РАЗДЕЛ VI
ФИЛОСОФСКО-ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В УКРАИНЕ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIII - ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XVII СТ.)
Украинское Передвідродження (вторая половина XIII - XV вв.)
С окончательным падением Киевской Руси (середина XIII ст.) начинается новый период в жизни украинского народа. Распад русских земель на отдельные удельные княжества, общины привел к тому, что они постепенно попадают под колониальную зависимость Венгрии, Польши, Литвы. Некоторое время еще сохраняются в какой-то степени законы, права украинского народа, ведущее место занимает православная церковь, но начиная с середины XV в. отменяются русские права, заводятся новые порядки, наступает упадок староукраинского строя, а на смену ему приходят окатоличивания и ополячивания.
Украинский народ испытывает давление и со стороны других врагов - Турецкой (Османской) государства и Крымского ханства и Московского государства. Что же до последней, то она, избавившись в 1480 г. зависимости от Золотой орды, заявила свои претензии на украинские земли, считая себя наследницей Киевского государства. Постоянные военные конфликты между Московским государством, Литвой и Польшей обездолювали украинский народ. Имея перед собой таких "покровителей", украинский народ был более склонен к Москвы, которая после падения Константинополя объявила себя "третьим Римом", а следовательно и единственным защитником православной веры. Стремление Москвы освободить украинские земли от чужой веры - католицизма - вызвало определенные симпатии украинского народа, стремление к союзу с ней в борьбе за свое освобождение.
Такое положение украинского народа в этот период негативно повлияло на его духовную культуру, однако не привело к полному культурного упадка. Культурный процесс на украинских землях продолжался, но это развитие очень часто шел не по своим собственным законам. Относительно философской мысли XIII - XV вв., то и она имела место в этом процессе. К сожалению, достижение философов - мыслителей той поры еще мало исследован. Заслуживает большее внимание философское осмысление народной фольклорной творчества того времени, ярким выразителем которой были народные думы с их реальными героями - защитниками украинского народа от поработителей.
В духовной культуре Украины XIII-XV вв. начинают проявляться тенденции и явления украинского Передвідродження. С XIII ст., кроме церковно-богословских, появляются произведения светского характера, ярким примером которых является Галицко-Волынская летопись - один из первых украинских прозаических произведений. Это отдельное летописный свод, начало которого был утрачен, а затем идет упоминание о смерти Романа Мстиславича (19 июня 1205 г.) и заканчивается летопись 1292 г. Здесь даются сведения о жизни и деятельности Даниила Романовича, других исторических лиц, об исторических событиях того времени. Гуманистически направленный, это произведение пронизано идеями служения Родине, ее защиты от врагов, потребностью в объединении украинских земель. Храбрость, мужество, рыцарская честность - лучшие черты, которыми авторы летописи наделяют своих героев, и прежде всего Даниила Галицкого.
В культурной жизни Украины значительно распространяются еретические учения и свободомыслие. Одним из таких учений было богомільство, которое выступало против официальной церкви, против "отцов церкви". Значительное влияние на них оказали реформационные движения, которые произошли в странах Западной Европы, апокрифическая литература, особенно дуалистического и эсхатологического содержания.
В 50 - 70-х годах XIV в. богомільство перевернулась в Новгород и Псков и вылилось в так называемую ересь "стригольників", проводниками которой были дьяк Никита и цирюльник Карп. Идеи, взгляды "стригольників" сводились к признанию двух начал мира: Бога как творца невидимого духовного мира, творца неба и добра и дьявола как творца видимого земного телесного мира, в том числе и человека, творца зла. "Стригольники" выступили против официальной церкви, считая ее слугой дьявола, отвергали догматы о бессмертии души и загробной райской жизни, не признавали церковных обрядов, икон и т.д.
В XV в. культурно-литературная жизнь в Украине заметно оживляется, сплачиваются силы, близкие по духу гуманизма. Во второй половине XV в. выходят в свет выдающиеся памятники украинского книжного искусства - "Льствица", "Златоструй", осуществляются новые редакции "Киево-Печерского Патерика", растет количество переводных произведений. В этот период в Украине появляются произведения чисто философского содержания, и возникновение их связывают с так называемыми "зжидовїлими", представителями религиозного еретического учения, которые тоже, как и "стригольники", выступили против многих церковных порядков - отвергали церковные обряды, моления перед иконами и мощами, не признавали монашества и т.д. "Зжидовілі" утверждали, что нет святой Троицы, что Иисус Христос еще не родился, а тот, кто выдает себя за него, - просто человек, а не Бог. Они отстаивали веротерпимость и свободу религиозных взглядов, выступали против осуждения еретиков и других отступников. Церковь дважды (1490 и 1504 гг.) прокляла эту секту, разгромила ее и казнила многих ее сторонников.
Литература "зжидовілих" состоит из нескольких переводных произведений теологически-философского содержания, среди которых "Логика Авіасафа" (в переводе имеет еще название "Киевская логика") - часть произведения арабского философа XI - XII вв. аль-Газали "Стремления философов", "Речь Моисея Египтянина" ("Логический словарь") - еврейского философа XII в. Моисея Маймонида.
"Энциклопедией" киевских "зжидовілих" называет Д, Чижевский "Аристотелевы врата", или "Тайная тайных" - книгу арабского происхождения XI-XII вв., переведенная с древнееврейского сокращенной переработки. Содержание книги составляют якобы поучения, наставления Аристотеля Александрой! Македонскому. Самому Аристотелю это произведение, конечно, не относится. Это сборник логических трактатов того самого Моисея Маймонида и других авторов. Философская проблематика в данном произведении представлена рядом вопросов онтологического, гносеологического, морально - этического плана. Онтологические и гносеологические вопросы рассматриваются в основном с позиции арістотелізму. Что же до морально-этических проблем, то здесь центральное место занимают вопросы добра и зла, таких добродетелей, как справедливость, простота, мера, умеренность, осуждение скупости, зависти и т.д. Культ разума, процветания мудрости присущ "Арістотелевим вратам": "Сотворил Бог прежде всего самовласть духовную и найполнейшую и найпотребнейшую и вообразовал в ню все ество и нарек ея ум".
Примером утверждения рационалистического направления есть такие переводные произведения, как "Шестокрил" и "Космография", в которых даются астрономические знания о Вселенной, мироздании и т.д. Вся эта переводная литература составляла основу рационалистического учения "ожидовілих". Д. Чижевский отмечает: "Как бы то ни было, какой бы то незначительное влияние не имела незначительное по объему философствующая литература "ожидовілих", как бы не заникли воспоминания о ней позже, - "ожидовілі" были теми, кто впервые ввел в украинское культурное окружение произведения сутофілософічного содержания..." [10, с. 28].
Даже довольно-таки контурный обзор философской мысли указанного периода показывает те явления и тенденции, которые характеризуются как украинское Передвідродження, признаками которого являются критическое отношение к ортодоксальных догматов христианства, обращение к реальной жизни человека, провозглашение силы ума, способности познать законы природы и т.д.