Раздел V
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ, ОБРАЗОВАНИЕ, СТАНОВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX вв.
6. Педагогическое наследие Михаила Коцюбинского
Михаил Михайлович Коцюбинский (1864 - 1913) - известный украинский писатель, мастер художественного слова, общественный деятель, талантливый педагог. Родился в г. Виннице в семье мелкого чиновника, закончил духовное училище в Шаргороде. Михаил Коцюбинский постоянно занимался самообразованием. «Среди тех авторов, которых я десятками глотал, наибольшее впечатление произвел на меня Марко Вовчок, а спустя Тарас Шевченко», - вспоминал он.
В 1897 - 1898 гг. работал в газете «Волынь». В 1898 г. переехал в Чернигов, где служил в губернской земской управе статистиком.
Михаил Коцюбинский больше известен как талантливый писатель, чем как педагог. В психологических новеллах и повестях он рисует картину современной ему жизни, описывает тяжелый труд, безрадостное, голодное детство в бедных семьях, жалость тогдашней школы.
Педагогическую деятельность Михаил Коцюбинский начал в 1881 г. как репетитор. В течение 10 лет учительствовал в городах Станиславчик и Виннице, в селах Михайловка, Лопатинцях. В 1891 г. сдал экзамен по учительскую семинарию. В селах видел разорение крестьян, их бесправие, в то же время замечал тягу к знаниям. Как сельский учитель Михаил Коцюбинский вел активную общественную работу по ликвидации неграмотности среди взрослых, организовывал беседы с крестьянами. Его педагогическая деятельность проходила в условиях преследований и гонений со стороны полиции. Еще в первый год репетиторства 17-летний Михаил Коцюбинский был арестован и затем все время находился под негласным надзором.
Писатель видел социальные причины культурной отсталости украинского народа. Он критиковал царскую политику, буржуазный национализм, предательскую позицию либеральной интеллигенции. Вопросы культуры и народного образования рассматривал в тесной связи с развитием революционной борьбы трудящихся. Это особенно ярко выражено в произведении «Fata morgana». Был атеистом, выступал против вмешательства церкви и духовенства в светскую жизнь и школьные дела. Отстаивал светскую школу, критиковал религию и духовенство: «Попы поют молитвы, хвалят господа бога, на их ризах человеческая кровь».
Михаил Коцюбинский осуждал произвол, насилие и издевательство над человеческой личности, неуважение к человеческому достоинству в тогдашних школах. Как педагог он руководствовался гуманными демократическими традициями народной системы воспитания. В педагогической работе реализовывал свои способности, умело проводил занятия, используя наглядность, в том числе и собственные зарисовки, учитывал возрастные и индивидуальные особенности детей. Нежно и терпеливо вел себя с учениками, находил подход даже к проказников. С учениками у него всегда были доверительные отношения. Добивался, чтобы они сознательно усваивали учебные ный материал, стимулировал интерес к науке, литературе, разучивал и ставил с детьми небольшие пьесы. Его систематические наблюдения послужили для создания жизненных рассказов, новелл, сказок о детях и для детей.
К воспитанию собственных детей Михаил Коцюбинский относился так же ответственно, с любовью и заботой. Дочь Ирина вспоминала: «Ласковые глаза, безграничная радость, тепло, которое окутывает тебя, согревает лучами солнца, - это первые мои воспоминания о папе, первые родственные чувства». В семье Коцюбинских учебно-воспитательная работа и развитие детей предусматривали правильный режим, своевременную подготовку уроков, организацию труда и отдыха. Детей приучали к аккуратности и бережливости.
В результате русификаторской политики царского правительства Михаил Коцюбинский не мог обучать детей на украинском языке. Но общался всегда на украинском. Он решительно выступал за естественное право украинского народа развивать свою национальную культуру, за обучение в школах на украинском языке.
В статье «Русский язык в Галиции» он протестует против национального и культурного гнета трудящихся Западной Украины, требует ввести в школах обучение на родном языке. В то же время он подчеркивал бесправности всех народов России. Например, отмечал, что якутские дети, не зная русского языка, должны были учиться по русским букварем. По-главная неграмотность была характерна для всех народов империи.
Общественно-педагогическая деятельность Михаила Коцюбинского неразрывно связана с его литературным творчеством. В художественных произведениях он ярко изображал жизнь и индивидуальные особенности детей. В публицистических статьях поднимал проблемы трудового, атеистического, эстетического воспитания, критиковал догматические методы воспитания в шко лах, писал о бесправии народных учителей.
Трудовое воспитание Михаил Коцюбинский рассматривал как составную часть всестороннего развития детей, как один из действенных средств нравственного воспитания. Он подчеркивал, что посильный общественно полезный труд развивает волю и характер, воспитывает инициативность, смелость, настойчивость. Эти идеи воплощены в художественной форме в ряде рассказов.
Важное значение он придавал единства обучения и воспитания. Считал, что здесь имеет немалое значение учебная и педагогическая литература. Однако отбор книг в школах и библиотеках не отвечал элементарным требованиям педагогики. Детскую литературу Михаил Коцюбинский рассматривал как составной элемент воспитания. В течение нескольких лет активно сотрудничал в журнале «Звонок». Написал для детей ряд стихотворных произведений. Кстати, первым печатным произведением Михаила Коця бинського был стих для детей «Наша хатка» (1890). Создал несколько сказок, воспитывали у читателей высокие моральные качества, прививали любовь к честному труду.
Наиболее ярко талант Михаила Коцюбинского как автора произведений для детей и педагога оказался в рассказах «Харитя», «Елка», «Маленький грешник». В них выведен ряд детских образов, описываются тяжелые условия жизни бедняков. Мастерски раскрывая психологию детей, автор показывал их чистые чувства, мысли, переживания; стремление помогать своим родителям в тяжелом труде. Эти произведения воспитывают у детей трудолюбие, уважение к родителям, честность.
В рассказе «Харитя» речь идет о восьмилетнюю крестьянскую девочку, которая с лаской и нежностью ухаживает за больной матерью. Чтобы порадовать ее и спасти урожай, ребенок берется за непосильную работу - пытается самостоятельно выжать поле.
Рассказ «Маленький грешник» раскрывает трагедию маленького ребенка, выброшенной нуждой на улицу. Старшие уличные мальчишки становятся «воспитателями» Диму и делают из него нищего и воришку.
«Десять рабочих» - поучительная рассказ для детей о том, что надо хорошо учиться и уметь ловко работать собственными руками.
М. Мельников, один из бывших учеников, вспоминал, как Михаил Коцюбинский читал детям журнал «Звонок», а они, рассматривая в нем иллюстрации, портреты писателей, как-то спросили, почему здесь нет его портрета. Учитель ответил, что такой чести удостоены только талантливые писатели, и добавил: «Если бы кто-нибудь и захотел поместить мой портрет, я категорически отказался бы».
В рассказах о детях писатель достигает такой поэтичности, которая, по словам Панаса Мирного, является «ярким, как солнечный луч, рисунком». Богатство народной речи, живописность, экспрессивность изображения движения, звуковая «оркестровка» произведения, художественный лаконизм - такие особенности рассказов о детях. Благодаря всестороннему наблюдению и изучению индивидуальных особенностей детей Михаил Коцюбинсь кий сумел уже в первых своих произведениях глубоко раскрыть психологию своих героев.
Произведения Михаила Коцюбинского, написанные для детей, имеют глубокий социальный смысл и большое воспитательное значение, тематика их разнообразна. Кроме того, он записывал народные песни, в частности песни и легенды о Кармелюка, придавая большого веса народнопоетичним произведениям в образовании и воспитании.
Писателя и общественного деятеля тревожило состояние народного образования и бесправие народных учителей. В публицистических статьях, печатавшихся под общим названием «Школьное дело», он выступал за улучшение состава учителей и создание необходимых условий для их труда. В педагогических учебных заведениях, по мнению Михаила Коцюбинского, надо расширить общеобразовательную и специальную подготовку будущих учителей, открыть педагогические библиотеки. Значение народного учителя Михаил Коцюбинский рассматривал всесторонне. Народный учитель должен не только хорошо учить и воспитывать детей, но и иметь тесную связь с народом, будить его национальное сознание, честно служить родине. В одной из статей цикла «Школьное дело» Михаил Коцюбинский показывает зависимость народных учителей от произвола всевозможных чиновников. В то же время пишет о недостойное поведение некоторых учителей, в частности о расправе учителей - самодуров и даже ректора Мирго родського училища над учениками.
Михаил Коцюбинский в первом своем рассказе «Андрей Соловійко, или Вченіє мир, а невченіє тьма» (1884) правдиво показывает тяжелые условия жизни трудящихся и их детей. Молодой учитель Андрей Соловійко стремится изменить сознание людей, повысить их духов ный уровень. Он клянется: «Всю свою любовь, которая есть в моем сердце, весь свой ум, что есть в моей голове, все то я отдам бедным, измученным детям и их темным родителям и мамам». Писатель создает образ народного учителя, который не только учит детей грамоте, но и прививает им любовь к чтению: «...Что не книжка, то и ум», - поучал он.
Учителя, находясь в полной зависимости от чиновников и духовенства, не могли изменить систему обучения и воспитания. Они шли на компромисс с духовенством, потому что не могли бороться за настоящую народную образование («Хо», «Куколка»). И отдельные народные учителя серьезно относились к своей просветительской деятельности. Они охотно ехали на село, учили грамоте, несли слово правды, боролись с предрассудками.
Михаил Коцюбинский оставил заметный след в истории педагогической мысли, его литературное наследие отражает тогдашние проблемы и одновременно является жемчужиной прекрасного художественного воспроизведения действительности. Максим Горький, глубоко потрясен смертью Михаила Коцюбинского, писал в телеграмме: «великого человека потеряла Украина, долго и хорошее вспомнит она его хорошую работу».