотверженно отстаивал абстрактно-гуманистические идеи, а реформатор-практик М. Лютер «подминал под себя» религиозно-духовную сферу человеческой жизни, ученый и политик Т. Мор анализировал реальные социальные процессы, показывал их враждебность действительной, а не воображаемой человеческой природе, обосновал пути преодоления ситуации, достижения модели социального устройства, в котором, по его мнению, идеалы Возрождения, наконец, найдут свое практическое воплощение.

Судьба Т. Мора - противоречивая. Он пользовался большим успехом в кругу научной, философской и литературной общественности. Был влиятельной политической фигурой. Избирался в парламент, а в нем - председателем палаты общин. В 1529 г. Томас Мор был назначен лорд-канцлером. Казалось бы, карьера складируется более чем успешно. Однако... Причиной будущих катаклизмов для Мора стал его характер и внутренние убеждения, которыми он не мог уступить. Как известно, Томас Мор не только категорически не принимал идей Реформации, но и был их активным противником. За разногласий с королем по вопросам отношения к католической церкви он был уволен со всех должностей, впоследствии его посадили, а потом обвинили в государственной измене (официально - за отказ принести присягу, которая противоречила его католическим религиозным убеждениям) и казнили как государственного преступника. История со временем вернула культуре честное имя великого утописта: в 1886 году Т. Мор был причислен католической церковью к лику блаженных и в 1935 году канонизирован.

Литературное наследие Т. Мора очень большая. Наиболее известной и влиятельной является его работа, посвященная изложению социалистических идей: «Золотая книга, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом остров Утопию». Эта книга была впервые опубликована в 1516 году при содействии Е. Роттердамского.

В первой части книги философ разоблачает негативизм современных ему социальных и политических порядков, рисует жесткую картину жизни безземельных крестьян, страданий обездоленных народных масс, вызванных развитием капиталистических отношений.

Корни социального зла, согласно Т. Мором, заключается в частной собственности, которую охраняет государство, что представляет собой заговор богатых для угнетения бедных. «...Где только есть частная собственность, где все мерят на деньги, там вряд ли когда-либо возможно правильное и успешное течение государственных дел» (Мор Т. Утопия. - 2-е изд. - М.,1953. - С.95). Без ликвидации частной собственности, подчеркивал великий утопист, установить справедливый порядок невозможно.

Современное государство, как и весь способ организации жизни и деятельности, считал философ, является враждебными человеку. Здесь все подчинено частной собственности в такой мере, что овцы стали такими прожерливими и непогамовними, что поедают даже людей » (Мор Т. Утопия // Утопический роман XVI-XVII веков. - М., 1971. -С. 55).

Человеческая жизнь, согласно с Т. Мором, за его ценности нельзя уравновесить всеми благами мира. Бог запретил насилие, но жизнь организована так, что люди очень легко убивают друг друга за то, чтобы отнять даже небольшую сумму денег. Все это - в реальной жизни, которое окружает нас. Однако есть место, где жизнь организована на совершенно иных началах. Это - остров Утопия. Вторая часть книги посвящена описанию идеального общественного устройства на острове «Утопия». На нем нет частной собственности, нет богатых и бедных. Все люди работают. Наиболее тяжелые и вредные работы выполняют преступники - граждане - рабы, которые отбывают наказание за совершенные преступления. Рабочий день длится 6 часов. Основную хозяйственную ячейку составляет семья. Каждая семья занимается своим ремеслом и всю продукцию отдает обществу. Политический строй основывается на принципах выборности и старшинства. Однако, выборность распространяется не на все слои населения, а лишь на глав семей.

Каждый город имеет свою сельскохозяйственную территорию и ежегодно посылает на фермы группы граждан для выполнения сельскохозяйственных работ. После двухлетней работы на селе группа возвращается в город и приступает к выполнению основных занятий.

В идеальном государстве работают все. В ней нет дармоедов. Благодаря этому общество имеет достаточное количество продуктов, которые распределяются по потребностям.

Интересным является описание организации обучения и воспитания детей и молодежи, отношений между родителями и детьми. За Мором, образование на острове «Утопия» является доступной каждому гражданину. Характерно, что образование здесь сочетается с суспільнокорисною трудом. Дети изучают земледелие, ремесла, имеют возможность проверить свои теоретические знания практической работой в поле и на производстве. Для взрослых в «Утопии» открытые общественные залы, где они приобщаются к той части знаний, которая необходима для их практической деятельности или отвечает внутренним потребностям личности.

Т. Мор мечтал о это устройство не как о такой, ицо наступит только «где и когда», но как о такой, что может быть реализован в действительности. Правда, он не рассказывает о путях его построения. В то же время известно, что Т. Мор был противником революций и народных движений, в которых он видел лишь разрушительную силу и анархию. Вторым выдающимся утопистом этой эпохи был итальянский поэт, философ и политический деятель, сын сапожника Томмазо Кампанеллы.